Сами себе энергетики

Компании, не связанные с производством энергии, не прочь проявить самостоятельность в этом вопросе, а заодно позаботиться об окружающей среде. Настроенные всерьёз игроки запускают собственные электростанции, в большинстве своём работающие на возобновляемых источниках энергии.

Сами себе энергетики

Генерация для десерта

В Центральном парке Нью-Йорка появились лотки с мороженым: в каждый из них встроена солнечная батарея. Такие морозильники не нужно подключать к сети, электричества из возобновляемого источника с лихвой хватает для охлаждения, а от розетки морозильной камеры можно ещё и заряжать различные электронные девайсы. Международный конгломерат Unilever, владеющий помимо прочего несколькими марками мороженого, закупил уже 1,5 млн таких установок.

Компания Ben & Jerry (ещё один «сладкий» бренд Unilever) пошла дальше. Минувшим летом на заводе в Нидерландах она запустила агрегат «Чанкинатор», способный вырабатывать энергию из отходов от производства мороженого. По сути, это анаэробный реактор: остатки, не попавшие в рожки, эскимо и стаканчики, отправляют в ёмкость с 24 млрд микроорганизмов. Последние в свою очередь разлагают отходы, превращая их в биогаз. Туда же поступает использованная на фабрике вода с остатками масла и жиров. Возможность одновременной переработки двух видов сырья выгодно отличает этот проект от аналогов, в которых, как правило, процесс состоит из многих стадий.

Большинство же неэнергетических компаний прибегает к более традиционным способам выработки энергии. Так, Procter & Gamble активно использует собственную когенерацию. Станция в Вайоминге (США) сделала полностью энергоавтономным местное производство, потребляющее ежегодно около 800 млрд кВт∙ч (этого, кстати, хватило бы на 40 тысяч домов). Энергия идёт на выпуск подгузников, салфеток, бумажных полотенец.

В том же направлении работает и Coca-Cola. Несколько лет назад, стараясь сократить счета за электричество, компания приняла решение запустить свою теплоэлектростанцию мощностью 6,5 МВт в Атланте. Кроме того, компания является лидером по корпоративной выработке солнечной энергии в США.

А легендарную красную вывеску на Таймс-Сквер в Нью-Йорке к прошлому Рождеству перевели на подсветку от ветровых турбин. Кстати, инициатива оказалась полезной – вслед за Coca-Cola на «зелёные» киловатты перешли и соседние здания. В общей сложности это позволило избежать выброса 1866 метрических тонн диоксида углерода.

Самообеспечение на 100%
Шоколадные батончики Mars, как и другие продукты этой компании, также вскоре будут производиться с помощью альтернативной энергии. В партнёрстве с Sumimoto Corporation планируется открыть ветропарк со 118 турбинами, который обеспечит 100% производственных нужд Mars на всей территории США. А это 37 заводов и множество других энергозатратных площадок.

– Взяв на себя столь масштабные обязательства по использованию возобновляемой энергии, Mars посылает чёткий сигнал, что компании способны стать мировыми флагманами в борьбе против изменения климата, – отметил в этой связи Джонатан Батчер, основатель компании BNB, девелопера новой ветрофермы Mars.

От пищевой индустрии не отстают и производители из других отраслей и стран. Так, BMW обеспечивают половину от потребностей своего завода в Южной Каролине за счёт сжигания метана, получаемого по трубе от ближайшей свалки.

IKEA, один из признанных лидеров в области альтернативной генерации, развивает «зелёные» технологии, в том числе и в рамках гуманитарных миссий. В прошлом году производитель мебели представил ООН проект лёгкого сборного пластикового дома для беженцев и всех тех, кто лишился крыши над головой. Надо ли говорить, что кровля в этих домах совмещена с солнечными панелями и жители могут пользоваться электричеством без подключения к сети.

Новая стратегия компании предполагает и новые амбициозные цели в области охраны окружающей среды. Главная из них – выйти на полное самообеспечение возобновляемой энергией к 2020 году. План подкреплён инвестициями в объёме 1,5 млрд евро, которые планируется потратить на проекты в области ветрогенерации и солнечной энергетики. Панели с фотоэлементами уже установлены на нескольких десятках площадок. Кроме того, IKEA владеет или управляет 110 ветровыми генераторами в Европе, в том числе ветропарком мощностью 12,3 МВт в Шотландии.

IT-энергетика
Собственное производство «зелёной» энергии неразрывно связано с инновациями и потому им не могли не заинтересоваться участники IТ-рынка и самые различные интернет-компании.

В очередном докладе на тему «зелёного» Интернета экологи ставят Apple на лидирующие места. В Неваде на площади 134 акра компания строит солнечную станцию для собственных нужд мощностью около18–20 МВт. В Северной Каролине при центре обработки данных уже действует два 100-акровых солнечных «поля» общей мощностью около 40 МВт. В целом же Apple очень близка к 100%-му обеспечению своих дата-центров возобновляемой энергией. Следующий шаг – проделать то же самое с фирменными магазинами.

Но ярче всех, даже среди щедрых на интересные проекты IT-предприятий, смотрится поисковик Google. Инвестиционные обязательства компании в рамках проектов по развитию возобновляемых источников доходят до $1 млрд. Как и Microsoft, Google активно закупает «зелёные» киловатты с площадок, расположенных поблизости от её объектов. Но главное – IT-новаторы готовы использовать свои достижения в области экологичной энергетики, чтобы подключить к Всемирной сети буквально каждый дом. В Google придумали и успешно опробовали технологию, позволяющую раздавать интернет-сигнал с аэростатов, питаемых солнечной энергией. Новые возможности уже оценили в Новой Зеландии, испытания продолжаются в Калифорнии.

По данным Национальной лаборатории Лоуренса Беркли (США), только с 2002 по 2012 год стоимость установки солнечных батарей снизилась вдвое. Сегодня тенденция удешевления сохраняется и можно с уверенностью ожидать новых подобных экспериментов.


Автор: Юлия Макарова

Другие пользователи читают

Розница в помощь

На фоне летнего энергокризиса и формирования дефицита в объединённой энергосистеме (ОЭС) Юга, а также прогнозируемой нех...

21 ноября 2024 в 18:20