24 октября 2012 в 10:55
С 1 июля 2012 года вступил в силу основной массив новых регламентов розничного рынка электроэнергии, введённых постановлением правительства № 442 от 4 мая 2012 года. Устранён ряд перекосов, возникших в результате спешного пересмотра правил розницы в ноябре прошлого года. Однако конкретизация многих предусмотренных мер растянута во времени.
После перехода
С 1 июля 2012 года вступил в силу основной массив новых регламентов розничного рынка электроэнергии, введённых постановлением правительства № 442 от 4 мая 2012 года. Устранён ряд перекосов, возникших в результате спешного пересмотра правил розницы в ноябре прошлого года. Однако конкретизация многих предусмотренных мер растянута во времени.
Существенные изменения на розничном рынке электроэнергии (РРЭ) произошли в ноябре прошлого года, когда занимавший в то время должность премьера РФ Владимир ПУТИН подписал постановление правительства № 877, призванное либерализовать РРЭ и лишить энерго-сбытовые компании дополнительной прибыли сверх сбытовой надбавки. Ряд существовавших механизмов, позволявших энергосбытовым компаниям и прежде всего гарантирующим поставщикам (ГП) получать нетарифные доходы, был отменён. Однако резкость этого постановления и повлекла за собой необходимость пересмотреть подход к розничному сегменту энергорынка. Оживлённое обсуждение правил розницы увенчалось принятием 4 мая нового постановления правительства № 442, синхронизировавшего с действительностью наиболее радикальные положения предыдущего постановления. В рамках новых правил коренным образом изменилась структура доходов ГП, приняты меры по облегчению выхода потребителей на оптовый рынок, повышены требования к качеству обслуживания клиентов ГП и строгость взысканий за безучётное и бездоговорное потребление электроэнергии, упорядочен и синхронизирован учёт потреблённой мощности на оптовом и розничном рынках, подготовлена почва для сокращения объёмов ненужного сетевого строительства.
Жизнь на одну надбавку
Постановление правительства № 442 унаследовало в почти неизменном виде основной посыл ноябрьского постановления: ГП должны обеспечивать своё существование за счёт регулируемой сбытовой надбавки, а не нетарифных доходов.
В соответствии с постановлением № 877 с 1 апреля 2012 года был ликвидирован ряд механизмов, которые служили источниками доходов для ГП. Первый из них – дифференциация оплаты электроэнергии по числу часов использования мощности (ЧЧИ). ЧЧИ были введены в 2009 году для поощрения стабильного потребления электроэнергии потребителями-одноставочниками. В рамках этой системы электроэнергия дешевле всего обходилась потребителям, которые тратят электроэнергию равномерно, – как, например, завод, работающий в три смены. В то же время для пользователей с нестабильным потреблением, таких как офисы, которые ночью практически не потребляют электроэнергию, ставка была выше. Однако ввиду отсутствия у большинства потребителей почасовых приборов учёта, а также по причине отсутствия утверждённой методики определения ЧЧИ существовали разногласия в подходах к определению указанного параметра. Из этих соображений дифференциация по ЧЧИ была отменена. Другой ликвидированный источник нетарифных доходов – так называемый эффект сальдирования. Возможность извлечь дополнительную выгоду возникла за счёт разницы в методологии определения мощности на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ) и РРЭ. На ОРЭМ ГП оплачивал приобретённую мощность исходя из объёма, потребляемого им в час собственного максимума нагрузки, а потребителям-двухставочникам продавал исходя из объёмов в час их максимума. В итоге ГП получал возможность продать больше мощности, чем купил сам.
По сути единственным законным источником дохода для ГП должна была стать регулируемая сбытовая надбавка – ранее малозначащая величина, составляющая в конечной цене электроэнергии 3–5%. Однако со временем выяснилось, что сбытовой надбавки в том виде, в котором она существовала, хватает на обеспечение в лучшем случае половины операционных расходов ГП. Так, глава НП гарантирующих поставщиков и энерго-сбытовых компаний (НП ГП и ЭСК) Наталья НЕВМЕРЖИЦКАЯ отмечала, что по итогам опроса 31 компании – участника НП (годовая выручка в 2011 году – 400 млрд рублей) в 2011 году расходы, учтённые в сбытовой надбавке, по этим компаниям составили 14,65 млрд рублей при ожидаемых расходах 24 млрд рублей, то есть недофинансирование сбытовой надбавки составило не менее 40%. Когда нетарифные доходы ликвидировали, возник предвиденный дефицит финансирования операционной деятельности.
