Альтернативное проклятье: как ВИЭ убивает старые бизнес-модели энергорынка

«Стремительное развитие возобновляемой энергетики разрушает оптовые рынки электроэнергии. При этом со временем ситуация станет ещё хуже из-за повсеместного распространения энергохранилищ и так называемых энергопозитивных домов», – считает Ферейдон Сионшанси, редактор издания EEnergy Informer. По мнению аналитика, решения, применяемые сегодня для поддержки традиционной энергетики, больше не в силах исправить фундаментальные перекосы в структуре энергорынков.

Альтернативное проклятье: как ВИЭ убивает старые бизнес-модели энергорынка

Источник: amophoto_au / Shutterstock.com

Сломать нельзя исправить

Неуклонный рост «зелёной» генерации, подталкиваемый законодательными ограничениями углеродных выбросов, прямыми финансовыми субсидиями и налоговыми льготами, привёл к резкому падению цен на ВИЭ. Но, как ни странно, именно это обстоятельство сдерживает дальнейший рост возобновляемой энергетики, утверждается в статье «Грязные секреты чистой энергии», опубликованной в журнале The Economist. Основная проблема состоит в том, что конкурентные оптовые рынки электроэнергии, созданные в 1980–1990 годы для поставок электричества потребителю по минимальной цене, без учёта субсидий, тем или иным типам генерации (так называемый merit order), стремительно разрушаются под давлением возобновляемой энергетики с её нулевыми предельными издержками (zero marginal cost).

В результате это приводит:

  • к более низким среднегодовым оптовым ценам (один из ярчайших примеров – опыт Германии);

  • к снижению количества рабочих часов на традиционных тепловых станциях, и как следствие – к снижению их рентабельности;

  • к снижению пиковых цен в середине дня, когда традиционные электростанции зарабатывают большую часть прибыли.

Словом, традиционные ТЭС во многих случаях становятся страховочным резервом для разнообразных ВИЭ. При этом операторы энергорынков по всему миру, сталкиваясь с подобными проблемами, нередко предпочитают переплачивать отдельным «традиционным» электростанциям, имеющим критическое значение, с тем чтобы поддержать их рентабельность (то, что в России называют «вынужденной генерацией»).

Одни рыночные операторы вводят формальные схемы оплаты в соответствии с мощностью ТЭС, чтобы побудить инвесторов вкладывать в традиционную генерацию. Другие делают для ТЭС исключение из схемы merit order, чтобы предотвратить закрытие станции. К примеру, в США власти штатов Нью-Йорк и Иллинойс ввели специальные субсидии для АЭС, которые в ином случае просто закрылись бы, не в силах зарабатывать деньги на сверхконкурентных оптовых аукционах – не так-то просто конкурировать с дешёвым газом или ВИЭ с их нулевыми предельными затратами.

Между тем среди экспертов крепнет мнение, что эти субсидии не способны исправить фундаментальные изъяны конкурентных оптовых энергорынков, созданных в эпоху, когда возобновляемая энергетика едва просматривалась на горизонте. По замечанию Малкольма Кия (Malcolm Keay) из Оксфордского института энергетических исследований, «традиционная бизнес-модель в энергетике больше не работает». В своей статье в журнале The Economist Кий предлагает схему, согласно которой потребители должны решить заранее: хотят ли они иметь гарантированные поставки электроэнергии по цене выше рыночной либо они предпочтут заплатить рыночную цену за так называемое временно доступное электричество (as available), когда и если оно будет доступно.


Сам себе генератор

Подобные предложения безусловно важны для решения проблем оптовых рынков. В то же время необходимо более глубокое переосмысление происходящих процессов, тем более что сейчас размываются сами представления о «потребителях» и о сути «энергетических служб».

Технологические инновации ставят под вопрос традиционные роли и правила распределительной сети и ценность специализированных энергокомпаний. Так, чем больше крупные коммерческие и промышленные потребители инвестируют в энергоэффективность, в распределённую генерацию, в энергохранилища и сложные системы по управлению энергоресурсами, тем меньше они зависят от центральных электросетей. Наглядная иллюстрация – новая штаб-квартира Apple, способная с помощью компьютерных технологий управлять своими энергетическими потребностями. Подобные «энергонейтральные» (zero net energy – ZNE) здания, потребляющие энергии столько же, сколько производящие, вероятно, получат повсеместное распространение уже в обозримом будущем. Ожидается, что уже с 2020 года все новые жилые здания в Калифорнии будут иметь ZNE-статус, а с 2030-го его будут получать и коммерческие строения.

