Поставщики двигают модернизацию вправо

Сроки реализации 30 проектов модернизации ТЭС в России могут быть сорваны из-за проблем с поставками необходимого оборудования, сообщил 27 апреля на всероссийском совещании по итогам ОЗП глава Минэнерго Николай Шульгинов. Основных причины две – низкое качество продукции отечественных производителей и перебои с поставками импортных компонентов. Не всё гладко и с поставками российских газовых турбин: ОДК до сих пор не подписала контракт с ГЭХ на поставку ГТД-110М и «дочка» «Ростеха» рискует потерять площадку для промышленной обкатки своей турбины в рамках программы КОММод-ПГУ. Минэнерго собирается обсуждать эти проблемы с Минпромторгом и поставщиками оборудования, а ФАС в очередной раз предлагает заняться формированием отраслевого заказа. Сроки вводов модернизированных энергоблоков, очевидно, будут сдвигаться вправо как минимум на 1–1,5 года: уже сейчас задержки поставок оборудования составляют до 450 дней.

Поставщики двигают модернизацию вправо

Поставки энергетического оборудования идут с задержками по 22 проектам модернизации ТЭС, рассказал на совещании по итогам ОЗП глава ГЭХ Денис Фёдоров, представлявший также «Совет производителей энергии». По данным на 1 апреля, 12 проектов задерживаются на срок до 300–450 дней из-за использования и необходимости «лечения» некачественных заготовок отечественного производства, поступления бракованной продукции, детализировано в презентации г-на Фёдорова. Зависимость российских производителей от «импортных комплектующих, заготовок, материалов, сырья и т. д.» тормозит на срок до полугода ещё десять проектов.

В этой связи «Совет производителей энергии» считает необходимым принять постановление правительства (Минэнерго уже внесло документ в кабмин), предусматривающее возможность нештрафуемой отсрочки и увеличения сроков реализации модернизационных проектов, моратория на штрафы за непоставку мощности, а также возврата блоков из модернизации на конкурентный отбор мощности (КОМ) и в вынужденный режим.

С учётом проектов обновления мощностей на Дальнем Востоке Минэнерго сейчас видит риски несоблюдения сроков из-за проблем с поставками оборудования по 30 проектам. Министерство в ближайшее время соберёт совещание и будет обсуждать ситуацию с производителями оборудования. ФАС предлагает энергетикам заняться формированием отраслевого заказа для производителей оборудования, и в том числе в рамках этого механизма использовать офсетные контракты, предполагающие встречные инвестобязательства, заявил замглавы службы Виталий Королёв.

Всего, по данным «Системного оператора ЕЭС», в рамках программы модернизации сейчас отобрано 127 проектов суммарной мощностью 26,8 ГВт (62% запланированного объёма), в том числе пять проектов обновления ТЭС с использованием инновационного российского оборудования – газовых турбин ОДК «Ростеха» (ГТД-110М) и «Силовых машин» Алексея Мордашова (ГТЭ-65 и ГТЭ-170). В ходе совещания Николай Шульгинов поинтересовался у Дениса Фёдорова, почему спустя год после победы на отборе КОММод-ПГУ генкомпания так и не подписала контракт на поставку трёх машин ГТД-110М, которые должны быть установлены на Новочеркасской ГРЭС ОГК-2.

«Компания ОДК отказывается подписывать договоры, несмотря на то, что мы пошли уже на индексацию затрат дважды, даже на юридические нарушения, которые нам как менеджменту могут потом аукнуться нехорошо», – рассказал г-н Фёдоров. По его словам, «дочка» «Ростеха» обязалась подписать бумаги до конца майских праздников. Но ГЭХ прорабатывает и резервную схему: генератор уже получил коммерческое предложение от «Силмаша», который готов заместить оборудование ОДК. Этот вариант может сдвинуть сроки на 1–1,5 года, но по условиям КОММод-ПГУ у компании нет штрафуемого периода, а вывод старых блоков не может быть произведён без ввода новых, пояснил глава ГЭХ.