Постановление № 442 сильно подняло ценность сбытовой надбавки. Принципиальное изменение в её расчёте – это уход от регулирования по издержкам и учёт в ней нормативного уровня доходности.
По новой методике сбытовая надбавка устанавливается отдельно для разных групп потребителей, а именно: 1) население и приравненные к нему потребители; 2) сетевые организации; 3) прочие потребители. Прочие потребители, в свою очередь, дифференцируются по подгруппам в зависимости от максимальной мощности энергопринимающих устройств: 1) крупные потребители (свыше 10 МВт); 2) средние потребители (от 670 кВт до 10 МВт); 3) мелкие потребители (от 100 кВт до 670 кВт); 4) очень мелкие потребители (менее 100 кВт).
Для населения сбытовая надбавка рассчитывается исходя из экономически обоснованных затрат. Но в этом случае принципиально важна расшифровка этих затрат, ведь население, принося ГП относительно скромный доход, является самой сложной категорией с точки зрения обслуживания – как с позиции его организации (требования к качеству которой, кстати, заметно повысились – об этом ниже), так и с точки зрения рисков неплатежей и прочих факторов. По опубликованному ФСТ в конце августа проекту методологических указаний по расчёту сбытовых надбавок ГП и размера доходности их продаж, который развивает положения ПП № 442, в сбытовой надбавке будет учитываться ряд ключевых расходных статей. Это расходы на осуществление деятельности ГП и обеспечение соблюдения стандартов качества, расходы, связанные с организацией принятия им на обслуживание населения с применением особого порядка и совершением иных действий, включая расходы на обслуживание заёмных средств; расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей, и расходы на формирование резерва по сомнительным долгам и по списанию безнадёжной задолженности. Расходы на обслуживание кредитов учитываются исходя из процентной ставки, не превышающей средней ставки рефинансирования, рассчитанной на основании ставки ЦБ плюс 0,4%, при этом в качестве достаточного размера оборотного капитала используется величина, не превышающая 1/12 части валовой выручки от продаж населению. Резерв по сомнительным долгам не должен превышать 1,5% от того же показателя. Отметим, что по расчётам НП ГП и ЭСК на конец 2011 года в целом по рынку безнадёжная дебиторская задолженность ГП составляла около 40 млрд рублей, кредитный портфель – 80–100 млрд рублей, затраты на обслуживание кредитов – 10–12 млрд рублей. Сбытовая надбавка для прочих потребителей будет устанавливаться как фиксированный процент от стоимости электроэнергии, но для каждого ГП – индивидуально с учётом структуры клиентской базы, объёмов полезного отпуска и территориальных особенностей. «Дифференциация сбытовой надбавки выгодна крупным потребителям – для них стоимость энергии может снизиться на несколько процентов», – заключают в своём исследовании аналитики консалтинговой компании Branan. Однако снятие ограничений по росту сбытовой надбавки вкупе с учётом экономически обоснованных расходов даётся ГП не без нагрузки. Постановление № 442 заметно повысило требования к качеству обслуживания потребителей. Так, согласно постановлению, к 1 мая 2013 года ГП должны разработать и внедрить стандарты качества обслуживания потребителей и программы мероприятий по повышению качества клиентского обслуживания. В стандарт входят функционирование центров очного и заочного обслуживания, в том числе обеспечение бесплатных каналов связи, возможность оплаты услуг различными способами (в том числе для физлиц – без комиссии), услуга удалённого приёма данных коммерческого учёта от потребителей (через телефон, Интернет и т. д.)...