The Economist описывает экодеревню в немецком Вильдпольдсриде, которая производит в пять раз больше энергии, чем потребляет, продавая излишки электричества через общую сеть. В Калифорнии более 5 ГВт мощностей приходится на солнечные батареи на крышах домов. Пройдёт немного времени, и другие страны последуют этим примерам.


Тариф «экономный»

Если к автономным распределённым источникам энергии добавить энергохранилища, стоимость которых будет падать пропорционально растущему спросу, легко представить появление так называемых просьюмеров – потребителей энергии, одновременно являющихся её производителями. В качестве примера можно привести австралийских пользователей девайсов от компании Sonnen.

Австралия – одно из самых солнечных мест планеты с большим количеством свободного пространства. Частные усадьбы здесь – наиболее распространённый вид жилища. При довольно высоких розничных тарифах на электроэнергию более 1,5 млн австралийских домовладельцев установили на свои крыши солнечные панели. При общей численности жителей чуть более 24 млн человек это один из самых высоких в мире показателей на душу населения. В энергетическом балансе Австралии традиционно большую долю занимает дешёвый местный уголь, не слишком благоприятно влияющий на атмосферу. В этом заключается вторая причина, по которой австралийцы предпочитают производить собственное электричество из экологически чистого солнечного света.

Сочетание этих факторов подталкивает Австралию к экспериментам в области энергетики. По сути, многие местные жители превратились из просьюмеров – продвинутых потребителей – в просьюмейджеров (prosumagers) – полноценных игроков на энергорынке, владеющих собственными энергохранилищами.

Немецкий производитель солнечных панелей и устройств хранения энергии – компания Sonnen, получив значительный опыт на своём внутреннем рынке, вышла к австралийцам с предложением: вы покупаете или берёте в лизинг наши батареи, а взамен получаете бесплатное электричество. Если это предложение будет пользоваться успехом у потребителей, традиционная бизнес-модель розничной продажи электроэнергии будет разрушена, обещают в компании. Как пишет издание Renew Economy, покупателям интегрированных автономных систем, включающих солнечные панели и энергохранилища, Sonnen гарантирует бесплатное электричество не только от солнца, но и от центральной сети, если запасы энергии в хранилище иссякнут.

Взамен Sonnen получает доступ к аккумуляторам своих клиентов и использует их в качестве виртуальной электростанции, предоставляя сетевым операторам услуги по балансировке сети, что в большинстве случаев никак не отражается на самих пользователях, сообщает Renew Economy.

«Ты покупаешь у нас батарею – и больше не платишь за электричество, – говорит глава австралийского представительства Sonnen Крис Парратт. – Если угодно, это как тариф от мобильного оператора, когда стоимость связи уже включена в цену телефона. На наш взгляд, именно в этом направлении движется рынок. В итоге ваши счета за электричество будут выглядеть как тарифы сотового оператора».

По сообщению Renew Economy, автономная энергосистема от Sonnen обойдётся потребителям в сумму от $4,5 до $19 тысяч (от 252,5 тысяч до чуть более 1 млн рублей), а срок её окупаемости составит от 6 до 9 лет. При этом выдают такие системы 2–16 кВт•ч в зависимости от модели.


На пороге новой эры

Для традиционных генерирующих и сетевых компаний, зарабатывающих на продаже огромного объёма энергии потребителям, ситуация с каждым днём становится всё хуже.

Всё идёт к тому, что потребители, или просьюмеры, будут торговать электричеством друг с другом через умных посредников, способных управлять совокупным спросом и объединять различные типы генерации.

Электрогенерация, не нуждающаяся в традиционных сетях, – сущее проклятье для энергорынков, созданных в эпоху ископаемого топлива. Умные стартапы уже пытаются разорвать устоявшиеся связи между крупными генерирующими компаниями и их потребителями, разрушая традиционную бизнес-модель, в которой потребители в массе своей платят только за использованные киловатт/часы и не связаны между собой в единую сеть. С появлением «просьюмеров» и «просьюмейджеров» одной из самых востребованных услуг станет их подключение к единой сети, способной реагировать на спрос каждого отдельного потребителя и обеспечивать при этом почти безупречную надёжность.

Об авторе: Ферейдон Сионшанси – автор и редактор многочисленных книг о новых технологиях в энергетическом секторе. Его следующая книга – «Инновации и сбои на краю Сети» – выйдет из печати в июне этого года.


Другие пользователи читают

Аварийность скорректировала дефицит

Минэнерго РФ опубликовало утверждённую Схему и программу развития электроэнергетических систем России (СиПР ЭЭС) на ...

5 декабря 2024 в 16:28
Розница в помощь

На фоне летнего энергокризиса и формирования дефицита в объединённой энергосистеме (ОЭС) Юга, а также прогнозируемой нех...

21 ноября 2024 в 18:20