Последние «острова». Неценовые зоны ЕЭС уходят в прошлое

Минэнерго стремится уйти от регулирования энергетики в неценовых зонах энергосистемы. К рыночным торгам электроэнергией и мощностью в ближайшее время могут перейти Коми и Архангельская область, а в среднесрочной перспективе – Крым и энергосистема Востока. Потребители могут только выиграть от усиления конкуренции на региональных рынках, но генкомпании рискуют снизить доходы, а вертикально-интегрированным энергокомпаниям придётся избавиться от части активов.

Последние «острова». Неценовые зоны ЕЭС уходят в прошлое

Источник: www.shutterstock.com


Рынок шагает по ЕЭС

Минэнерго задумалось о расширении энергорынка практически до границ ЕЭС. Это следует из заявлений замминистра Вячеслава Кравченко на конференции «Российская электроэнергетика», организованной газетой «Ведомости» 30 марта. В текущей системе расчётов Архангельская и Калининградская области, Республика Коми, регионы Дальнего Востока относятся к неценовым зонам, где оптовая цена на электроэнергию определяется тарифом, а введение рыночных торгов становится невозможным из-за слабых связей с соседними энергосистемами в ценовых зонах. В момент реформирования РАО ЕЭС в регионах не стали внедрять рыночные механизмы, работающие в ценовых зонах, и проводить либерализацию рынка электроэнергии. Система ценообразования в неценовых зонах осталась такая же, как и была до реформы РАО: все станции получают регулируемые тарифы на электроэнергию и мощность. Похожая система в ценовых зонах действует в регулируемых договорах для поставки населению, напоминает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова.

Переход неценовых зон к рыночным механизмам ценообразования позволит избежать особых условий для генерации в этих зонах и, возможно, улучшит положение потребителей на этих территориях. В то же время энергетикам будет сложно резко вступить в ожесточённую ценовую конкуренцию, царящую на профицитном оптовом рынке последние годы.

Русский Север оптом

Либерализовать могут в первую очередь энергосистемы Архангельской области и Коми: Минэнерго планирует в ближайшее время включить их в первую ценовую зону (европейская часть РФ и Урал) оптового энергорынка. Это не приведёт к изменениям для потребителей, но сократит доходы местных генераторов, объяснял Вячеслав Кравченко. В Архангельской области установленная мощность системы равняется 1,7 ГВт, основная генерация принадлежит ТГК-2 – Архангельская ТЭЦ, Северодвинские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. В Коми общая установленная мощность электростанций равняется 2,4 ГВт, из них более 1 ГВт приходится на Печорскую ГРЭС «Интер РАО – Электрогенерация», заметная доля приходится на Сосногорскую ТЭЦ и Воркутинскую ТЭЦ-2 «Т Плюс», а также энергоустановку Сыктывкарского ЛПК.

Наталья Порохова поясняет, что в среднем текущие тарифы у генерации в Архангельской области на 20% выше, чем в соседних регионах ценовых зон, а по отдельным станциям и в 1,5 раза выше, констатирует она. В Коми в среднем тарифы приближаются к уровню соседних ценовых зон, но у отдельных поставщиков электроэнергия остаётся дороже на 20%, чем у ценовых «соседей». Высокие тарифы связаны с низкой эффективностью мощностей, а в Архангельской области в ряде случаев – с более высокой стоимостью топлива. Переход в первую ценовую зону для Архангельской области приведёт к снижению цены относительно текущего среднего тарифа на 15–20%, подсчитала аналитик, а для ТГК-2, имеющей и без того слабые финансовые показатели, это станет негативным фактором. Объединение Коми с рынком оставит цены для потребителей региона примерно на тех же уровнях, что и текущий средний тариф, но для дорогих поставщиков это приведёт к снижению выручки. Более существенно снизятся цены на мощность после прихода генераторов в конкурентный отбор мощности: средние тарифы на мощность в Коми на 20% выше цены КОМ, в Архангельской области – на 75% выше. Она отмечает, что не проиграет только Печорская ГРЭС, «Интер РАО» – единственный поставщик с тарифом на мощность ниже цены КОМ.

Вместе с тем глава московского офиса SKM Market Predictor AS Виталий Скальский отмечает, что либерализация энергорынка в регионах Коми и Архангельска не окажет существенного влияния и изменения объёма перетока с ОЭС Центра, что связано с протяжёнными слабыми электрическими связями в присоединяемых к рынку энергорайонах. «Более того, не исключена ситуация, при которой постоянное запирание контролируемого сечения с ОЭС Центра будет формировать в расчётной модели РСВ отдельную зону ограниченной конкуренции со своей локальной ценой», – считает эксперт.

Крым адаптируется к конкуренции

Следующим регионом, который также может войти в первую ценовую зону в обозримой перспективе, называют Крым. Собственная генерация Крыма – 900 МВт, ещё около 1 ГВт новых мощностей планируется ввести в ближайшие годы. Технически полуостров уже соединён энергомостом с ЕЭС и первой ценовой зоной, переток из энергосистемы юга после выхода на полную мощность должен вырасти до 800 МВт. Но регулирование всех видов деятельности в энергетике пока сохранится, поскольку на полуострове остаются вертикально-интегрированные компании, пояснял Вячеслав Кравченко. Полуостров станет частью первой ценовой зоны не раньше 2017 года, а может быть, и позже, пояснил он. Явно не соответствует нормам энергорынка в Крыму ГУП «Крымэнерго», владеющее магистральными, высоковольтными, распределительными сетями и одновременно являющееся гарантирующим поставщиком на основной территории. В Крыму для создания свободного рынка электроэнергии необходимо будет провести реорганизацию монополий – отделить генерацию от сетей, а сети от сбытов и, вероятно, разделить генерацию на несколько компаний, соглашается Наталья Порохова. Торги на оптовом рынке предполагают ценовую конкуренцию электростанций внутри каждой ЗСП (для этого доля каждого производителя не должна превышать примерно 30%), иначе ФАС ограничивает манёвры производителей.