Как отмечает советник зампреда правления НП ГП и ЭСК Михаил БЫКАНОВ, стандарты качества обслуживания были приняты во многих крупных ГП по собственной инициативе ещё до выхода постановления, поскольку для энергосбыта основной актив не материальные фонды, как у генкомпаний, а клиентская база и сотрудники. Многие компании создают колл-центры и центры обслуживания клиентов, внедряют опцию онлайн-оплаты. Так, в «Омскэнергосбыте» онлайн-оплата была введена в сентябре 2010 года; в «Смоленскэнергосбыте» и «Свердловэнергосбыте» введена возможность передавать показания приборов учёта через sms. По словам Михаила, если сбытовая надбавка будет учитывать расходы, связанные с выполнением стандартов качества, и соответствовать экономически обоснованным затратам на реализацию инвестпроектов, качество обслуживания клиентов энергосбытов будет расти ещё быстрее.
Методология расчёта сбытовой надбавки пока существует в виде проекта. Хватит ли её ГП для исполнения всего, что предписано ПП № 442, покажет время. Впрочем, рассматривая финансовое будущее сбытового сектора, стоит также учитывать ряд новых расходных статей, формирующихся безотносительно к постановлению. Так, чтобы сократить субсидирование населения промышленностью, для первых готовится введение социального нормирования энергопотребления. Соответствующее распоряжение правительства было подписано 10 сентября. По утверждённому комплексу мер, с 2013 года соцнорма потребления электроэнергии вводится в ряде пилотных регионов РФ. Она предполагает, что население будет оплачивать минимальный месячный объём потребления, размер которого ещё не определен, по одной тарифной ставке, а сверхнормативное потребление – по другой. Но в этом случае энергосбытовые компании, в первую очередь ГП, должны будут понести дополнительные расходы на обеспечение корректного помесячного учёта потребления электроэнергии домохозяйством.
Постановление правительства № 442 унаследовало в почти неизменном виде основной посыл ноябрьского постановления: ГП должны обеспечивать своё существование за счёт регулируемой сбытовой надбавки, а не нетарифных доходов.
В соответствии с постановлением № 877 с 1 апреля 2012 года был ликвидирован ряд механизмов, которые служили источниками доходов для ГП. Первый из них – дифференциация оплаты электроэнергии по числу часов использования мощности (ЧЧИ). ЧЧИ были введены в 2009 году для поощрения стабильного потребления электроэнергии потребителями-одноставочниками. В рамках этой системы электроэнергия дешевле всего обходилась потребителям, которые тратят электроэнергию равномерно, – как, например, завод, работающий в три смены. В то же время для пользователей с нестабильным потреблением, таких как офисы, которые ночью практически не потребляют электроэнергию, ставка была выше. Однако ввиду отсутствия у большинства потребителей почасовых приборов учёта, а также по причине отсутствия утверждённой методики определения ЧЧИ существовали разногласия в подходах к определению указанного параметра. Из этих соображений дифференциация по ЧЧИ была отменена. Другой ликвидированный источник нетарифных доходов – так называемый эффект сальдирования. Возможность извлечь дополнительную выгоду возникла за счёт разницы в методологии определения мощности на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ) и РРЭ. На ОРЭМ ГП оплачивал приобретённую мощность исходя из объёма, потребляемого им в час собственного максимума нагрузки, а потребителям-двухставочникам продавал исходя из объёмов в час их максимума. В итоге ГП получал возможность продать больше мощности, чем купил сам.
По сути единственным законным источником дохода для ГП должна была стать регулируемая сбытовая надбавка – ранее малозначащая величина, составляющая в конечной цене электроэнергии 3–5%. Однако со временем выяснилось, что сбытовой надбавки в том виде, в котором она существовала, хватает на обеспечение в лучшем случае половины операционных расходов ГП. Так, глава НП гарантирующих поставщиков и энерго-сбытовых компаний (НП ГП и ЭСК) Наталья НЕВМЕРЖИЦКАЯ отмечала, что по итогам опроса 31 компании – участника НП (годовая выручка в 2011 году – 400 млрд рублей) в 2011 году расходы, учтённые в сбытовой надбавке, по этим компаниям составили 14,65 млрд рублей при ожидаемых расходах 24 млрд рублей, то есть недофинансирование сбытовой надбавки составило не менее 40%. Когда нетарифные доходы ликвидировали, возник предвиденный дефицит финансирования операционной деятельности.
