Мобильная генерация подешевеет
18 мобильных газотурбинных электростанций (МГТЭС, суммарно 405 МВт), которые сейчас базируются в Крыму, получат статус федерального резерва мощности. Его содержание будет обходится потребителям более чем в 1 млрд рублей в год, рассказал журналистам 3 октября в кулуарах «Российской энергетической недели» (РЭН-2019) замглавы Минэнерго РФ Андрей Черезов. Сейчас МГТЭС имеют статус вынужденной генерации и получают 357,4 тыс. рублей за МВт в месяц, суммарный годовой платёж превышает 1,73 млрд рублей. После перевода мобильных электростанций в федеральный резерв расходы потребителей на их содержание должны сократиться.
Источник: www.mobilegtes.ru
Минэнерго продолжает проработку вопроса создания федерального резерва мощностей на базе 18 МТГЭС, которые пока размещены в Крыму, сообщил Андрей Черезов. Соответствующее поручение ранее выдал Минэнерго профильный вице-премьер Дмитрий Козак.
«Мы этот федеральный резерв мощности хотели бы создать на базе существующих МГТЭС. Обслуживание того объёма МГТЭС, который есть сейчас... это 18 машин, в год обходится в сумму более 1 млрд рублей», – заявил Андрей Черезов (цитата по РИА «Новости»).
МГТЭС, принадлежащие «Федеральной сетевой компании» (ФСК), были закуплены в 2005 году после крупных блэкаутов в Москве и Подмосковье. После аварии на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году они были переброшены в Сибирь, затем использовались на Олимпиаде-2014 в Сочи, а оттуда были перевезены в Крым. Станции страховали энергосистему полуострова при регулярных массовых блэкаутах, закрывая до 70% потребностей Крыма в энергии в период строительства энергомоста. Предполагалось, что после ввода в 2019 году Балаклавской и Таврической ТЭС (суммарно 940 МВт) МГТЭС будут вывезены с полуострова. Однако в конце прошлого года власти решили оставить мобильную генерацию в Крыму для «подстраховки», инициатором такого решения выступил «Системный оператор ЕЭС», опасавшийся рисков связанных с пусками новых энергоблоков. В конце сентября «Коммерсант» сообщил, что кабмин решил продлить статус вынужденного генератора для МГТЭС на 2020 год, ранее аналогичное решение было принято на 2022-2024 годы.
Статус вынужденных получают слишком дорогие для рынка энергоблоки, необходимые для стабильного тепло- или энергоснабжения. Нагрузка за содержание вынужденного генератора ложится на потребителей. В пояснительной записке к сентябрьскому заседанию правкомиссии, на которую ссылался «Коммерсант», говорилось, что безубыточная эксплуатация МГТЭС невозможна: тариф вдвое превышает рыночные цены. Без статуса вынужденной генерации МГТЭС может потерять источник финансирования для «поддержания мобильного резерва мощности в состоянии постоянной эксплуатационной и мобилизационной готовности», говорилось в правительственных материалах. Спецтариф выше цен конкурентного отбора мощности на 2-200%, указывал аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Скляр.
ФСК пыталась самостоятельно решить проблему и искала на рынке партнёров, которые были бы заинтересованы в услугах мобильной генерации, рассказал «Перетоку» источник в секторе, участвовавший в переговорах. Рассматривались различные варианты: переброска блоков в изолированные зоны, в том числе на Сахалин, использование МГТЭС в промгенерации и т.д., но стоимость энергии от этих установок не позволяет проектам оставаться в границах рентабельности, говорит он.
При этом высокое качество проекта, профессионализм команды специалистов, работающих на МГТЭС, признают даже потребители, но в очередной раз предлагают финансировать подобные расходы за счёт бюджета.
«Проект был реализован достаточно эффективно и обеспечил необходимый практический результат. Но с точки зрения экономики «вписать» это оборудование в рынок, так чтобы оно само зарабатывало на своё содержание, по-видимому, не удаётся. Промышленность не хотела бы принимать на себя расходы по содержанию дополнительных резервов, и если регулятор желает сохранить такую «пожарную команду» для неких государственных нужд, то финансировать такое решение следует из бюджета», - говорит замдиректора «Сообщества потребителей энергии» Валерий Дзюбенко.
Более 1 млрд рублей ежегодно необходимы МГТЭС для оплаты постоянных расходов, отметил Андрей Черезов. Он не стал раскрывать детали проекта федерального резерва мощностей, сообщив, что у Минэнерго ещё продолжаются дискуссии с другими федеральными министерствами и ведомствами по ряду нюансов. 4 октября г-н Черезов пояснил журналистам, что сейчас в тариф вынужденной генерации закладываются операционные расходы, в том числе топливные. В случае формирования на базе МГТЭС федерального резерва через плату для потребителей энергорынка будут покрываться лишь постоянные затраты, та же топливная составляющая будет исключена. При необходимости мобильные электростанции будут перебрасываться в нужный регион и после запуска получать плату за вырабатываемую электроэнергию, что также будет снижать расходы потребителей ОРЭМ на содержание МГТЭС.
«Они уезжают, становятся, это доля (расходов ОРЭМ – ред.), конечно, уменьшается, так как они работают в рамках рынка. С ФАСом отработаем, их «подожмём», излишки уберутся. Но я думаю это где-то миллиард с копейками», – оценил г-н Черезов потенциальные годовые расходы потребителей на содержание федерального резерва мощности.
С учётом суммарной мощности содержание 1 МВт «федерального резерва» обойдётся потребителям ОРЭМ в сумму от 206 тыс. рублей в месяц. В этом случае «цена федерального резерва» окажется сопоставима с ценами конкурентного отбора мощности, отмечает один из экспертов рынка. Впрочем, потолок затрат потребителей будет зависеть от того, насколько суммарные расходы на МГТЭС превысят 1 млрд рублей. Действующий «вынужденный тариф» для МГТЭС составляет 357,4 тыс. рублей за 1 МВт в месяц, таким образом, с потребителей ОРЭМ ежегодно собирается 1,73 млрд рублей. При ежегодных расходах на уровне 1,5 млрд рублей, ежемесячные сборы составят около 308 тыс. рублей за 1 МВт.
Автор: Сергей Исполатов