21 ноября 2012 в 11:00
Связанные одной сетью
Объединение ФСК и МРСК стало самой горячей темой уходящего лета. Оно вызвало неоднозначную реакцию инвесторов и экспертов. Хотя технология слияния ещё обсуждается, оно уже приносит первые плоды. Региональные филиалы компаний начали готовиться к зиме совместно.
Сегодня во всех регионах сотрудники федеральных и распределительных сетей налаживают обмен оперативной информацией, проводят совместные противоаварийные учения и синхронизируют инвестпрограммы. Государство полагает, что объединение ФСК и «Холдинга МРСК» позволит распространить согласованную техническую политику и единые управленческие решения на весь электросетевой комплекс России, а также решит проблему перекрёстного субсидирования.
Директиву правительства о передаче «Холдинга МРСК» в управление ФСК Минэнерго получило в мае этого года. В июне – июле сделка была одобрена на годовых собраниях акционеров компаний (сейчас государству принадлежит 80 % ФСК и 53,7 % «Холдинга МРСК»). Однако интрига, связанная с форматом объединения, сохраняется до сих пор. В середине июля президент РФ Владимир Путин поручил правительству до октября подготовить предложения о вариантах создания единой сетевой компании.
Министр энергетики Александр НОВАК пояснил, что один из рассматриваемых вариантов объединения – на базе ФСК, другой – переход на единую акцию. Эти варианты ведомство предварительно прорабатывало при участии JP Morgan и MсKenzie. При втором варианте выявились определённые риски, связанные с дополнительными расхода- ми бюджета на выплату миноритарным акционерам различных сумм от 700 млн до 3 млрд долларов.
Между тем аналитики ИФК «Метрополь» считают, что передача холдинга в управление ФСК – лишь временная мера. «Более целесообразной представляется консолидация ФСК и «Холдинга МРСК», и мы видим два способа достижения данной цели, – комментирует аналитик компании Константин РЕЙЛИ. – ФСК может выпустить новые акции с целью их обмена на акции «Холдинга МРСК», или же госдоли в ФСК и «Холдинге МРСК» могут быть объединены в новую компанию, которая будет называться «Национальная сетевая компания» (НСК). По мнению аналитика, этот сценарий наиболее вероятен, так как его реализация не потребует выкупа акций у акционеров, которые проголосуют против сделки. «Три миллиарда долларов – это значительная сумма, которая в перспективе может охладить пыл правительства в отношении консолидации», – замечают аналитики ИК «Тройка-Диалог».
Надо заметить, что инвесторы и особенно миноритарные акционеры на идею сетевого слияния поначалу отреагировали крайне негативно. Их главные претензии были связаны с отсутствием ясности относительно объединения и с опасениями, что в России может появиться ещё одна супермонополия. Однако, как заявил замруководителя Федеральной антимонопольной службы России Анатолий ГОЛОМОЛЗИН, «речь идёт об объединении условий деятельности двух естественных монополий. В этом смысле негативные последствия для конкуренции не прогнозируются».
Более того, ФАС видит как минимум два позитивных фактора, связанных со слиянием этих компаний. Это объединение усилий, связанных с установкой современных приборов учёта и развитием интеллектуальных сетей smart grid. Что как раз важно для формирования конкурентного рынка. Второй фактор – синхронизация планов оптимального использования существующих пропускных способностей сетей на федеральном и региональном уровне. При этом важно помнить, что «Холдинг МРСК» изначально создавался как временная структура и должен был исчезнуть ещё в 2011 году с началом приватизации его «дочек». Однако этот процесс так и не начался, а вот проблема перекрёстного субсидирования в отрасли осталась. Поэтому возврат к идее объединения всех сетей логичен. Но и тема приватизации не забыта. Планируется, что в первом квартале 2013 года в качестве примера будет проведена продажа акций одной из дочерних структур «Холдинга МРСК». В результате допэмиссии планируется привлечь стратегического инвестора, а полученные средства направить на модернизацию мощностей пилотной компании.
Директиву правительства о передаче «Холдинга МРСК» в управление ФСК Минэнерго получило в мае этого года. В июне – июле сделка была одобрена на годовых собраниях акционеров компаний (сейчас государству принадлежит 80 % ФСК и 53,7 % «Холдинга МРСК»). Однако интрига, связанная с форматом объединения, сохраняется до сих пор. В середине июля президент РФ Владимир Путин поручил правительству до октября подготовить предложения о вариантах создания единой сетевой компании.
Министр энергетики Александр НОВАК пояснил, что один из рассматриваемых вариантов объединения – на базе ФСК, другой – переход на единую акцию. Эти варианты ведомство предварительно прорабатывало при участии JP Morgan и MсKenzie. При втором варианте выявились определённые риски, связанные с дополнительными расхода- ми бюджета на выплату миноритарным акционерам различных сумм от 700 млн до 3 млрд долларов.
Между тем аналитики ИФК «Метрополь» считают, что передача холдинга в управление ФСК – лишь временная мера. «Более целесообразной представляется консолидация ФСК и «Холдинга МРСК», и мы видим два способа достижения данной цели, – комментирует аналитик компании Константин РЕЙЛИ. – ФСК может выпустить новые акции с целью их обмена на акции «Холдинга МРСК», или же госдоли в ФСК и «Холдинге МРСК» могут быть объединены в новую компанию, которая будет называться «Национальная сетевая компания» (НСК). По мнению аналитика, этот сценарий наиболее вероятен, так как его реализация не потребует выкупа акций у акционеров, которые проголосуют против сделки. «Три миллиарда долларов – это значительная сумма, которая в перспективе может охладить пыл правительства в отношении консолидации», – замечают аналитики ИК «Тройка-Диалог».
Надо заметить, что инвесторы и особенно миноритарные акционеры на идею сетевого слияния поначалу отреагировали крайне негативно. Их главные претензии были связаны с отсутствием ясности относительно объединения и с опасениями, что в России может появиться ещё одна супермонополия. Однако, как заявил замруководителя Федеральной антимонопольной службы России Анатолий ГОЛОМОЛЗИН, «речь идёт об объединении условий деятельности двух естественных монополий. В этом смысле негативные последствия для конкуренции не прогнозируются».
Более того, ФАС видит как минимум два позитивных фактора, связанных со слиянием этих компаний. Это объединение усилий, связанных с установкой современных приборов учёта и развитием интеллектуальных сетей smart grid. Что как раз важно для формирования конкурентного рынка. Второй фактор – синхронизация планов оптимального использования существующих пропускных способностей сетей на федеральном и региональном уровне. При этом важно помнить, что «Холдинг МРСК» изначально создавался как временная структура и должен был исчезнуть ещё в 2011 году с началом приватизации его «дочек». Однако этот процесс так и не начался, а вот проблема перекрёстного субсидирования в отрасли осталась. Поэтому возврат к идее объединения всех сетей логичен. Но и тема приватизации не забыта. Планируется, что в первом квартале 2013 года в качестве примера будет проведена продажа акций одной из дочерних структур «Холдинга МРСК». В результате допэмиссии планируется привлечь стратегического инвестора, а полученные средства направить на модернизацию мощностей пилотной компании.
Автор: Федор Петров