Постановление № 442 сильно подняло ценность сбытовой надбавки. Принципиальное изменение в её расчёте – это уход от регулирования по издержкам и учёт в ней нормативного уровня доходности.
По новой методике сбытовая надбавка устанавливается отдельно для разных групп потребителей, а именно: 1) население и приравненные к нему потребители; 2) сетевые организации; 3) прочие потребители. Прочие потребители, в свою очередь, дифференцируются по подгруппам в зависимости от максимальной мощности энергопринимающих устройств: 1) крупные потребители (свыше 10 МВт); 2) средние потребители (от 670 кВт до 10 МВт); 3) мелкие потребители (от 100 кВт до 670 кВт); 4) очень мелкие потребители (менее 100 кВт).
Для населения сбытовая надбавка рассчитывается исходя из экономически обоснованных затрат. Но в этом случае принципиально важна расшифровка этих затрат, ведь население, принося ГП относительно скромный доход, является самой сложной категорией с точки зрения обслуживания – как с позиции его организации (требования к качеству которой, кстати, заметно повысились – об этом ниже), так и с точки зрения рисков неплатежей и прочих факторов. По опубликованному ФСТ в конце августа проекту методологических указаний по расчёту сбытовых надбавок ГП и размера доходности их продаж, который развивает положения ПП № 442, в сбытовой надбавке будет учитываться ряд ключевых расходных статей. Это расходы на осуществление деятельности ГП и обеспечение соблюдения стандартов качества, расходы, связанные с организацией принятия им на обслуживание населения с применением особого порядка и совершением иных действий, включая расходы на обслуживание заёмных средств; расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей, и расходы на формирование резерва по сомнительным долгам и по списанию безнадёжной задолженности. Расходы на обслуживание кредитов учитываются исходя из процентной ставки, не превышающей средней ставки рефинансирования, рассчитанной на основании ставки ЦБ плюс 0,4%, при этом в качестве достаточного размера оборотного капитала используется величина, не превышающая 1/12 части валовой выручки от продаж населению. Резерв по сомнительным долгам не должен превышать 1,5% от того же показателя. Отметим, что по расчётам НП ГП и ЭСК на конец 2011 года в целом по рынку безнадёжная дебиторская задолженность ГП составляла около 40 млрд рублей, кредитный портфель – 80–100 млрд рублей, затраты на обслуживание кредитов – 10–12 млрд рублей. Сбытовая надбавка для прочих потребителей будет устанавливаться как фиксированный процент от стоимости электроэнергии, но для каждого ГП – индивидуально с учётом структуры клиентской базы, объёмов полезного отпуска и территориальных особенностей. «Дифференциация сбытовой надбавки выгодна крупным потребителям – для них стоимость энергии может снизиться на несколько процентов», – заключают в своём исследовании аналитики консалтинговой компании Branan. Однако снятие ограничений по росту сбытовой надбавки вкупе с учётом экономически обоснованных расходов даётся ГП не без нагрузки. Постановление № 442 заметно повысило требования к качеству обслуживания потребителей. Так, согласно постановлению, к 1 мая 2013 года ГП должны разработать и внедрить стандарты качества обслуживания потребителей и программы мероприятий по повышению качества клиентского обслуживания. В стандарт входят функционирование центров очного и заочного обслуживания, в том числе обеспечение бесплатных каналов связи, возможность оплаты услуг различными способами (в том числе для физлиц – без комиссии), услуга удалённого приёма данных коммерческого учёта от потребителей (через телефон, Интернет и т. д.)...
