Бессмысленные градирни
Вариант с введением единой ставки платы за воду для прямоточных электростанций на уровне 670 рублей за 1 тыс. куб. м с последующей ежегодной индексацией на 5%, предложенный Минприроды, не устраивает генераторов. Взяв паузу после публикации документа, энергокомпании пока формулируют коллегиальную позицию; предполагается, что она будет представлена в Минэнерго в конце первой декады апреля. Вариант Минприроды противоречит Водному кодексу и создаёт финансовые предпосылки для перевода ряда прямоточных ТЭС и АЭС на оборотные системы водопотребления. Генераторы недоумевают: власти фактически вынуждают их строить градирни, чьё появление никак не скажется на экологичности электростанций, а не вкладывать средства в мероприятия, реально снижающие нагрузку на окружающую среду.
Источник: DeZet / Shutterstock.com
26 марта в Институте проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ прошёл круглый стол «Экономические последствия увеличения стоимости водопользования». Доклад, представленный директором института Ильёй Долматовым, был подготовлен на основании исследования оценки влияния роста ставок водопользования на экономику генерирующих компаний, тарифы на электрическую и тепловую энергию и доходы бюджета. Речь идёт о прямоточных ТЭС и АЭС – они являются главными потребителями природной воды среди генераторов и, соответственно, вносят основной объём водных платежей в бюджет.
Водопользовательские платежи в 2015–2024 годах ежегодно увеличиваются на 15%, решение было оформлено постановлением правительства. В итоге к 2025 году ставки вырастут в 4,65 раза от уровня 2014 года. По идее Минприроды, выступившего с этой инициативой, рост расходов на воду должен финансово стимулировать предприятия к снижению нагрузки на экологию. Однако в отношении прямоточных электростанций эта логика не работает: повышение платы за воду ведёт к удорожанию энергии. При отсутствии льгот для генераторов доля водных платежей в себестоимости электроэнергии, по данным Минэнерго, к 2025 году вырастет в среднем с 1,9 до 3,7%. Расчёты, проведённые институтом ВШУ для прямоточных электростанций, оказались ещё более настораживающими: по отдельным станциям рост себестоимости производства энергии составит до 12%, обусловленный рост тарифов для потребителей этих ТЭС – до 10%.
Для снижения расходов в условиях дальнейшего роста ставок за воду энергетики могут модернизировать свои системы водоснабжения, делая их оборотными. Удельные расходы на 1 МВт установленной мощности при этом в среднем составят 2,5 млн рублей.
«Такие вложения возможны, но они ничего не дадут с точки зрения повышения качества получаемого товара, лишь увеличат его себестоимость. То есть этот вариант экономически не оправдан», – отметил в ходе выступления на круглом столе г-н Долматов.
Если расходы на переход ТЭС будут заложены в тарифы, то в силу регуляторных особенностей это приведёт к росту ставок на тепло на 14%. Если затраты на градирни не будут окупаться через тариф, это всё равно приведёт к росту цен – по расчётам ВШУ, на 6%, но подорожает не только тепло, но и электроэнергия. Замкнув водооборот, энергетики снизят водные платежи, бюджет потеряет значительные средства: поступления в горизонте до 2030 года сократятся с 323 до 70 млрд рублей (при начале внедрения оборотных систем с 2020 года, подсчитали ранее в Минэнерго). Илья Долматов привёл конкретный пример такого инвестпроекта. Создание замкнутой системы водооборота (с годовым объёмом потребления 500 млн куб. м) в 2025 году окупится в течение года, потребление снизится на 80%, потери бюджета составят в среднем около 1 млрд рублей в год, тарифы на тепло вырастут на 2,3%. В целом расходы энергетиков на замыкание прямоточных систем эксперты оценили в 109 млрд рублей. Неоправданные инвестиции вынудят компании отказывать сотрудникам в ежегодной индексации зарплат и экономить на ремонтах, предупреждают представители компаний сектора.
При этом отказ от прямоточных систем не только не улучшит, но и ухудшит экологичность ТЭС. Рост выбросов загрязняющих веществ в атмосферу будет вызван особенностями функционирования оборотных систем и приведёт к пусть незначительному (на 1–2 г условного топлива), но увеличению объёма сжигаемого топлива на единицу полученной энергии, обострит и без того острую для сектора проблему золоотвалов, отмечали участники круглого стола в ВШУ.
Таким образом, логика при повышении ставок для прямоточных ТЭС отсутствует, солидарны представители генсектора: водные платежи не носят целевого характера и просто уходят в бюджет, никаких гарантий, что средства пойдут на решение экологических проблем, нет. При этом генераторы оказываются перед выбором: тратить деньги на одну градирню, как минимум не улучшающую экологическую обстановку, или – условно – установить три электрофильтра, серьёзно снижающих объём загрязняющих выбросов. С точки зрения минимизации расходов очевиден выбор в пользу градирен, но это решение лишь снижает бюджетные поступления и не способствует решению никаких экологических задач.
