Призрак Мокской ГЭС отгоняют от ДПМ

В конце прошлой недели Минэнерго сообщило, что базовым вариантом энергоснабжения второго этапа развития Восточного полигона РЖД стал проект строительства ГЭС в Иркутской области, на стыке объединённых энергосистем (ОЭС) Востока и Сибири. Как выяснил «Переток», речь идёт о ещё советском проекте Мокской ГЭС (север Бурятии, недалеко от границы с Иркутской областью) мощностью 1,2 ГВт на реке Витим. Три других варианта, которые Минэнерго не озвучило, предполагают строительство газовых и угольных энергоблоков в различных конфигурациях. Однако любой из этих проектов, будучи способным синхронизировать ОЭС Сибири и Востока и поставить вопрос о вхождении Дальнего Востока в ценовую зону ОРЭМ, упирается в проблему спроса. Без дополнительного потребления со стороны крупных промпроектов в зоне БАМа он нецелесообразен, а гарантий, что такой спрос появится пока нет. До серьёзного обсуждения «денежного» вопроса дело ещё не дошло, но «Совет рынка» заранее предупреждает: потенциал использования надбавок к цене мощности на ОРЭМ исчерпан.

Призрак Мокской ГЭС отгоняют от ДПМ

Источник: blog.rushydro.ru

Проект Мокской ГЭС принят Минэнерго в качестве базового варианта для покрытия спроса при реализации проекта второго этапа развития Восточного полигона РЖД, рассказали два источника «Перетока», знакомые с ходом обсуждения в Минэнерго. В конце прошлой недели министерство сообщило, что глава ведомства Александр Новак одобрил для дальнейшей проработки и принятия решений на уровне правительства четыре варианта энергоснабжения новых тяговых подстанций РЖД на БАМе, для чего в ОЭС Востока и Сибири потребуется около 2,4 ГВт мощностей. Решение было озвучено на совещании по вопросам энергообеспечения Восточного полигона РЖД, на которое были приглашены представители Минтранса, РЖД, «РусГидро», «Россетей», «Системного оператора ЕЭС», «Интер РАО», «Совета рынка», СУЭКа и института «Энергосетьпроект».

В рамках рассмотрения вариантов предполагается принять принципиальное решение о выборе типа электростанции для Бодайбинского энергорайона Иркутской области в целях формирования нового мощного генерирующего энергоузла на транзите от Усть-Илимской ГЭС в Сибири до Нерюнгринской ГРЭС и Зейской ГЭС на Дальнем Востоке. В качестве одного из вариантов рассматривается строительство новой крупной гидроэлектростанции, которая не только обеспечит покрытие существующих потребностей РЖД и других крупных энергоёмких потребителей, но и создаст задел на будущее для технологического присоединения новых потребителей в этом энергорайоне, говорилось в релизе Минэнерго.

Проекты есть, спрос под вопросом

Проект ГЭС на реке Витим стал актуальным в 1970-е годы в связи со строительством БАМа, проходящего неподалёку от возможных створов. Но прокладка железной дороги затянулась, решение о запуске проекта ГЭС появилось лишь к концу 1980-х, сказано в блоге «РусГидро». На Витиме планировалось создать целый каскад ГЭС, Мокская станция (2,01 ГВт; 6х335 МВт, высота плотины 153 м) должна была стать верхней и самой мощной. Проект планировалось реализовать за 10 лет, но СССР распался. В 1990-х проект активно перерабатывался, в итоге трансформировавшись в станцию мощностью 1,2 ГВт с контррегулятором — Ивановской ГЭС (210 МВт). В 1997 году было разработано ТЭО нового проекта. В 2007 году проект появился в инвестпрограмме «РусГидро» (тогда ещё «ГидроОГК»), под него была создана специальная «Корпорация развития Забайкалья», но начавшийся финансово-экономический кризис отодвинул его на неопределённое время.

Создание ГЭС «позволит создать технологическую основу для объединения на синхронную параллельную работу ОЭС Востока и ЕЭС России», заявил г-н Новак. Сейчас Сибирь и Дальний Восток соединены двумя ЛЭП 220 кВ, запитанными по краям от генерации. Перебои на любом из концов приводят к ограничениям энергоснабжения как объектов РЖД, так и посёлков вдоль БАМа. С технической точки зрения создание генмощностей в середине связки оправданно: это повысит надёжность всей системы, в перспективе позволит синхронизировать Дальний Восток и ЕЭС, говорит собеседников в одной из структур, участвующих в обсуждении. После этого можно будет подходить к глобальной теме включения Дальнего Востока в ценовые зоны ОРЭМ.

«Вопрос возможности присоединения ОЭС Востока к ценовым зонам лежит в первую очередь в объёме технических решений: достаточности пропускной способности и синхронной работы. И дело не только в строительстве сети, но и во множестве иных факторов, таких как, например, расчет надёжности и устойчивости, а также конфигурация будущих потребительских нагрузок. Только после ответов на эти вопросы можно начать обсуждать ценовые зоны», – отмечают в «Совете рынка».