Как отмечает советник зампреда правления НП ГП и ЭСК Михаил БЫКАНОВ, стандарты качества обслуживания были приняты во многих крупных ГП по собственной инициативе ещё до выхода постановления, поскольку для энергосбыта основной актив не материальные фонды, как у генкомпаний, а клиентская база и сотрудники. Многие компании создают колл-центры и центры обслуживания клиентов, внедряют опцию онлайн-оплаты. Так, в «Омскэнергосбыте» онлайн-оплата была введена в сентябре 2010 года; в «Смоленскэнергосбыте» и «Свердловэнергосбыте» введена возможность передавать показания приборов учёта через sms. По словам Михаила, если сбытовая надбавка будет учитывать расходы, связанные с выполнением стандартов качества, и соответствовать экономически обоснованным затратам на реализацию инвестпроектов, качество обслуживания клиентов энергосбытов будет расти ещё быстрее.
Методология расчёта сбытовой надбавки пока существует в виде проекта. Хватит ли её ГП для исполнения всего, что предписано ПП № 442, покажет время. Впрочем, рассматривая финансовое будущее сбытового сектора, стоит также учитывать ряд новых расходных статей, формирующихся безотносительно к постановлению. Так, чтобы сократить субсидирование населения промышленностью, для первых готовится введение социального нормирования энергопотребления. Соответствующее распоряжение правительства было подписано 10 сентября. По утверждённому комплексу мер, с 2013 года соцнорма потребления электроэнергии вводится в ряде пилотных регионов РФ. Она предполагает, что население будет оплачивать минимальный месячный объём потребления, размер которого ещё не определен, по одной тарифной ставке, а сверхнормативное потребление – по другой. Но в этом случае энергосбытовые компании, в первую очередь ГП, должны будут понести дополнительные расходы на обеспечение корректного помесячного учёта потребления электроэнергии домохозяйством.
Уход от плавающего пика
Принятие новых правил розничного рынка ликвидировало коллизию, связанную с определением объёмов потреблённой мощности. Ноябрьское постановление ввело разные принципы определения объёмов на ОРЭМ и РРЭ: так, если на оптовом рынке объём мощности должен был определяться исходя из собственного пика потребителя в дневные часы рабочих дней, то на розничном – исходя из нагрузки потребителя в час пика нагрузки ГП. Отличие собственного пика нагрузки от пика нагрузки ГП побуждало бы потребителя, который работал на оптовом рынке самостоятельно, переходить на обслуживание ГП, снижая тем самым конкуренцию в секторе. Постановление № 442 ввело единый принцип определения мощности на обоих рынках. С 1 января 2013 года коммерческий оператор публикует для каждого региона час пиковой нагрузки, и потребитель оплачивает мощность как на ОРЭМ, так и на РРЭ исходя из средней по дням месяцев нагрузки, которой он достигал в данные часы. Это ликвидирует стимул к уходу с ОРЭМ на обслуживание к ГП. На три ставки Постановление № 442 содержит тарифные новации, вносящие определённость в порядок оплаты потреблённой электроэнергии и мощности. С 1 июля 2013 года крупные потребители (с максимальной мощностью не менее 670 кВт) в обязательном порядке переводятся на двух- или трёхставочный тариф, отдельно расплачиваясь за объём фактически потреблённой электроэнергии и фактически потреблённой мощности в час пиковой нагрузки субъекта РФ (в случае выбора 3-й или 5-й ценовой категории), а также за содержание сетей (в случае выбора 4-й или 6-й ценовой категории). Ставка за содержание сетей рассчитывается на основе фактически потреблённой мощности в час собственного пика потребления.
Остальные потребители смогут, как и раньше, выбирать между одноставочным и двухставочным тарифами исходя из наличия соответствующих приборов учёта. Принцип определения цены для потребителей-одноставочников изменился: теперь для них будет определяться единый коэффициент оплаты мощности.
Крайний по учёту
В постановлении о розничных рынках содержится ряд нововведений, касающихся коммерческого учёта электроэнергии. Требования к приборам учёта электроэнергии теперь зависят от категории потребителя. Установлено, что счётчик обязан установить собственник энергопринимающих устройств. Если же он этого не делает, он оплачивает сетевой компании услуги по установке счётчика. Определены сроки, когда потребитель обязан передать ГП показания счётчика. Введён ряд штрафов: увеличена ответственность за безучётное и бездоговорное потребление электроэнергии.
