Прямоточное водоснабжение упёрлось в деньги

Минэнерго подготовило поправки в Водный Кодекс, снимающие запрет на строительство ТЭС и АЭС с прямоточными системам водоснабжения. Текущие экологические нормы избыточны, об этом свидетельствует и мировая практика, указывают энергетики. Изменения позволят удешевить создание новых и модернизацию действующих электростанций, что особенно важно на фоне старта программы обновления отечественной энергетики. Впрочем, отмена запрета напрямую увязана с вопросом роста платы за водопользование, которая к 2025 году, по задумке Минприроды, должна вырасти в 4,65 раза от уровня 2014 года. Минэнерго разработало поправки, вводящие понижающие коэффициенты при расчёте водных платежей для ТЭС и АЭС с прямоточными системами. Но со «скидками» не согласны в Минприроды. Без этого снятие моратория на прямоточные системы не имеет экономического смысла – расходы при эксплуатации нивелируют экономию при строительстве.

Прямоточное водоснабжение упёрлось в деньги

Источник: Omihay / Shutterstock.com

Минэнерго санкционировало прямоток

Минэнерго подготовило проект Федерального закона «О внесении изменений в статью 60 Водного кодекса Российской Федерации в части применения прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики». Законопроект предполагает отмену запрета на проектирование и строительство АЭС и ТЭС с прямоточными системами водоснабжения.

Запрет был введён более 10 лет назад. Причиной появления в Водном кодексе запрета на проектирование систем прямоточного водоснабжения стало ртутное загрязнение Братского и Усть-Илимского водохранилищ, говорится в пояснительной записке Минэнерго к законопроекту (есть в распоряжении «Перетока»). Причиной загрязнения стали «сбросы сточных вод Братским целлюлозно-бумажным комбинатом, горно-обогатительным комбинатом и предприятиями химической промышленности».

«Экологические риски, связанные с использованием систем прямоточного технического водоснабжения этими предприятиями, были необоснованно распространены на любые системы прямоточного водоснабжения. Между тем цели и способы использования прямоточных систем технического водоснабжения на объектах электроэнергетики и на предприятиях обрабатывающих и добывающих отраслей существенно различаются. Это обусловливает и существенно различный уровень их экологического воздействия и рисков для водных объектов», отмечается в разъяснениях Минэнерго.

Сейчас прямоточными системами оборудовано около 40% мощностей ТЭС и АЭС. Такие же системы широко и без ограничений применяются в электроэнергетике во всём мире, в том числе на более чем 74% установленной электрической мощности АЭС, отмечают в Минэнерго.

Экономические резоны

Вопрос о снятии запрета на строительство прямоточных систем водоснабжения начал активно обсуждаться три года назад, после того как Минприроды объявило о старте ежегодной индексации на 15% ставок водных платежей начиная с 2015 года. По задумке министерства, в итоге к 2025 году они должны вырасти в 4,65 раза от уровня 2014 года. При этом суммарный объём платежа по всем ТЭС составит около 20 млрд рублей, что составит до 5% себестоимости энергии для ТЭС с прямоточными системами охлаждения. Ранее дополнительные суммарные платежи всех энергетиков оценивались в 33 млрд рублей ежегодно.

Сейчас в России оборотными системами охлаждается около 63% установленной мощности ЕЭС, прямоточными – 37%. Утверждённый рост ставок критичен прежде всего для станций с прямоточным циклом. По данным Минэнерго, доля платы за водопользование в производственных затратах ТЭС с такой системой водоснабжения сейчас составляет 2,1%, к 2025 году она вырастет до 4,8%. Для ТЭС с оборотным циклом водопользования текущие значения составляют 0,3%, к 2025 году – не более 1%.

Для снижения финансовой нагрузки, которая закладывается в стоимость энергии, действующие электростанции с прямоточными системами предлагалось модернизировать и оснастить замкнутыми системами водооборота, чтобы уменьшить оплачиваемый расход воды. «Совет производителей энергии» (СПЭ) оценил затраты отрасли на переход к оборотным системам в 122 млрд рублей. Около 100 млрд рублей придётся на долю газовой и угольной генерации, оставшаяся часть – на долю АЭС. Дополнительные расходы увеличат тарифы на электроэнергию на 2,5%, подсчитали в СПЭ.

Оценки Минэнерго, обнародованные минувшим летом, ещё более пессимистичны. Стоимость перевода электростанции с прямоточной на оборотную систему для ТЭС оценивается в 3,5 млн рублей за 1 МВт электрической мощности, а для атомной электростанции – 13,6 млн рублей. Оценочная себестоимость перевода, например, действующей Ленинградской АЭС (4 ГВт установленной электрической мощности) на оборотный цикл составит 54 млрд рублей, а Пермской ГРЭС (2,4 ГВт) – 8 млрд рублей.

