Парадоксы нефтяной экономики

Рухнувшие в конце прошлого года цены на нефть по логике должны были потянуть за собой и цены на моторное топливо. Но этого не произошло. Почему?

Парадоксы нефтяной экономики


Процесс формирования цен на топливо не так прост, как может показаться на первый взгляд. Стоимость горючего складывается из многих параметров, и единой формулы в мире нет. Каждое государство с учётом его экономических особенностей либо само устанавливает цену на дизель и бензин, либо отдаёт этот процесс на откуп рынку.

В настоящий момент, когда цена на нефть находится на исторических минимумах, в более выгодном положении находятся страны-импортёры. В июле 2014 года они закупали нефть на мировых рынках по 115 долл/барр, а в сентябре текущего года всего по 48 долл/барр. Снизив в два с лишним раза затраты на покупку «земляного масла», эти страны могут себе позволить снизить цены на бензин.

В ином положении оказались экспортёры нефти, в числе которых находится Россия. Приведём два крайних примера. В Норвегии – самый дорогой бензин, в Венесуэле – самый дешёвый. Эти страны так же, как и Россия, полностью обеспечивают себя нефтью и нефтепродуктами и являются крупнейшими поставщиками нефти на мировые рынки. Согласно данным агентства по мониторингу мировых бензиновых цен Globalpetrolprices, в 2014 году литр бензина в Норвегии стоил в районе 2 евро, а в Венесуэле – 0,01 долл/л.

Такой разброс цен вызван государственной налоговой политикой этих стран. В Норвегии налогов в цене бензина порядка 60–65%. В Венесуэле цены на бензин, несмотря на «болтанку» мирового нефтяного рынка, не меняются уже 17 лет. Это государство субсидирует производителей и продавцов бензина.

Из чего же, из чего же, из чего же…

В России цена топлива формируется, исходя из стоимости добычи, транспортировки, переработки нефти и размера розничной наценки. Но большую часть составляют налоги и сборы (диаграмма 1). Есть и другие факторы, оказывающие влияние на порядок цен, например, внешние поставки и курс доллара.
Из чего складывается цена бензина_1.jpg
Диаграмма 1

В нашей диаграмме не учтён эффект «налогового манёвра», введённого с 1 января 2015 года. Суть манёвра заключается в резком снижении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты с одновременным увеличением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Закон разрабатывался при высоких ценах на нефть. Тогда было понятно, что нагрузка на нефтяников из-за «налогового манёвра» вырастет. Однако после девальвации рубля выяснилось, что больше пострадала нефтепереработка. Маржа нефтепереработки положительная, но упала в восемь раз, пишут «Ведомости» со ссылкой на свои источники в нефтяной отрасли. Нефтяники обращались в правительство по итогам первого квартала 2015 года с просьбой скорректировать этот закон. Однако Минэнерго считает целесообразным думать о корректировке налогового манёвра только в случае падения цены на нефть до 35 долларов за баррель. С предложением согласен и Минфин, поскольку при таком ценовом уровне государственный бюджет будет терять больше, чем нефтяники.

Как полагают аналитики компании DTI: «Из-за снижения экспортных пошлин и роста НДПИ экспорт станет ещё выгоднее, в отличие от переработки для внутреннего рынка, поэтому в дальнейшем стоит ожидать роста дефицита сырья и, соответственно, роста цен». Ещё один негативный фактор, сказывающийся на формировании бензиновых цен, – нарушение Белоруссией договорённостей о поставке бензина на Санкт-Петербургскую Международную товарно-сырьевую биржу (СПбМТСБ). В соответствии с межправительственным соглашением Россия поставляла в Белоруссию нефть по внутренним ценам, получая обратно нефтепродукты. Каждый год объём поставок согласовывался отдельно. Так, в 2013 году Белоруссия получила 21 млн тонн российской нефти по «интеграционным ценам», а вернула только половину обещанного бензина – всего 1,1 млн тонн. В 2014 году Белоруссия снижала поставки в нашу страну на фоне более высокой цены бензина в странах Прибалтики и на Украине. В результате к нам в Россию из Белоруссии в прошлом году поступило только 1,65 млн тонн бензина. На 2015 год было запланировано 23 млн тонн и 1,8 млн тонн соответственно. Однако Белоруссия и в этом году уже прекращала поставки на наш рынок из-за низкой цены. За январь – апрель из братской республики к нам поступило всего 210 тысяч тонн бензина, что в 2,5 раза меньше, чем в прошлом году.

Следует также учитывать влияние на цену бензина курса доллара, к которому привязана экономика России. Высокооктановый бензин (АИ-95) у нас всегда стоил примерно 1 долл/л. После обвала национальной валюты произошёл «перекос» цен, и бензин парадоксально подешевел до 55 центов. Регулятор топливного рынка – Федеральная Антимонопольная служба (ФАС) – предупредила нефтяников о недопустимости резкого повышения цен и пригрозила проверками и крупными штрафами. В этой связи производители бензина стараются увеличить реализацию топлива на экспорт и через биржу, поскольку там цены свободные. Рост цен на бензин с начала года на СПбМТСБ составил примерно 30%, тогда как розница повысилась лишь на 4,5%. Всё это может привести к возникновению дефицита на внутреннем рынке и резкому ухудшению качества бензина.

Дешевле – не значит лучше

Стоит отметить, что даже в благополучные годы цены на бензин увеличивались в течение года соразмерно росту инфляции или чуть больше. Осенью же наблюдался очередной незначительный тренд к повышению, вызванный в основном ростом деловой активности населения. Однако в этом году (как видно из диаграммы 2) рост стоимости бензина не такой существенный, как в прошлые. Значит, падение цены на нефть все же отразилось в цене топлива.

Динамика_янв-сент.jpg
Динамика_авг-сент.jpg
Диаграммы 2-3

Впереди непростой период для топливного рынка. Плановые ремонты НПЗ, а значит, сокращение объёмов поставок на внутренний рынок. Перебои с поставками из Белоруссии и неясная ситуация с курсом рубля. Отрадно, что регулятор рынка – ФАС – ждёт понижения цен на бензин. Видимо, у службы есть свои рычаги управления рынком. Однако если это будет просто «устный приказ» не повышать цены, то как бы он нам всем не вышел боком. В этом случае может просто возникнуть дефицит бензина или резко ухудшиться и без того далёкое от совершенства его качество.


Автор: Елена Забелло

Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28