В будущем планируется упорядочить систему расчётов на розничном рынке: так, пока в стадии разработки и обсуждения находится система с учреждением единого регистратора, в ведение которого будут переданы все расчёты на рознице (около 2 трлн рублей в год) и без акцепта которого списание средств со спецсчетов не будет возможным.
В борьбе за конкуренцию
В новых правилах определены условия, при которых гарантирующий поставщик может потерять свой статус. Это происходит в случае банкротства, ликвидации, исключения из реестра субъектов оптового рынка или добровольного отказа. Если ГП не нарушает правил, то потерять статус он не может.
Однако при этом лишаются статуса так называемые ГП второго уровня, которые покупают электроэнергию и мощность не на ОРЭМ, а у ГП. Как говорил, представляя постановление № 442, Владимир ПУТИН, их существование вынуждало потребителей платить двойную сбытовую надбавку, а перейти к другому сбыту было трудно. Теперь с 1 октября они потеряют статус в пользу ГП первого уровня, если не выйдут на оптовый рынок.
Постановление № 442 заметно облегчило выход потребителей на оптовый рынок. В числе самых прогрессивных для потребителя мер, введённых постановлением, отмена заключения региональной энергетической комиссии (РЭК) о социально-экономических последствиях выхода потребителя на ОРЭМ и компенсации сбытовой надбавки ГП, от которого уходят к конкуренту, для малых и средних потребителей (с присоединённой мощностью до 2 МВт). Так правительство поощряет конкуренцию между сбытовыми компаниями.
Не так быстро
Не все вопросы розницы удалось разрешить в рамках новых правил. Так, один из острейших споров на стадии разработки документа касался вопроса определения ответственности за строительство ненужных объектов сетевого хозяйства, так называемых энергетических памятников. Инициатива, которую планировалось изначально заложить в постановление, предполагала введение для крупных потребителей (не менее 670 кВт) оплаты не используемой, а присоединённой сетевой мощности. Аргументы сетей понятны: с 1 января 2011 года из платы за техприсоединение была исключена инвестиционная составляющая в части капитального строительства, связанного с присоединением потребителя, который, таким образом, перестал нести обязательства по его оплате. Все расходы на строительство стали нести сетевые организации, а поскольку в итоге эти расходы были переложены в тариф на передачу, фактически обязательства по оплате чужого непродуманного строительства легли на плечи всех остальных потребителей региона. В результате в чистом поле стоят бесполезные «памятники», а потребители платят за их поддержание. Попытка призвать заявителя к ответственности через введение оплаты резерва мощности вызвала резкую критику со стороны потребителей. Их тоже можно понять: допустим, потребитель по своим коммерческим соображениям решил не брать электричество из ЕНЭС, а построил собственную блок-станцию до отмены инвестсоставляющей, оплатив строительство сетевых объектов. Теперь оказывается, что он должен оплачивать ещё и присоединённую сетевую мощность при том, что он уже однажды заплатил за само строительство этой мощности.
В итоге в постановлении № 442 была закреплена промежуточная мера: с 1 июля сети направляют потребителям информацию о наличествующих у них резервных мощностях, однако делают это пока только в уведомительном порядке. Введение оплаты резерва мощности отложено на будущее.
Всё так же не полностью решён вопрос о принудительном выводе крупных объектов генерации на оптовый рынок. По закону, все субъекты электроэнергетики, присоединённые к ЕНЭС России и обладающие генмощностями от 25 МВт, с 1 января 2013 года должны реализовывать всю производимую ими электроэнергию на оптовом рынке за исключением случаев, установленных правительством РФ. Постановление № 442 оговаривает, что такой объект генерации может работать на рознице, если получит подтверждение от «Совета рынка» о том, что на него не распространяется требование о работе только на ОРЭМ. Методология выдачи подтверждения оговорена не была. В начале августа «Совет рынка» взял тайм-аут до 1 октября на разработку положения о порядке выдачи подтверждения.