Строительство генерации на стыке ОЭС Сибири и Востока без дополнительного, помимо РЖД, спроса со стороны крупных промышленных потребителей вряд ли будет целесообразно, говорит собеседник «Перетока». В апреле «Коммерсант» со ссылкой на источники в промышленном секторе региона писал, что мощность нужна лишь для новых проектов, примыкающих к БАМу, а собственно для энергоснабжения магистрали ничего дополнительного не требуется. Гарантированного нового спроса со стороны промышленности нет, это пока является ключевым препятствием на пути строительства любого типа генерации в рамках проекта, говорит один из источников «Перетока». Под вопросом и заявленный рост объёма перевозок. По «майскому указу» (2018 года) президента Владимира Путина, к 2024 году пропускная способность БАМа и Транссиба должна вырасти в 1,5 раза, до 180 млн тонн. В текущих экономических реалиях показатель может оказаться труднодостижимым. В таких условиях потребности РЖД проще будет закрывать за счёт расшивки сетей, полагает один из собеседников. В рамках первого этапа расширения Восточного полигона ФСК вкладывает 152 млрд рублей, сообщала ранее сетевая компания.

Энергоснабжение БАМа – один из пунктов президентского указа «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», к которым имеет отношение Минэнерго. «Поручение есть, обсуждение ведётся не в первый раз, но до конкретики далеко, так как не решён вопрос спроса», – говорит другой источник. Пока «Интер РАО», СУЭК и «РусГидро» поручили предварительно рассчитать стоимость строительства «профильной» генерации: газовой, угольной и гидравлической. Проект Мокской ГЭС также требует доработки: его актуализация началась в 2000-х годах, но не была завершена: в целом пока есть проектные проработки времён СССР, выбран створ, но актуальных технико-экономического обоснования и обоснования инвестиций нет.

Важно отметить, что среди прочих аргументов в пользу создания крупной ГЭС, которые привёл глава Минэнерго, – сохранение «компетенции РФ в вопросах освоения гидропотенциала и проектирования больших ГЭС». У «РусГидро» действительно заканчиваются крупные проекты по созданию новых мощностей.

Вопрос финансирования открыт, но денег на ОРЭМ нет

В этих условиях вопрос источников финансирования масштабного проекта пока не является актуальным на обсуждениях в Минэнерго.

«Построить можно что угодно: хоть ГЭС, хоть угольные или газовые блоки, обеспечить новые сети – были бы деньги, компании готовы строить. Но проекты ради проектов никому из них не нужны, они должны иметь понятную экономическую окупаемость», – говорит представитель сектора.

Очевидный и уже привычный для властей путь решения энергопроблем – новая надбавка к цене мощности для потребителей на ОРЭМ, например, через механизм КОМ НГ, доступный для строительства новых мощностей во второй ценовой зоне (Сибирь). Но в последнее время о недопустимости дальнейшего роста финнагрузки на энергорынок говорят не только потребители, но и регуляторы. Весной новый вице-премьер Юрий Борисов поручил проанализировать текущую ситуацию с надбавками на энергорынке для их минимизации, в том числе с привлечением бюджетных средств. Впрочем, это не помешало кабмину в марте обсуждать вариант строительства СПГ-электростанции для электроснабжения Баимского ГОКа за счёт новой надбавки к цене мощности. После снижения потребления на фоне пандемии коронавируса тему избыточной нагрузки на ОРЭМ поднял «Совет рынка». Регулятор рассчитывал объём средств, доступный для реализации спецпрограмм, исходя из роста потребления в 0,5%. Снижение спроса в течение хотя бы одного года на 1% «изымает» 150 млрд рублей, стагнация (фиксация на текущем уровне) в горизонте до 2035 года уменьшает инвестиционную базу на 0,5 трлн рублей, рассказывал в конце мая зампредправления «Совета рынка» Олег Баркин.

«На наш взгляд, потенциал использования надбавок исчерпан. Допустимым и сбалансированным для рынка могло бы быть решение, при котором строительство всей новой генерации будет покрыто новым потребительским спросом», – заявили «Перетоку» в «Совете рынка».

Ранее эксперты среди иных способов финансирования называли субсидированные кредиты от институтов развития и двусторонние договоры с РЖД и иными крупными промпотребителями. Но железная дорога не будет самостоятельно оплачивать столь масштабный проект, рассчитывать на тотальное бюджетное финансирование в текущих условиях вряд ли стоит, так что ситуация зацикливается и вновь упирается в вопрос спроса со стороны промышленности в зоне БАМа.


Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Аварийность скорректировала дефицит

Минэнерго РФ опубликовало утверждённую Схему и программу развития электроэнергетических систем России (СиПР ЭЭС) на ...

5 декабря 2024 в 16:28
Розница в помощь

На фоне летнего энергокризиса и формирования дефицита в объединённой энергосистеме (ОЭС) Юга, а также прогнозируемой нех...

21 ноября 2024 в 18:20