«На эту тему (рисков сдвига сроков проектов КОММод-ПГУ – ред.) мы точно намечаем совещание с (главой Минпромторга Денисом – ред.) Мантуровым и обсудим с поставщиками, в первую очередь ОДК и «Силовыми машинами», что там происходит. Не только с этими проектами, но и вообще, есть ли возможность их в дальнейшем масштабировать», – сообщил Николай Шульгинов.

Трудности с импортозамещением и оборудованием наблюдаются не только в сегменте тепловой генерации, но и у гидроэнергетиков. В ходе ОЗП «Евросибэнерго» (ЕСЭ) заменило рабочее колесо на Братской ГЭС и провело комплексную модернизацию третьего гидроагрегата Иркутской ГЭС. Но в следующем проекте обновления (четвёртого гидроагрегата) компания уже видит риски из-за возможного переноса сроков поставки основного оборудования, рассказал глава энергетического дивизиона En+ Group, гендиректор ЕСЭ Михаил Хардиков. Одновременно в ближайшие месяцы компании предстоит решить проблему двух дефектных высоковольтных элегазовых выключателей. Г-н Хардиков поблагодарил «Системного оператора» за быстрое согласование временного решения, но отметил, что несмотря на то, что производитель – General Electric – брак признал, «возможности поставок отсутствуют и привезти необходимое оборудование нельзя». Элегазовые выключатели на большие токи – один из видов «неимпортозамещаемого оборудования», упомянутый и в презентации «РусГидро». В целом ЕСЭ анализирует ситуацию с конца февраля и оценивает объём закупок оборудования, зависящего от импортных комплектующих, в этом году в 2,2 млрд рублей. Компания скорректировала техполитику и сейчас существенных рисков уже не видит. «В общем, работаем над этим», – отметил г-н Хардиков.

ПГУ будут беречь, оплату мощности привяжут к загрузке

И энергетики, и регуляторы согласны с тезисом о необходимости экономии ресурса импортных ПГУ, сервисное обслуживание которых в условиях санкций затруднено. В ЕЭС работает 22 ГВт газовых турбин, в том числе 17,8 ГВт в составе высокоэффективных ПГУ суммарной мощностью 25,8 ГВт. При этом мощность холодного резерва в завершающемся ОЗП составила 23,1 ГВт при нагрузке электростанций в 165,6 ГВт, следует из презентации к совещанию председателя правления «Системного оператора ЕЭС» Фёдора Опадчего.

«Более-менее есть понимание как восстанавливать лопатки и элементы «горячей части» по импортным турбинам E-класса, сообщил Денис Фёдоров. По его словам, в прошлом году «ГЭХ Сервис газовых турбин» провёл главную инспекцию вообще без привлечения иностранных специалистов: «на сегодня по классу Е мы на 99% может работать без иностранных шеф-инженеров». Но по классу F сектор практически полностью зависит от импортных комплектующих, отметил глава ГЭХ.

Минэнерго поддерживает минимизацию включения таких генобъектов, для чего нужно снизить приоритет импортных ПГУ при отборе оборудования, внеся изменения в правила рынка, сказал министр. При этом часть мощностей всё же будет использоваться «по необходимости»: в отдельных энергорайонах с высокой долей ПГУ их одновременный вывод из работы может сказаться на надёжности энергоснабжения, предупредил г-н Опадчий.

Эту меру планируется внедрить временно, на два года, отметил Николай Шульгинов, но подчеркнул, что при таком подходе говорить о сохранении полной оплаты мощности не приходится – для объектов, чьё участие в работе будет ограничено, снижение может составить до 10%.

«При этом мы вплотную приближаемся к обсуждаемой в последнее время в секторе идее о дифференциации оплаты мощности в зависимости от востребованности оборудования. Многие поставщики сегодня подают заявки ВСВГО с высокими ценами, сигнализирующими об их нежелании включаться. Для таких случаев мы также будем предлагать снижать оплату мощности. Эту работу мы уже начинаем, первое совещание провели, продолжим и в дальнейшем будем обсуждать эти шаги с (профессиональным – ред.) сообществом», – сказал глава Минэнерго.


Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28