Принятие новых правил розничного рынка ликвидировало коллизию, связанную с определением объёмов потреблённой мощности. Ноябрьское постановление ввело разные принципы определения объёмов на ОРЭМ и РРЭ: так, если на оптовом рынке объём мощности должен был определяться исходя из собственного пика потребителя в дневные часы рабочих дней, то на розничном – исходя из нагрузки потребителя в час пика нагрузки ГП. Отличие собственного пика нагрузки от пика нагрузки ГП побуждало бы потребителя, который работал на оптовом рынке самостоятельно, переходить на обслуживание ГП, снижая тем самым конкуренцию в секторе. Постановление № 442 ввело единый принцип определения мощности на обоих рынках. С 1 января 2013 года коммерческий оператор публикует для каждого региона час пиковой нагрузки, и потребитель оплачивает мощность как на ОРЭМ, так и на РРЭ исходя из средней по дням месяцев нагрузки, которой он достигал в данные часы. Это ликвидирует стимул к уходу с ОРЭМ на обслуживание к ГП. На три ставки Постановление № 442 содержит тарифные новации, вносящие определённость в порядок оплаты потреблённой электроэнергии и мощности. С 1 июля 2013 года крупные потребители (с максимальной мощностью не менее 670 кВт) в обязательном порядке переводятся на двух- или трёхставочный тариф, отдельно расплачиваясь за объём фактически потреблённой электроэнергии и фактически потреблённой мощности в час пиковой нагрузки субъекта РФ (в случае выбора 3-й или 5-й ценовой категории), а также за содержание сетей (в случае выбора 4-й или 6-й ценовой категории). Ставка за содержание сетей рассчитывается на основе фактически потреблённой мощности в час собственного пика потребления.
Остальные потребители смогут, как и раньше, выбирать между одноставочным и двухставочным тарифами исходя из наличия соответствующих приборов учёта. Принцип определения цены для потребителей-одноставочников изменился: теперь для них будет определяться единый коэффициент оплаты мощности.
Крайний по учёту
В постановлении о розничных рынках содержится ряд нововведений, касающихся коммерческого учёта электроэнергии. Требования к приборам учёта электроэнергии теперь зависят от категории потребителя. Установлено, что счётчик обязан установить собственник энергопринимающих устройств. Если же он этого не делает, он оплачивает сетевой компании услуги по установке счётчика. Определены сроки, когда потребитель обязан передать ГП показания счётчика. Введён ряд штрафов: увеличена ответственность за безучётное и бездоговорное потребление электроэнергии.
В будущем планируется упорядочить систему расчётов на розничном рынке: так, пока в стадии разработки и обсуждения находится система с учреждением единого регистратора, в ведение которого будут переданы все расчёты на рознице (около 2 трлн рублей в год) и без акцепта которого списание средств со спецсчетов не будет возможным.
В борьбе за конкуренцию
В новых правилах определены условия, при которых гарантирующий поставщик может потерять свой статус. Это происходит в случае банкротства, ликвидации, исключения из реестра субъектов оптового рынка или добровольного отказа. Если ГП не нарушает правил, то потерять статус он не может.
Однако при этом лишаются статуса так называемые ГП второго уровня, которые покупают электроэнергию и мощность не на ОРЭМ, а у ГП. Как говорил, представляя постановление № 442, Владимир ПУТИН, их существование вынуждало потребителей платить двойную сбытовую надбавку, а перейти к другому сбыту было трудно. Теперь с 1 октября они потеряют статус в пользу ГП первого уровня, если не выйдут на оптовый рынок.
Постановление № 442 заметно облегчило выход потребителей на оптовый рынок. В числе самых прогрессивных для потребителя мер, введённых постановлением, отмена заключения региональной энергетической комиссии (РЭК) о социально-экономических последствиях выхода потребителя на ОРЭМ и компенсации сбытовой надбавки ГП, от которого уходят к конкуренту, для малых и средних потребителей (с присоединённой мощностью до 2 МВт). Так правительство поощряет конкуренцию между сбытовыми компаниями.
