На прямоточных ТЭС и АЭС замёрзли ставки на воду

В 2020 году ставки платежей за воду для прямоточных ТЭС и АЭС, на которые приходится 90% водопотребления российских электростанций, останутся на прошлогоднем уровне. С 2021 года для них будет введена единая ставка, не зависящая от речного бассейна, – 636 рублей за 1 тыс. куб. м, которая с 2026 года будет индексироваться на уровень инфляции. Для ТЭС на реках Байкальского бассейна единая ставка уже начала действовать. Попытки Минприроды с 2015 года подталкивать компании к минимизации водопотребления грозили существенным ростом себестоимости и, как следствие, ростом цен на энергию около 80 ТЭС и АЭС, обеспечивающих треть страновой выработки. Поиски компромиссного решения, в итоге устроившего энергетиков, продолжались долгие пять лет.

На прямоточных ТЭС и АЭС замёрзли ставки на воду

Источник: Sofydone/Shutterstock

Минприроды РФ решило стимулировать предприятия к более рачительному использованию природных вод в 2014 году. Тогда министерство инициировало повышение водных платежей (устанавливаются индивидуально по каждому бассейну), идея была поддержана правительством. В 2015–2024 годах ставки растут на 15% ежегодно, суммарное повышение за десять лет составит 4,65 раза от уровня 2014 года. Решение сразу же вызвало беспокойство у энергетиков, которое нарастало по мере индексации ставок.

Прямоточные системы водоснабжения используют около 80 российских ТЭС и две АЭС с общей установленной электрической мощностью 49,52 ГВт. Это лишь 26% от общей установленной мощности таких станций в стране и 32% всей мощности ЕЭС, но на них приходится почти 90% (21,7 млрд куб. м) от всего объёма воды, используемой энергетиками. Но, в отличие от других предприятий, ТЭС и АЭС не осуществляют безвозвратного (требует очистки вод после использования) потребления. Вода на прямоточных станциях используется лишь для охлаждения, не контактирует с другими веществами и возвращается в природу в неизменном виде (иногда с незначительным повышением температуры). Таким образом, способ потребления воды и воздействие на природу у прямоточных электростанций и у прочих пользователей существенно отличаются, но в законодательстве эти нюансы отражения не нашли.

Величина платы за водопользование прямоточных ТЭС и АЭС сопоставима с двукратным годовым ремонтным фондом крупной электростанции. Эта финансовая нагрузка идёт в тариф на электроэнергию для населения и приравненных к ним потребителей: в 2018 году в среднем 300–600 млн рублей на одну электростанцию, в 2024 году (с учётом ежегодной индексации на 15%) – уже 1,1 млрд рублей. Также допрасходы учитываются в тарифе на тепло для всех потребителей, включая население, пояснили в Минэнерго.

Выходом из ситуации мог бы стать перевод прямоточных ТЭС и АЭС на замкнутые системы водооборота. Минэнерго оценило удельные капвложения в такие мероприятия для ТЭС в 2,5 млн рублей за 1 МВт установленной мощности, для АЭС – в 13 млн рублей. Учитывая, что прямоточные системы используют крупные узловые электростанции (2–4 ГВт), суммарные расходы при их переводе на замкнутый водооборот профильное министерство оценило в 109 млрд рублей в ценах 2018 года без учёта инфляции и изменения ставки налога на добавленную стоимость. Такой сценарий также не устраивал власти, ориентированные на сдерживание цен на энергию. Строительство замкнутых систем вело к приросту тарифов на тепло прямоточных ТЭС на 2,39–6,48% к 2025 году. Рост цен на энергию по регулируемым договорам составил бы 2–10,9%, подсчитали в Минэнерго. При этом отказ от прямотока ухудшал КПД электростанций, увеличивал расходы топлива на 1,1 млн т. у. т. в год, повышая себестоимость генерации (и, как следствие, нагрузку на потребителей тепла и энергии) на 4,4 млрд рублей. Кроме того, переход на замкнутые системы под давлением растущих ставок на водопользование приводил к прямо противоположным экологическим результатам: при тех же объёмах генерации выброс твёрдых частиц в атмосферу увеличивались на 2,5 тыс. т в год, сернистого ангидрида – на 4,2 тыс. т, оксидов азота (в пересчёте на диоксид азота) – на 3,6 тыс. т.

Энергетический сектор обращал внимание властей на проблему прямоточных ТЭС и АЭС с момента начала повышения ставок. В 2018 году к дискуссии с Минприроды активно подключилось Минэнерго, обсуждались несколько вариантов урегулирования ситуации, окончательно «закрыть» вопрос удалось лишь к 2020 году. Изменения в правила расчёта ставок для прямоточных ТЭС и АЭС внесены постановлением кабмина № 1211. В 2020 году дифференцированные ставки по бассейнам заморожены на уровне 2019 года – как и годом ранее, повышающий коэффициент составит 2,01 к ставкам 2014 года. Для всех остальных водопользователей показатель составит уже 2,31. В 2021–2025 годах для всех прямоточных электростанций будет установлена единая ставка 636 рублей за 1 тыс. куб. м вне зависимости от речного бассейна. Начиная с 2026 года плата будет ежегодно увеличиваться на уровень официальной инфляции. Единственным исключением оказались ТЭС, берущие воду из бассейна рек озера Байкал.

«Ввиду изначально высоких базовых ставок – 576 рублей за 1 тыс. куб. м, – делается исключение путем установления для бассейна рек Байкала единой ставки платы за водопользование на уровне 636 рублей с 2020 года, без переходного периода в 2020 году, который вводится для ТЭС и АЭС остальных речных бассейнов», – сообщили «Перетоку» в Минэнерго.

Принятое решение устроило генераторов, которые пытались переубедить Минприроды с начала индексации ставок в 2015 году.

«Сформированные условия позволяют генерирующим компаниям избежать многомиллиардных «утопленных» инвестиций в реконструкцию систем технического водоснабжения ТЭС, избежать негативных экономических и экологических последствий для потребителей электро- и теплоэнергии», – заявили в ассоциации «Совет производителей энергии».


Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28