Энергетики начали говорить о необходимости корректировки системы водных платежей для прямоточных электростанций ещё в 2014 году, интенсивность дискуссии постепенно нарастает на протяжении уже трёх лет по мере роста ставок. В конце прошлого года Минэнерго подготовило проект постановления правительства, предполагающий введение для электростанций с прямоточными системами водооборота понижающего коэффициента 0,3 (30% от текущих ставок). Такое решение позволяло министерству прогнозировать доходы федерального бюджета от платы за водопользование к 2030 году на уровне около 106 млрд рублей в год. Однако проект «потерялся» в недрах кабмина, а в начале марта собственный вариант обнародовало Минприроды. Эти поправки в постановление правительства № 1509 «О ставках платы за пользование водными объектами…» предполагали фиксацию платы для прямоточных станций на уровне «670 руб. за 1 тыс. куб. м вне зависимости от речного бассейна с сохранением её ежегодной корректировки начиная с 2021 года», привязанной к уровню инфляции, говорилось в пояснительной записке к проекту. Из самого документа следовало, что фактическая индексация общероссийской ставки в 670 рублей составит 5% в год.
В пояснительной записке к проекту Минприроды приводился пример Гусиноозёрской ГРЭС «Интер РАО», для которой ставка на воду в этом году составила 1 157,76 рубля за 1 тыс. куб. м. Установление единой ставки в 670 рублей с 2020 года сулит ей почти двукратное снижение отчислений. Однако сейчас ставки определяются для каждого речного бассейна отдельно – размер платы Гусиноозёрской ГРЭС является максимальным для прямоточных электростанций. Источники в секторе говорят, что сейчас средняя по стране ставка составляет около 640 рублей, но она не показательна. Большая часть прямоточных электростанций, по расчётам ВШУ, даже с учётом ежегодной 15-процентной индексации не достигнет отметки в 670 рублей за 1 тыс. куб. м в 2020 году.
Основная цель корректировок, которые необходимо принимать, – создание условий, при которых переход на замкнутые системы водооборота окажется экономически невыгодным (неокупаемым), а также минимизация бюджетных потерь в среднесрочной перспективе, отметил Илья Долматов. При действующих ставках для 18 из 38 проанализированных ТЭС отказ от прямотока уже рентабелен (при старте проектов с 2025 года). В случае реализации сценария Минприроды с 2020 года ставки за водопользование вырастут более чем для половины станций; для части ТЭС, на которые приходится 40% объёма воды, используемого прямоточными станциями, замыкание водооборота остаётся экономически обоснованным.
Таким образом, вариант с установлением единой ставки по всем бассейнам на уровне 670 рублей никого не устраивает, так как не снимает экономических стимулов перехода на оборотные системы и создаёт условия для роста тарифов, согласились представители генераторов, участвовавших в круглом столе. Кроме того, он содержит юридические противоречия и вызовет вопросы Федеральной антимонопольной службы, полагают энергетики. Предложение Минприроды также напрямую противоречит 20-й статье Водного кодекса РФ, предписывающей дифференцировать плату за воду по речным бассейнам, что не позволит согласовать постановление в Минюсте. Ещё один момент, с которым не согласны генераторы, – 5-процентная индексация единой ставки: согласно официальному прогнозу, инфляция в ближайшие годы составит 2,7–4,2%, 5-процентный рост Минприроды ничем не обосновывает, недоумевают генераторы.
Проанализировав проект Минприроды, энергетики взяли паузу для подготовки возражений и встречных предложений, рассказал представитель одного из генераторов, участвующих в обсуждении. Сейчас компании готовят коллективную позицию, которую планируется направить в Минэнерго и другие заинтересованные органы в первой декаде апреля, добавил собеседник «Перетока». Пока генераторы ориентируются на возврат к варианту Минэнерго: понижающий коэффициент 0,3 делает невыгодным создание градирен для всех прямоточных электростанций, при коэффициенте 0,4 в зону рентабельности уже попадают отдельные станции, при скидке в 10% – все, кроме одной-двух, отметил г-н Долматов. Этот вариант является наиболее просчитанным и базируется на серьёзном исследовании ВШУ, чего нельзя сказать о проекте Минприроды, в материалах к которому отсутствуют необходимые пояснения и обоснования, говорят представители энергокомпаний.
Впрочем, коэффициент 0,3 может оказаться непроходным вариантом с точки зрения Минфина, оговорился г-н Долматов. Альтернативный сценарий, который сейчас анализируют генераторы, – фиксация действующих ставок с градацией по речным бассейнам на длительный период (например, на 10 лет). При таком сценарии расходы энергокомпаний в ближайшие годы окажутся выше, чем при предоставлении 70-процентной скидки, но к 2025 году ставка для прямоточных электростанций составит 0,35–0,36 от уровня прочих водопользователей. Ещё один возможный подход – введение фиксированных спецставок для прямоточных ТЭС и АЭС со средним ориентиром в 670 рублей, но с градацией ставок по речным бассейнам. Генераторы продолжат обсуждать различные варианты, после чего коллегиальная позиция будет направлена в заинтересованные ведомства, сообщил представитель «Совета производителей энергии».
Автор: Сергей Исполатов