Не так быстро
Не все вопросы розницы удалось разрешить в рамках новых правил. Так, один из острейших споров на стадии разработки документа касался вопроса определения ответственности за строительство ненужных объектов сетевого хозяйства, так называемых энергетических памятников. Инициатива, которую планировалось изначально заложить в постановление, предполагала введение для крупных потребителей (не менее 670 кВт) оплаты не используемой, а присоединённой сетевой мощности. Аргументы сетей понятны: с 1 января 2011 года из платы за техприсоединение была исключена инвестиционная составляющая в части капитального строительства, связанного с присоединением потребителя, который, таким образом, перестал нести обязательства по его оплате. Все расходы на строительство стали нести сетевые организации, а поскольку в итоге эти расходы были переложены в тариф на передачу, фактически обязательства по оплате чужого непродуманного строительства легли на плечи всех остальных потребителей региона. В результате в чистом поле стоят бесполезные «памятники», а потребители платят за их поддержание. Попытка призвать заявителя к ответственности через введение оплаты резерва мощности вызвала резкую критику со стороны потребителей. Их тоже можно понять: допустим, потребитель по своим коммерческим соображениям решил не брать электричество из ЕНЭС, а построил собственную блок-станцию до отмены инвестсоставляющей, оплатив строительство сетевых объектов. Теперь оказывается, что он должен оплачивать ещё и присоединённую сетевую мощность при том, что он уже однажды заплатил за само строительство этой мощности.
В итоге в постановлении № 442 была закреплена промежуточная мера: с 1 июля сети направляют потребителям информацию о наличествующих у них резервных мощностях, однако делают это пока только в уведомительном порядке. Введение оплаты резерва мощности отложено на будущее.
Всё так же не полностью решён вопрос о принудительном выводе крупных объектов генерации на оптовый рынок. По закону, все субъекты электроэнергетики, присоединённые к ЕНЭС России и обладающие генмощностями от 25 МВт, с 1 января 2013 года должны реализовывать всю производимую ими электроэнергию на оптовом рынке за исключением случаев, установленных правительством РФ. Постановление № 442 оговаривает, что такой объект генерации может работать на рознице, если получит подтверждение от «Совета рынка» о том, что на него не распространяется требование о работе только на ОРЭМ. Методология выдачи подтверждения оговорена не была. В начале августа «Совет рынка» взял тайм-аут до 1 октября на разработку положения о порядке выдачи подтверждения.
Сергей ПИКИН, глава Фонда энергетического развития:
Постановление № 442 можно назвать поворотом к потребителю. Начало было заложено ещё постановлением № 877, отменой ЧЧИ. До этого за счёт неравномерного графика потребления гарантирующие поставщики имели больший доход, чем заложен регулятором. Сейчас идёт некое усреднение тарифов вкупе со снижением цен на электроэнергию, так что потребителю стало легче финансово. Но нельзя не отметить, что отмена ЧЧИ – шаг назад с точки зрения энергоэффективности. Раньше у потребителя была мотивация выравнивать график потребления, теперь по сути стоимость не зависит от графика.
Сейчас обсуждается дифференциация сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков. В неё войдёт вопрос обслуживания: чем сложнее обслуживание, тем выше сбытовая надбавка. Методика хорошая, но не всегда ей следуют в должной мере. Регуляторы пытаются экономить за счёт отдельных субъектов рынка, и от них зависит, получат ли гарантирующие поставщики дополнительную прибыль.
Постановление № 442 можно назвать поворотом к потребителю. Начало было заложено ещё постановлением № 877, отменой ЧЧИ. До этого за счёт неравномерного графика потребления гарантирующие поставщики имели больший доход, чем заложен регулятором. Сейчас идёт некое усреднение тарифов вкупе со снижением цен на электроэнергию, так что потребителю стало легче финансово. Но нельзя не отметить, что отмена ЧЧИ – шаг назад с точки зрения энергоэффективности. Раньше у потребителя была мотивация выравнивать график потребления, теперь по сути стоимость не зависит от графика.
Сейчас обсуждается дифференциация сбытовых надбавок для гарантирующих поставщиков. В неё войдёт вопрос обслуживания: чем сложнее обслуживание, тем выше сбытовая надбавка. Методика хорошая, но не всегда ей следуют в должной мере. Регуляторы пытаются экономить за счёт отдельных субъектов рынка, и от них зависит, получат ли гарантирующие поставщики дополнительную прибыль.
Автор: Наталья Семашко