В случае принятия законопроекта могут быть затронуты интересы около 60 ТЭС и двух АЭС, отмечается в заключении Минэкономразвития, не увидевшего оснований для отклонения законопроекта.

Капитальные вложения в оборотные системы технического водоснабжения оцениваются в 1,4–1,75 раза выше стоимости прямоточных, эксплуатационные расходы – выше в 2–2,8 раза, говорится в пояснительной записке Минэнерго. Но эксплуатационные затраты, очевидно, не включают расходы на водные платежи. Электростанции с прямоточной системой обходятся дешевле прежде всего из-за отказа от сооружения градирен, затраты на которые составляют около 10% сметы новой ТЭС.

– Прямоточная система водоснабжения ТЭС в отличие от оборотной технически и экономически наиболее предпочтительна: вода напрямую забирается из водоёма, проходит через конденсатор и сбрасывается обратно. Вода, взятая из реки, возвращается ниже по течению, что не ведёт к нарушению экологической обстановки. Прямоточная система водоснабжения проста в строительстве и дешевле в эксплуатации, она не требует возведения градирен, – пояснили «Перетоку» в «Интер РАО – Инжиниринг».

Прямоточные системы требуют меньше капвложений и операционных затрат, КПД таких ТЭС может быть на 1–3% выше станций с рециркуляцией воды, подтверждает консультант VYGON Consulting Николай Посыпанко. Оборотные системы в отличие от прямоточных не оказывают температурного воздействия на водоёмы и их экосистему, но более энергоёмки и, соответственно, дороже в эксплуатации. Они также могут формировать целый спектр загрязнений, включая тяжёлые металлы, добавляет он.

– В свете анонсированной Минэнерго модернизации 40 ГВт теплоэлектростанций за 1,3 трлн рублей откладывать принципиальное решение нельзя. С одной стороны, использование технологии прямоточного охлаждения позволит снизить капвложения генераторов. Но на конечной цене эти решения скажутся незначительно. По нашей оценке, 100 млрд рублей для выполнения требований Водного Кодекса эквивалентно 1 копейке в цене киловатт-часа к 2025 году, – отмечает Николай Посыпанко (цитата по «Интерфаксу»).

Запрет на НДТ

Действующий запрет создаёт предпосылки для появления в России современных разработок воздушного охлаждения ТЭС, полагает консультант VYGON Consulting. С этим не согласны в Минэнерго.

«Действие запрета на проектирование и строительство ТЭС и АЭС с прямоточными системами технического водоснабжения ведёт к постепенному вытеснению этой технологии, что обусловливает более низкие технико-экономические показатели строящихся в РФ энергоблоков по сравнению с зарубежными аналогами», говорится в пояснительной записке к законопроекту об отмене запрета на прямоточные системы.

Экологи указывают на тепловое влияние прямоточных систем, но приводят в качестве аргументации ситуацию с АЭС, а не ТЭС. «Ежесекундно Ленинградская АЭС берёт 200 кубометров воды. Подогревает её на 10 градусов – и сбрасывает обратно. При подогреве существенно изменились прибрежные экосистемы», заявил «Интерфаксу» председатель общественного экологического совета «Южный берег Финского залива» Олег Бодров. Говоря о международном опыте, он заявил, что в странах, где нет такого запрета, «другая экологическая обстановка с точки зрения рыб, там нет таких нерестовых условий», как, например, на южном берегу Финского залива. Олег Бодров добавил, что если будут одновременно работать две станции: одна на прямоточной системе, другая – на «влажных градирнях», – то это может привести к обледенению высоковольтных линий передачи энергии в районе ЛАЭС, к их обрыву и аварийной остановке станции.

Вопрос оценки теплового воздействия прямоточных систем частично урегулируется предложением Минстроя. В отзыве на законопроект (есть в распоряжении «Перетока») ведомство Михаила Меня предложило при отмене запрета на замкнутый водооборот ТЭС и АЭС дополнить 67-ю статью Федерального закона «Об охране окружающей среды» положением об обязательном контроле «физических параметров сточных вод» в дополнение к анализу уровня загрязнения.

«Тепловое воздействие на водные объекты – единственный значимый вид негативного воздействия на окружающую среду прямоточных систем технического водоснабжения ТЭС и АЭС», отмечается в пояснительной записке Минэнерго к поправкам в Водный Кодекс. Впрочем, действующим законодательством определены условия и механизмы, которые обеспечивают общественно приемлемый уровень экологической безопасности этих сооружений, считают в министерстве.

В «Совете производителей энергии» поддерживают снятие запрета на открытые системы водоснабжения и указывают, что они считаются передовыми технологиями не только за рубежом, но и по мнению отечественных экспертов.

