Электромобилизация

Михаил Прохоров свернул свой амбициозный проект – создание российского гибридного автомобиля. Бизнесмен решил, что это бесперспективное направление, и продал разработку российскому институту НАМИ за символическую сумму – один евро. Однако в других странах развитие электрического автомобильного транспорта идёт полным ходом. Американская Tesla – самая известная модель электромобиля – завоёвывает не только солнечную Калифорнию с её технологичной Кремниевой долиной, но и северную Норвегию. Эксперты утверждают, что в России есть значительный потенциал для электротранспорта, но пока нет организаций, заинтересованных в его развитии.

Электромобилизация

Гибрид ёкнулся


Причиной сворачивания проекта «Ё-мобиль» стали, по официальным пояснениям группы «ОНЭКСИМ», плохая экономическая ситуация и снижение спроса на автомобильном рынке. «Реализовать проект производства автомобиля на заявленных условиях с прибылью стало невозможно, – поясняет генеральный директор группы Дмитрий Разумов. – В результате роста капитальных и операционных расходов из-за укрепления курса евро конечная стоимость автомобиля вырастала до неконкурентоспособной величины».

Продажу наработок именно российскому институту ФГУП «Национальные автомобильные интеллектуальные инновации» (НАМИ) сам Михаил Прохоров объяснил патриотизмом. «Я принял решение вообще не бизнесовое, а патриотическое – передать бесплатно все наработки государству. Чтобы часть технологий «Ё-мобиля» уже сейчас, немедленно могла использоваться в автопроме и других отраслях промышленности. У нас был покупатель из Китая, который готов был купить эту технологию, и мы могли получить ещё приличную прибыль», – цитирует слова бизнесмена агентство РИА «Новости».

«Ё-мобиль» был проектом гибрида: его конструкция предполагала использование электрической трансмиссии с комбинированным питанием от генератора, вращаемого газобензиновым двигателем внутреннего сгорания, а также от ёмкостного накопителя энергии. Классические электрические автомобили в России могут использоваться фактически пока только в столице: нет развитой инфраструктуры для зарядки электрокаров.

Мир на электричестве

В мире, особенно в западных странах, движение к личному электротранспорту набирает всё большие обороты. Пожалуй, только ленивый не слышал про фирму Tesla, название которой отсылает к личности великого изобретателя Николы Теслы. Он широко известен благодаря своим многочисленным изобретениям в области электротехники. Его работа сделала огромный вклад в так называемый второй этап промышленной революции: переход от ручного труда к машинному.

Похоже, аналогичные амбиции имеет и Tesla Motors, намереваясь пересадить людей с традиционных бензиновых машин на экологичные и инновационные электрические. Основная серийная модель, Tesla Model S, пользуется широким спросом: в первом квартале 2014 года покупателям было поставлено около 6,5 тысячи автомобилей, что превзошло первоначальный прогноз компании по продажам. В целом по итогам года в мире прибавится порядка 35 тысяч электрокаров производства Tesla, и это притом что Model S – машина не дешёвая, её стоимость составляет от 63 тысяч до 88 тысяч долларов (2–3 миллиона рублей) на американском рынке. Компания планирует развитие, намереваясь выпустить на рынок в 2015 году электрокроссовер Model X.

Tesla пользуется спросом не только в США, но и в Европе. В Норвегии Tesla Model S стала самым продаваемым авто за всю историю по итогам марта 2014 года! Причём речь идёт не о рынке электрокаров, а об автомобильном вообще. Свою роль сыграли субсидии и льготы владельцам экологичного электротранспорта: бесплатная парковка, разрешение ездить по выделенным полосам для автобусов, освобождение от дорожных сборов. Кроме этого, в Норвегии при покупке электромобиля автовладелец получает от государства скидку-субсидию в размере 8 тысяч долларов.

Льготы для владельцев электрокаров предоставляет и Китай: так, в Шанхае для первых 3 тысяч владельцев Tesla Model S отменят правило получения регистрационного номера на аукционе, где его стоимость начинается от 10 тысяч долларов.

«Россети» зарядят

Льготы нужны и в России, они в первую очередь должны касаться всего комплекса создания и эксплуатации зарядной инфраструктуры для электротранспорта, считают в госкомпании «Россети». Компания имеет соответствующую программу развития, рассчитанную до 2020 года, которая предполагает разработку базовых технологических решений и запуск пилотных проектов по внедрению электротранспорта и развертыванию зарядной инфраструктуры в ряде регионов и затем на всей территории России.

В Москве пилотному проекту по созданию зарядных станций уже два года, его начала подконтрольная «Россетям» Московская объединённая электросетевая компания (МОЭСК). Сейчас в столице работает 28 «зарядок» МОЭСК, а всего их около 50. Причём заправиться можно бесплатно: законодательство запрещает сетевым компаниям вести бизнес по продаже электроэнергии.

«Россети» хотят исправить эту ситуацию и внести изменения в закон «Об электроэнергетике», чтобы оказание услуг по зарядке транспортных средств с электродвигателями не относилось к продаже электрической энергии. Эта, а также ряд других поправок были внесены «Россетями» в Госдуму в апреле. В компании считают, что также необходимо упростить механизм техприсоединения зарядных станций на существующих городских объектах к электрическим сетям, создать систему льгот для организаций, размещающих на своей территории объекты зарядной и сервисной инфраструктуры для электротранспорта. Кроме того, целесообразно сделать обязательным оборудование некоторых общественных сооружений, таких как новые жилые комплексы или бизнес-центры, зарядными станциями для электромобилей. Для потребителей имеет смысл выделять бесплатные парковочные места, оснащённые зарядными устройствами.

Выгодно всем, но понемногу

Полномасштабное развитие электрического личного транспорта в России сдерживается отсутствием явного выгодоприобретателя, считают эксперты. «Электрокары – дело хорошее и перспективное, но сейчас в России нет очевидного бенефициара развития этого направления, нет того, кто мог бы заняться всем комплексом вопросов для развития электротранспорта», – прокомментировал «Перетоку» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Простимулировать внедрение всех необходимых изменений могло бы оснащение электрокарами государственных структур, считает он. Также наличие большого количества электромобилей, заряжаемых по ночам, было бы выгодно, например, Росатому с его проблемой ночных минимумов нагрузки, рассуждает эксперт.

Пока же шаги государство делает немного разрозненно, хотя и в правильном направлении. Так, с 1 февраля на два года были обнулены таможенные пошлины на электрические автомобили. Чиновники рассчитывают, что это простимулирует автомобильные концерны вложиться в инфраструктуру. Электрокары производят помимо Tesla, Mitsubishi (модель i-MiEV), BMW (серия i), Nissan (модель Leaf) и некоторые другие. Возможно, гиганты увидят потенциал российского рынка и спустя несколько лет парковка у российских министерств будет напоминать парковку у корпорации Apple, где львиная доля автомобилей стоит на зарядке.


Автор: Анна Милина

Другие пользователи читают

Невыводимая мощность Татарстана

Минэнерго РФ по просьбе «Татэнерго» отложило вывод из эксплуатации четырёх энергоблоков (№№ 5,6, 11, 12) Заинской ГРЭС...

12 марта 2024 в 21:57