Дружба сетями
Соседние регионы смогут договариваться между собой о совместном установлении единых сетевых тарифов. Проект постановления, уже направленный Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в правительство, поддержан «Россетями», но вызывает много вопросов у ТСО в регионах, которые одними из первых могут воспользоваться новыми правилами.
Источник: Sisacorn / Shutterstock.com
ФАС внесла в правительство проект постановления о совместном регулировании сетевых тарифов в соседних регионах. Как рассказал «Перетоку» начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев, идея состоит в том, чтобы разрешить сопредельным регионам проводить согласованную тарифную политику, совместно определять и устанавливать сетевые тарифы. Решение о согласовании тарифов будет приниматься властями регионов сугубо добровольно, число участников может быть больше двух – в соглашении смогут принимать участие сразу несколько граничащих регионов, договорившись между собой. Постановление может быть утверждено в ближайшие 1,5 месяца, говорит Дмитрий Васильев.
С одной стороны, такой шаг позволит снизить тарифы в регионах – «младших» участниках соглашения, предполагают в ФАС. Рост для лидирующего региона (более крупного, с большим количеством потребителей) будет менее существенным, чем скидки у «младших» партнёров. При этом более развитые территории будут выигрывать от синергетического эффекта: им проще будет планировать и реализовывать крупные проекты, гарантированно возвращать инвестиции. Новая схема выработки тарифных решений откроет путь к более обоснованному и долгосрочному планированию развития сетевого хозяйства и т. д. Соглашения будут заключаться на уровне глав регионов, один из которых (по согласованию с другими) возьмёт на себя координирующие функции. Принцип добровольности является основополагающим, подчёркивает Дмитрий Васильев. Местные тарифные органы будут утверждать ставки на передачу энергии, которые определяются коллегиально в рамках соглашения.
Новая система будет интересна регионам с тесно связанными сетевыми инфраструктурами, полагают в ФАС. В первую очередь речь идёт о Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В будущем механизм может быть реализован и в энергопроблемных регионах, таких как Республика Бурятия, где «старшим партнёром» может выступить Иркутская область, но здесь больше проблемных точек, прежде всего для более развитой территории, и её выгода менее очевидна, говорит Дмитрий Васильев.
«Россети» поддерживают идею Минэнерго России о совместном регулировании сетевых тарифов в соседних регионах, давно и неоднократно выступают за сокращение резких разрывов между регионами по состоянию экономической базы и за укрупнение тарифных зон, заявил «Перетоку» представитель компании. Установление единых тарифов возможно не только в зоне присутствия одного подразделения «Россетей» – МОЭСК (Москва и Московская область) и «Ленэнерго» (Санкт-Петербург и Ленинградская область), но и на территории федеральных округов, и даже на территории всей страны.
– Мы уже выступали с предложениями по установлению федеральной ставки на содержание электросетевого комплекса. Это позволит сбалансировать экономику регионов и справедливо распределять общесистемную нагрузку. Как положительный опыт установления единых тарифов можно привести тарифы на услуги ФСК, которые до 1 января 2007 года были дифференцированы по регионам, а сейчас устанавливаются едиными по всей стране, – отметил представитель компании.
В «Россетях» не видят очевидных рисков в предлагаемой конструкции. Однако представители независимых от «Россетей» территориальных сетевых компаний менее оптимистичны. Так, представитель ЛОЭСК, оказывающей сетевые услуги в Ленинградской области и, очевидно, одной из первых попадающей под новую схему определения тарифов, говорит сразу о нескольких подводных камнях.
– Сегодня не решена проблема сглаживания для RAB-регулируемых сетевых компаний, для многих из которых 2017 год является последним в долгосрочном периоде, – указывает представитель ЛОЭСК. – Поэтому для регионов-«доноров» подобное объединение тарифов будет лишь средством искусственного снижения финансовых последствий для бюджета региона в случае невозврата сглаживания по RAB.
При этом для кого-либо из промпотребителей всех регионов, участвующих в соглашении, сокращение расходов маловероятно. На конечный тариф влияет не только сетевая составляющая, и возможные скидки, вероятно, «съедят» другие факторы. Например, в начале этого года наблюдался незапланированный рост цен на оптовом рынке, напоминает представитель ЛОЭСК. Объединение сетевых тарифов интересно регионам, обладающим большой территорией и протяжёнными сетями на фоне низкой плотности населения. И наоборот, если присоединяющийся к соглашению регион обладает базой компактно расположенной промышленности, то тарифная нагрузка на потребителей только вырастет, считают в ЛОЭСК.
Объединение тарифной политики будет интересно тем регионом, где намечены масштабные инфраструктурные проекты, так как инвестсоставляющая играет значительную роль в сетевом тарифе. Но чем больше во вступающем в соглашение регионе льготного присоединения, тем сильнее для местных сетевиков будет эффект «разводнения» компенсации выпадающих доходов.
– Как мы знаем, как раз Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область крайне диспропорциональны в данном отношении, – говорит представитель ЛОЭСК.
Кроме того, предлагаемая схема «в принципе ставит под вопрос возможность завершения процесса ликвидации перекрёстного субсидирования», обеспокоены в ЛОЭСК.
– Разговоры о принципиальном пересмотре правил регулирования тарифов на услуги по передаче пока остаются на уровне анонсов. Представим последствия для двух регионов, регулирующих сетевой тариф методами долгосрочной индексации и RAB на момент подписания соглашения и через год или два получающих принципиально новые правила, – отмечают в ЛОЭСК. – И это даже без учёта рисков досрочного выхода из соглашения со стороны одного из регионов.
Опасения ТСО, в принципе, объяснимы. Решение о проведении совместной тарифной политики будет приниматься руководителями субъектов Федерации, и существует вероятность, что главы регионов при определённых условиях могут проигнорировать интересы отдельных игроков рынка. В этой связи в ЛОЭСК говорят о другом варианте выравнивания тарифов.
– На наш взгляд, функцию регулятора – перераспределителя необходимой валовой выручки и/или сетевого тарифа между регионами – должна взять на себя именно ФАС, с учётом в первую очередь структуры баланса, структуры потребления, инвестиционного потенциала региона и т. п., – говорит представитель сетевой компании Ленинградской области. – Возможно, именно решение в виде выделения инвестиционной составляющей из сетевого тарифа на отдельное регулирование поможет решить проблему диспропорций сетевых тарифов между регионами.
– Идея предлагаемой опции в том, что руководителям регионов, региональных энергетических комиссий, знающим все нюансы местной специфики, будет проще договориться между собой. Это предотвратит ситуации, когда в будущем один из участников соглашения решит отказаться от него, ссылаясь на дискриминацию, – говорит Дмитрий Васильев. – ФАС готова выступить посредником, помочь сделать расчёты и сформировать итоговые показатели, но сначала регионы добровольно должны прийти к общему решению о нужности унификации регулирования.
Новый механизм будет интересен, прежде всего, двум столичным регионам, говорит директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Компаниям, работающим одновременно в Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих областях, будет проще планировать свою деятельность, у них исчезнет необходимость дважды проходить процедуру утверждения тарифов для, по сути, единых сетей. Региональные власти в лице РЭК получат инструмент оптимизации расходов, включаемых в сетевой тариф, и повышения эффективности инвестиционных программ. Система единого тарифного регулирования также может быть интересна, например, Курганской области, которая активно работает над унификацией энергоцен с соседними регионами, добавляет Сергей Пикин.
Автор: Сергей Исполатов