Также участникам крымской энергосистемы – производителям и потребителям – придётся войти в Ассоциацию «НП Совет рынка», чтобы получить доступ к торгам на опте. В то же время компания зарегистрирована в системе оптового рынка – она вошла в палату экспертов «НП Совет рынка». В палату продавцов входит структура ФСК «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» (АПБЭ), участвующая в расчётах Крыма с продавцами оптового рынка.

Минэнерго уже разработало проект постановления правительства по вхождению Крыма в первую ценовую зону с 1 января 2017 года, документ размещён на regulation.gov.ru в конце марта. Согласно проекту, в ноябре – декабре 2016 года планируется провести тестовые торги электроэнергией на территориях Крыма и Севастополя по правилам оптового рынка без финансовых расчётов. «Системному оператору» предстоит в конце года определить предельные объёмы поставки мощности крымской генерации на 2017 год и включить Крым в перечень зон свободного перетока. При этом в 2017–2020 годах мощность определённых электростанций в Крыму будет получать тариф вынужденного генератора (перечень не раскрывается), – следует из проекта.

Почти забытый Дальний Восток

В перспективе ценовой зоной может стать даже неценовая зона Дальнего Востока, которую вообще не коснулась энергореформа во время расформирования РАО ЕЭС. Все виды энергетического бизнеса здесь представляет в основном РАО ЭС Востока. Минэнерго ведёт модельные расчёты по созданию ценовой зоны на территории Амурской области, Хабаровского края, Еврейской АО и Приморья (суммарно 9,2 ГВт установленной мощности), сообщил замминистра, анализируются ценовые последствия такого решения. Сейчас эти регионы образуют неценовую энергосистему Востока, к ней планируется присоединить два энергорайона Якутии с установленной мощностью 1,5 ГВт. Вовсе отдельно от ЕЭС существуют изолированные энергосистемы на Магадане, Чукотке, Сахалине, Камчатке и в Якутии, где тарифы в несколько раз выше средних по РФ. Их присоединение к оптовому рынку не рассматривается, подчеркнул Вячеслав Кравченко.

Говоря о расширении ценовых зон, Минэнерго обоснованно указывает на очевидные трудности, связанные с недостаточным субъектным составом, однако в ОЭС Востока в качестве потенциальных субъектов в перспективе можно и нужно рассматривать сопредельные государства. В целом тренд на сближение ценовых и неценовых зон представляется всё же более рыночным механизмом, чем географическое перекрёстное субсидирование, считает Виталий Скальский.

Из-за низкой доли промышленности в потреблении ДФО тарифы на электроэнергию зачастую субсидируются, средств на инвестиции в них заложить невозможно. Правительство обсуждает возможность снижения конечных тарифов за счёт надбавки для оптового энергорынка, то есть остальной территории РФ, но Минэнерго считает, что заняться надо сначала снижением внутривенных издержек в энергетике Дальнего Востока. Возможное образование новой ценовой зоны в макрорегионе как раз может помочь оптимизации издержек, считает замминистра. За создание третьей ценовой зоны в прошлом году выступали иностранные инвесторы. В генерацию, по их мнению, это позволило ввести механизм наподобие договоров поставки мощности и привлечь в ДФО инвесторов для строительства новых электростанций.

По расчётам Минэкономики, тарифы для промышленности в регионах ОЭС Востока близки к среднероссийскому уровню (2,85 руб/кВт∙ч). По мнению Натальи Пороховой, в случае либерализации цены в ДФО будут складываться автономно от других ценовых зон, так как инфраструктурные связи с ними слабые. Как и в начале формирования свободного рынка в существующих ценовых зонах, здесь выиграют производители с низкой себестоимостью (ГЭС «Русгидро» в Амурской области, эффективные ТЭС), а проиграют неэффективные старые мощности, отмечает аналитик. На сетевые тарифы это напрямую никак не повлияет, считает она.

В целом расширение ценовых зон – это распространение единых рыночных правил для всей энергосистемы, это делает производителей в данных регионах более инвестиционно-привлекательными и даёт возможность распространять на эти регионы рыночные механизмы – такие, как конкурентный отбор мощности и ДПМ, заключает Наталья Порохова.

По мнению старшего аналитика по электроэнергетике «Ренессанс Капитал» Владимира Скляра, расширение ценовых зон видится логичным шагом Минэнерго. «Это и есть задача правительства – обеспечение надёжным энергоснабжением по минимальным экономически обоснованным ценам. При этом пострадают отдельные генераторы –неэффективные и не выдерживающие конкуренции. В случае их вывода возникнет проблема теплозамещения, но это головная боль муниципальных властей», – отмечает он.


Автор: Анастасия Фомичёва, корреспондент газеты «КоммерсантЪ»

Другие пользователи читают

Невыводимая мощность Татарстана

Минэнерго РФ по просьбе «Татэнерго» отложило вывод из эксплуатации четырёх энергоблоков (№№ 5,6, 11, 12) Заинской ГРЭС...

12 марта 2024 в 21:57