ФАС уполномочен пригласить
«Совет рынка» предложил Минэнерго РФ ограничить период (или объём) возврата инвестиций для электростанций, построенных вне рамок ДПМ после 2007 года и сейчас оплачивающихся рынком как вынужденная генерация («новые ВР»). После этого энергоблоки могут быть выведены из эксплуатации или должны продавать мощность в КОМ на общих основаниях. Инициативу поддерживают крупные потребители: она позволит сэкономить им только в 2027 году почти 0,5 млрд рублей. В Минэнерго считают, что такая корректировка нормативной базы находится в компетенции ФАС. В рамках действующих правил решение нужно принимать немедленно: правкомиссия должна утвердить список вынужденной генерации на 2027 год до 30 сентября. Но сейчас Минэнерго предлагает перейти от шестилетнего к трёхлетнему КОМу, тогда корректировать условия оплаты «новых ВР» можно до 2024 года. Решение о сокращении сроков КОМ будет утверждено в первой половине октября, рассчитывают в профильном министерстве.
Источник: grmp.dmtextile.ru
«Совет рынка» направил в Минэнерго свои предложения по отнесению объектов генерации к поставляющим мощность в вынужденном режиме в 2027 году. Январские поправки в Правила ОРЭМ изменили действующий порядок: отныне правкомиссия по развитию электроэнергетики больше не рассматривает вопрос отнесения энергоблоков к вынужденной генерации для обеспечения надёжности энергоснабжения («вынужденные по электроэнергии»), ограничиваясь «вынужденными по теплу». «Вынужденные по электроэнергии», начиная с 2027 года, «это только вынужденные по запрету Минэнерго», пояснили «Перетоку» в пресс-службе «Совета рынка».
Изменение принципов привело к существенному сокращению списка объектов, спецтарифы для которых определяются правкомиссией. При подготовке аналогичного перечня на 2026 год энергокомпании подали заявки на 80 генобъектов суммарной мощностью чуть более 3,8 ГВт: из них 61 энергоблок (2,95 ГВт) претендовал на вынужденный статус «по электроэнергии», 19 блоков (886,2 МВт) – «по теплу». В перечне на 2027 год – только 19 заявок «по теплу» из четырёх регионов суммарной мощность 850 МВт, отмечается в письме председателя правления «Совета рынка» Максима Быстрова заместителю министра энергетики Павлу Сниккарсу (копия документа от 1 сентября есть в распоряжении «Перетока»).
Необходимые ставки для 15 из этих 19 «вынужденных» блоков превышают прогнозную цену КОМ на 2027 год (236,2 тыс. рублей за 1 МВт в месяц) на 76% (Юго-Западная ТЭЦ) – 229% (Шахтинская ГТЭС): все они относятся к «новым ВР», построенным вне ДПМ в 2010-2015 годах. Примечательно, что загрузка блоков обратно пропорциональна запрашиваемой цене. Для блоков Юго-Западной ТЭЦ коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) в 2020 году составил 57,93%-73,23%, а для Шахтинской ГТЭС – 22,73%-36,8%. Но «ценник» для 400 МВт (четыре блока по 100 МВт) Курганской ТЭЦ предлагается установить на 4% ниже цены КОМ. На 2026 год станция уже была отнесена к «вынужденным по теплу», а на 2025 год её мощность продавалась на КОМ. В таком случае Правила ОРЭМ запрещают устанавливать цену выше цены КОМ-2025, указано в письме «Совета рынка».
Ключевое предложение регулятора предполагает, что после 2030 года остальные 15 блоков «новых ВР» также не смогут получать плату за мощность выше цены КОМ. Условия ДПМ базово предполагают 15-летний период окупаемости (при фактическом сроке оплате мощности по ДПМ ТЭС в 10 лет), после чего мощности выводятся на общерыночный отбор, указывает «Совет рынка» и предлагает распространить тот же принцип на новую генерацию, построенную вне ДПМ.
«… Ассоциация полагает целесообразным внести уточнения в порядок ценообразования для объектов «новых ВР» после 15 лет поставки мощности или получения выручки, соответствующей выручке от продажи мощности аналогичного объекта ДПМ, ограничив уровень цены продажи для таких объектов значением цены продажи мощности по результатам КОМ, и готова принять участие в обсуждении и подготовке соответствующих изменений в нормативно-правовые акты в случае принятия данного решения», – говорится в письме г-на Быстрова.
