Возобновляемый отбор
НП «Совет рынка» завершило первый этап отбора проектов по строительству генерирующих объектов на основе ВИЭ на 2014-2017 годы. Результаты ожидаемо неутешительны: по малым ГЭС не было подано ни одного предложения, а объём заявок мощности по ветровой генерации составил всего 10% от максимально возможного.
Источник: shutterstock
Провести конкурс предложило правительство, которое в мае этого года выпустило постановление о поддержке сферы возобновляемых источников энергии (ВИЭ). В соответствии с документом инвестор, прошедший отбор, должен заключить договор на поставку мощности, по которому ему за 15 лет возмещаются инвестиции. Победить должны были проекты с наименьшими удельными капитальными затратами. Всего было выставлено 2,1 ГВт мощностей малых ГЭС (МГЭС), ветровой и солнечной энергетики.
Состоявшимся конкурс можно назвать с большой натяжкой. На строительство МГЭС не поступило ни одной заявки. На этом фоне чуть более оптимистично выглядят результаты по ветрогенерации. Суммарная мощность проектов ветряных электростанций (ВЭС), заявленных на конкурс, составила 105 МВт, то есть 10% от возможных 1100 МВт.
«На первом этапе конкурса, который завершился 3 сентября, мы увидели, кто хочет поучаствовать в отборе и с какими проектами. По итогам был выявлен большой интерес компаний к строительству солнечных электростанций (СЭС). К сожалению, гораздо меньший интерес был проявлен к строительству ВЭС - таких заявок было подано всего семь. По ГЭС не было вообще ни одного желающего. Таким образом, по ветроэнергетике конкуренции не было, все заявки были отобраны», – сообщил ранее Алексей Губер, начальник департамента сопровождения финансовых расчётов на оптовом рынке НП «Совет рынка».
Многие потенциальные участники не смогли подготовиться к конкурсу. Причина в том, что его процедуры (в частности, процедуры аттестации мощности и подтверждения степени локализации оборудования) были не до конца определены.
«У МГЭС-операторов было мало времени на подготовку своего участия в конкурсе, что, впрочем, справедливо и для операторов ВЭС. К тому же операторы проектов не захотели рисковать из-за условия локализации производства оборудования, особенно по ветру», – поясняет Анатолий Копылов, старший консультант консалтинговой компании «АФ-Меркадос».
Дело в том, что штрафы за срыв сроков ввода по договорам предоставления мощности списываются со счёта компании на оптовом рынке. Но операторы ВИЭ, как правило, на нём не представлены. Поэтому от участников конкурсов потребовали заранее дать гарантии крупного (с мощностями не менее 2,5 ГВт) генератора. При этом банковские гарантии не рассматривались. Это стало одной из главных причин немногочисленности заявок – договориться с «мэйджорами» за три месяца удалось далеко не всем. Однако, по словам Губера, к следующему конкурсу будет предусмотрен один или два дополнительных способа обеспечения исполнения обязательств.
«Неотобранные объёмы будут перенесены на следующий год. Итоги нового отбора на 2015-2018 годы будут подведены до 30 июня 2014 года», – рассказал он.
Другое серьёзное ограничение, повлиявшее на количество заявок, – требование о степени локализации производства основных узлов генерирующих объектов (например, для ветрогенерации она должна составлять от 35% в 2014 году до 65% в 2016-2020 годах). Создание собственного производства для развития ВИЭ-генерации, безусловно, необходимо, но начинать приходиться, по сути, с нуля. Так, оборудование для ВЭС в настоящее время производится в основном за рубежом, и при разработке отечественных проектов в подавляющем большинстве компании вынуждены рассчитывать на импорт.
В надежде на государство
На данном этапе, когда ВИЭ в России только в начале пути, для привлечения инвесторов нужна более высокая цена закупки у генератора, в районе 6-7 рублей за кВт∙ч. Как сообщили Перетоку в пресс-службе «РусГидро», в таком случае рост расходов для конечных потребителей к 2020 году не превысит 2%, так как суммарный объём генерации такого типа составит не более 3-4% от общей выработки. Кроме того, тариф на ВИЭ не будет расти так же быстро, как тариф для традиционных источников энергии. Это связано с тем, что технологическое развитие генерации на базе ВИЭ и связанное с этим удешевление технологических решений идут очень высокими темпами. Действительно, снижение удельной стоимости киловатта происходит буквально на наших глазах. За последние десять лет стоимость себестоимость производства солнечной электроэнергии снизилась в десять раз. Для ветровой энергетики снижение было не столь существенным, но все равно более значительным, чем для традиционных технологий.
Но стоимость энергии – далеко не главная проблема. Развитие энергетики на основе ВИЭ в России (впрочем, как и за её пределами) зависит от наличия полноценной системы господдержки этого сектора. Основная нормативная база, регулирующая эту сферу, в стране существует. В этом году правительство внесло ряд значимых изменений в законодательство. Так, были приняты поправки к постановлению правительства о внесении изменений в правила оптового рынка энергии и мощности (ОРЭМ) в части определения особенностей производства и поставки электрической энергии (мощности) объектов генерации на основе ВИЭ и установления механизма и порядка торговли мощностью ВИЭ. Правительство также внесло изменения в постановление об установлении требований по локализации для объектов такой генерации. Кроме того, сразу несколько форм поддержки ВИЭ заложены в федеральном законе «Об электроэнергетике» (компенсация стоимости присоединения к сетям за счёт средств федерального бюджета, обязательства сетевых компаний в первую очередь покупать для компенсации потерь энергию, произведённую с помощью ВИЭ, надбавка к оптовой рыночной цене электроэнергии).
Тем не менее, по словам Анатолия Копылова, эти меры по-прежнему не работают. «Развитию ВИЭ в России мешает прежде всего отсутствие работающей системы поддержки этих видов генерации, отсутствие критической массы опытных компаний по подготовке проектов, их реализации, управлению такими станциями», – говорит Анатолий Копылов.
Без всего этого переход к масштабной реализации проектов ВИЭ невозможен, а большинство из них так и останутся экономически невыгодными. Однако необходимо отметить, что меры, направленные на изменение сложившейся ситуации, хоть и недостаточно быстро, но принимаются. Правительство поставило задачу до 2020 года увеличить долю ВИЭ в России до 4,5%, и завершившийся конкурс – один из первых шагов в этом направлении.
Автор: Андрей Щукин