– Для энергетики запрет ведёт к значительным дополнительным экономическим затратам, компенсировать которые будут потребители через рост тарифов, – отметили в СПЭ. – При этом прямоточные системы широко и свободно применяются за рубежом, и в России они отнесены к наилучшим доступным технологиям (НДТ. – ред.) приказом Росстандарта от 15.12.2016 № 1882. В справочнике «Промышленные системы охлаждения», утверждённом этим приказом, отмечено, что прямоточные системы обеспечивают наилучшие условия охлаждения генерирующего оборудования, что способствует повышению КПД электростанций, снижению их выбросов в атмосферу, в том числе парниковых газов. Государство стимулирует экономику к внедрению НДТ, в то же время в законодательстве содержится прямой запрет на применение одной из НДТ – прямоточных систем водоснабжения. Это очевидное противоречие, препятствующее развитию российской электроэнергетики, необходимо устранить.

Половинчатое решение лишено смысла

Пока основным противником снятия запрета на прямоточные системы выступает Минприроды. В своём отзыве на законопроект (есть в распоряжении «Перетока») министерство исходит прежде всего из финансовых, а не экологических соображений. Предлагаемое решение никак не синхронизировано с идеей в течение 10 лет ежегодно повышать водопользовательские платежи на 15%. Минприроды заявило о необходимости соблюдать все нормы учёта, лимитов и квот забора воды из природной среды при проектировании, а также о необходимости согласовывать новые проекты с открытыми водооборотными системами с Федеральным агентством водных ресурсов. Одновременно в ведомстве Сергея Донского указали на отсутствие сопоставления расходов генераторов на создание «открытых» систем с последующими затратами на платежи за водопользование.

«В представленных материалах отсутствуют аналитические данные о соотношении данных затрат (допрасходов при создании замкнутых систем. – ред.) с объёмами платежей за пользование водными объектами за забор (изъятие) водных ресурсов в случае принятия предлагаемых изменений с учётом ежегодной индексации ставок платы водного налога и ставок платы за пользование водными ресурсами <…> (в течение 11 лет: с 2015 по 2024 год установлено ежегодное повышение ставок на 15%)», говорится в отзыве, подписанном заместителем министра Сергеем Ястребовым. Минприроды «полагает возможным» вернуться к рассмотрению законопроекта после учёта своих замечаний. Дополнительно министерство предложило согласовать законопроект с Минсельхозом, так как проект касается водных объектов рыбохозяйственного значения.

Формально прямоточные системы потребляют больше воды, чем замкнутые, но забранная электростанциями вода возвращается в природную среду фактически в неизменном виде. Планы по увеличению ставок водопользовательских платежей ставят под сомнение экономическую целесообразность снятия запрета на строительство прямоточных систем: экономия энергетиков при строительстве открытых водооборотов может быть нивелирована затратами на оплату растущих водных платежей в будущем.

Проблема уже могла быть решена введением понижающих коэффициентов при оплате водных сборов для электростанций. Весной этого года Минэнерго подготовило проект постановления правительства (№ 1509), который предусматривает введение понижающего коэффициента 0,3 для ТЭС и АЭС с прямоточными системами технического водоснабжения (подробнее см. «Переток» от 30 июня). Срок его публичного обсуждения истёк 19 июня. Однако эти поправки «застряли» на уровне межведомственных согласований. Камнем преткновения в вопросе введения понижающих коэффициентов остаётся позиция Минприроды, «у которого, также как у всех, есть план сбора денег в бюджет», отмечает источник «Перетока» в правительстве.

23 ноября в правительстве прошло «согласительное совещание», на котором планировалось выработать единую позицию федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) о возможности применения прямоточных систем охлаждения в российской электроэнергетике. Стороны лишь зафиксировали свои позиции, но по сути диалог не состоялся, рассказали два собеседника на энергорынке, осведомлённые об итогах заседания. 12 декабря прямоточные системы водоснабжения ТЭС и АЭС станут темой отдельного круглого стола в Государственной думе. Впрочем, наблюдатели не уверены, что на этом мероприятии ФОИВ удастся выработать согласованную позицию.

– Стороны, возможно, вновь обозначат уже заявленные позиции и разойдутся. Выработка решения продолжится в более закрытом формате кулуарных дискуссий, – полагает источник в правительстве.

– Окончательное решение по вопросу снятия запрета на прямоточные системы водооборота пока не принято. Сейчас проходит процесс межведомственных согласований, – прокомментировали ситуацию вокруг законопроекта в пресс-службе Минэнерго.


Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Невыводимая мощность Татарстана

Минэнерго РФ по просьбе «Татэнерго» отложило вывод из эксплуатации четырёх энергоблоков (№№ 5,6, 11, 12) Заинской ГРЭС...

12 марта 2024 в 21:57