Инициативу «Совета рынка» поддерживают крупные потребители.
«Целесообразно нормативно ограничить сумму платежей так называемым «новым вынужденным» на уровне, не превышающем доходы аналогичных объектов, построенных по ДПМ. По ряду подобных объектов уже есть риск превышения указанного уровня, что ведёт к избыточным расходам экономики», – заявили в «Сообществе потребителей энергии».
Тема актуальна для потребителей, так как соответствующие изменения могут сократить их траты уже в 2027 году за счёт уменьшения количества блоков ВР с 19 до 14. Пять из шести Шахтинских ГТУ были построены в 2010 году, срок оплаты 71,4 МВт их мощности истекает в 2025 году, так что они должны быть вычеркнуты из списка, следует из документа. Пока же цена их мощности является максимальной в списке на ВР-2027 – 776,4 тыс. рублей за 1 МВт в месяц, что в сумме по году даёт более 665,2 млн рублей (переплата сверх прогнозной цены КОМ-2027 – более 462,8 млн рублей). В «Совете рынка» «Перетоку» пояснили, что инициатива регулятора «никак не связана с какими-либо конкретными генерирующими объектами, в том числе Шахтинской ГТЭС».
«Ассоциация направляла аналогичную позицию относительно особенностей ценообразования в Минэнерго России и в прошлом году. В «Совете рынка» считают, что, так как «новые ВР» сравниваются с аналогичными объектами ДПМ, которые по истечению базового срока окупаемости получают оплату мощности по цене КОМ, то справедливо будет применять такую же логику и к объектам «новых ВР» по истечению 15-летнего срока», – сообщили в регуляторе.
Как и в прошлом году, предложение «Совета рынка» в Минэнерго получили, но, исходя из ответа пресс-службы, не видят здесь своих полномочий, делегируя ответственность Федеральной антимонопольной службе (ФАС).
«Действительно, соответствующие предложения поступили в Минэнерго в составе результатов рабочей группы по заявкам поставщиков для отнесения к вынужденным перед проведением КОМ на 2027 год. Необходимо отметить, что этот вопрос поднимается не первый год и, по мнению Минэнерго России, должен быть решён в рамках компетенции ФАС (вопросы регулируемого ценообразования в электроэнергетике)», – сообщили «Перетоку» в Минэнерго.
Из письма предправления «Совета рынка» следует, что официальное решение правительства о списке ВР, выпускаемое после рассмотрения вопроса на правкомиссии, должно быть принято не позднее 30 сентября. Это необходимо для проведения КОМ на 2027 год до 15 ноября, как предписывают действующие нормы. Вероятность того, что ФАС успеет разработать, согласовать и внести поправки, ограничивающие срок окупаемости «новых ВР» 15 годами, ничтожна. Но в «Совете рынка» поясняют, что «изменения в ценообразование можно вносить и позже, так как тарифы ВР для года Х устанавливаются в октябре-декабре года Х-1», то есть на 2027 год – в конце 2026 года.
Но эти временные расклады теряют актуальность в свете перехода от шестилетнего к более короткому КОМу – Минэнерго озвучило инициативу этим летом. Сначала Павел Сниккарс говорил об идее введения дополнительного корректирующего отбора за год-два до срока поставки, сейчас речь уже идёт о переходе к полностью трёхлетней модели. Комментируя ситуацию с «новыми ВР», Минэнерго впервые назвало срок, в который правительство может принять решение о переносе ближайшего КОМа на 2024 год (поправки в Правила ОРЭМ).
«Минэнерго России предлагает перенести на 2024 год сроки проведения КОМ на 2027 год и КОММод на 2028 год. Соответствующие предложения были направлены в правительство РФ. Мы рассчитываем, что это решение (перенос сроков проведения) будет утверждено в Правилах оптового рынка в первой половине октября 2021 года», – сообщили в министерстве.
В случае поддержки инициативы о сокращении срока КОМ и его фактическом переносе, контрольная дата (30 сентября) станет неактуальной, пояснили в «Совете рынка». При этом в регуляторе отмечают, что решение об изменении Правил ОРЭМ в части сроков проведения КОМ при сокращении горизонта планирования необходимо принять до начала ноября.
Автор: Сергей Исполатов