24 сентября 2015 в 13:55
Процесс формирования цен на топливо не так прост, как может показаться на первый взгляд. Стоимость горючего складывается из многих параметров, и единой формулы в мире нет. Каждое государство с учётом его экономических особенностей либо само устанавливает цену на дизель и бензин, либо отдаёт этот процесс на откуп рынку.
Парадоксы нефтяной экономики
Рухнувшие в конце прошлого года цены на нефть по логике должны были потянуть за собой и цены на моторное топливо. Но этого не произошло. Почему?
В настоящий момент, когда цена на нефть находится на исторических минимумах, в более выгодном положении находятся страны-импортёры. В июле 2014 года они закупали нефть на мировых рынках по 115 долл/барр, а в сентябре текущего года всего по 48 долл/барр. Снизив в два с лишним раза затраты на покупку «земляного масла», эти страны могут себе позволить снизить цены на бензин.
В ином положении оказались экспортёры нефти, в числе которых находится Россия. Приведём два крайних примера. В Норвегии – самый дорогой бензин, в Венесуэле – самый дешёвый. Эти страны так же, как и Россия, полностью обеспечивают себя нефтью и нефтепродуктами и являются крупнейшими поставщиками нефти на мировые рынки. Согласно данным агентства по мониторингу мировых бензиновых цен Globalpetrolprices, в 2014 году литр бензина в Норвегии стоил в районе 2 евро, а в Венесуэле – 0,01 долл/л.
Такой разброс цен вызван государственной налоговой политикой этих стран. В Норвегии налогов в цене бензина порядка 60–65%. В Венесуэле цены на бензин, несмотря на «болтанку» мирового нефтяного рынка, не меняются уже 17 лет. Это государство субсидирует производителей и продавцов бензина.
Из чего же, из чего же, из чего же…
В России цена топлива формируется, исходя из стоимости добычи, транспортировки, переработки нефти и размера розничной наценки. Но большую часть составляют налоги и сборы (диаграмма 1). Есть и другие факторы, оказывающие влияние на порядок цен, например, внешние поставки и курс доллара.
Диаграмма 1
В нашей диаграмме не учтён эффект «налогового манёвра», введённого с 1 января 2015 года. Суть манёвра заключается в резком снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным увеличением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Закон разрабатывался при высоких ценах на нефть. Тогда было понятно, что нагрузка на нефтяников из-за «налогового манёвра» вырастет. Однако после девальвации рубля выяснилось, что больше пострадала нефтепереработка. Маржа нефтепереработки положительная, но упала в восемь раз, пишут «Ведомости» со ссылкой на свои источники в нефтяной отрасли. Нефтяники обращались в правительство по итогам первого квартала 2015 года с просьбой скорректировать этот закон. Однако Минэнерго считает целесообразным думать о корректировке налогового манёвра только в случае падения цены на нефть до 35 долларов за баррель. С предложением согласен и Минфин, поскольку при таком ценовом уровне государственный бюджет будет терять больше, чем нефтяники.
Как полагают аналитики компании DTI: «Из-за снижения экспортных пошлин и роста НДПИ экспорт станет ещё выгоднее, в отличие от переработки для внутреннего рынка, поэтому в дальнейшем стоит ожидать роста дефицита сырья и, соответственно, роста цен». Ещё один негативный фактор, сказывающийся на формировании бензиновых цен, – нарушение Белоруссией договорённостей о поставке бензина на Санкт-Петербургскую Международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ). В соответствии с межправительственным соглашением Россия поставляла в Белоруссию нефть по внутренним ценам, получая обратно нефтепродукты. Каждый год объём поставок согласовывался отдельно. Так, в 2013 году Белоруссия получила 21 млн тонн российской нефти по «интеграционным ценам», а вернула только половину обещанного бензина – всего 1,1 млн тонн. В 2014 году Белоруссия снижала поставки в нашу страну на фоне более высокой цены бензина в странах Прибалтики и на Украине. В результате к нам в Россию из Белоруссии в прошлом году поступило только 1,65 млн тонн бензина. На 2015 год было запланировано 23 млн тонн и 1,8 млн тонн соответственно. Однако Белоруссия и в этом году уже прекращала поставки на наш рынок из-за низкой цены. За январь – апрель из братской республики к нам поступило всего 210 тысяч тонн бензина, что в 2,5 раза меньше, чем в прошлом году.
Следует также учитывать влияние на цену бензина курса доллара, к которому привязана экономика России. Высокооктановый бензин (АИ-95) у нас всегда стоил примерно 1 долл/л. После обвала национальной валюты произошёл «перекос» цен, и бензин парадоксально подешевел до 55 центов. Регулятор топливного рынка – Федеральная Антимонопольная служба (ФАС) – предупредила нефтяников о недопустимости резкого повышения цен и пригрозила проверками и крупными штрафами. В этой связи производители бензина стараются увеличить реализацию топлива на экспорт и через биржу, поскольку там цены свободные. Рост цен на бензин с начала года на СПбМТСБ составил примерно 30%, тогда как розница повысилась лишь на 4,5%. Всё это может привести к возникновению дефицита на внутреннем рынке и резкому ухудшению качества бензина.
Дешевле – не значит лучше
Стоит отметить, что даже в благополучные годы цены на бензин увеличивались в течение года соразмерно росту инфляции или чуть больше. Осенью же наблюдался очередной незначительный тренд к повышению, вызванный в основном ростом деловой активности населения. Однако в этом году (как видно из диаграммы 2) рост стоимости бензина не такой существенный, как в прошлые. Значит, падение цены на нефть все же отразилось в цене топлива.
Диаграммы 2-3
Впереди непростой период для топливного рынка. Плановые ремонты НПЗ, а значит, сокращение объёмов поставок на внутренний рынок. Перебои с поставками из Белоруссии и неясная ситуация с курсом рубля. Отрадно, что регулятор рынка – ФАС – ждёт понижения цен на бензин. Видимо, у службы есть свои рычаги управления рынком. Однако если это будет просто «устный приказ» не повышать цены, то как бы он нам всем не вышел боком. В этом случае может просто возникнуть дефицит бензина или резко ухудшиться и без того далёкое от совершенства его качество.
Автор: Елена Забелло