Торф тронулся

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, направленный на поддержку электростанций, использующих в качестве топлива торф. Правда, поправки касаются только розничного рынка. Отраслевые эксперты положительно оценивают инициативу правительства, но их смущает ограничение по мощности субсидируемых станций – до 25 МВт, а также отсутствие тарифных гарантий по механизму договоров о предоставлении мощности (ДПМ), который действует для проектов ВИЭ.

Торф тронулся

Источник: www.CBC News


Проект поправок к ФЗ «Об электроэнергетике» по поддержке генерации на торфе обязывает территориальные сетевые компании в приоритетном порядке закупать электроэнергию у торфяных станций мощностью до 25 МВт по регулируемым ценам, которые позволят компенсировать потери в сетях. Кроме того, для малых торфяных ТЭЦ предусматривается субсидирование расходов по технологическому присоединению к электрическим сетям.

Правительству ещё предстоит установить предельные уровни капитальных затрат для торфяной генерации, поэтому пока инвесторы не могут начать согласование условий проектов с регионами.

История вопроса

Вопрос о поддержке торфяных электростанций путём приравнивания этого сырья к возобновляемым источникам электроэнергии (ВИЭ) обсуждается уже более двух лет.

Ещё в сентябре 2014 года вице-премьер РФ Аркадий Дворкович поручил Минэнерго и Минприроды подготовить предложения по стимулированию торфяной энергетики.

Предполагалось, что поправки к ФЗ «Об электроэнергетике» приравняют торф к возобновляемым источникам энергии, и проекты по строительству торфяных электростанций будут участвовать в конкурсах на получение поддержки по механизму ДПМ. Но новые поправки в закон не решают этот вопрос. Сейчас, как и ранее, список возобновляемых источников ограничивается малыми ГЭС, солнечными и ветровыми электростанциями. Торф в этот список по-прежнему не входит, поэтому действие механизмов ДПМ на него не распространяется.

«Распространение на торф механизмов, которые под вполне определённое целеполагание введены для ВИЭ (улучшение экологии и локализация нового высокотехнологичного производства – ни первого, ни второго торф не обеспечивает) вызывает вопросы», – поясняют в НП «Совет рынка».

Поправки в деталях

Новый законопроект предусматривает для торфяных станций определённые «льготы», но они отличны от тех, которые предоставляются проектам ВИЭ. Речь идёт о поддержке торфяных электростанций на розничном рынке и предполагает продажу электроэнергии сетям (на компенсацию потерь) по специальному (повышенному) тарифу.

В методическом плане сертификация торфяных электростанций вызывает вопросы у экспертов. Во многих случаях такие станции допускают сжигание в одном котле торфа и «традиционных» видов топлива (газ, уголь), которые не предполагают особых механизмов поддержки. «Во-первых, даже теоретически, как корректно отделить объём электроэнергии, который выработан именно на торфе (притом что меняться может не только пропорция, но и калорийность каждого вида топлива)? Во-вторых, как в российских реалиях в каждом случае уследить за использованием именно того топлива, на которое направлена поддержка? Законопроект на эти вопросы не отвечает», – рассуждают в НП «Совет рынка».

Кроме того, новые поправки в проект не создают межтерриториального субсидирования (так было бы в случае запуска ДПМ) и направлены на развитие розничного формата торфяной генерации (менее 25 МВт). При этом негативным остаётся то, что закон допускает перекрёстное субсидирование внутри региона: потребители электроэнергии в сетевом тарифе будут доплачивать за развитие торфяной энергетики. «Это уже вопрос политики региональных властей, может быть, они «вернут» им эти затраты в виде других положительных эффектов (более эффективное теплоснабжение, приток инвестиций, рост занятости, налоговых поступлений и т. д. и т. п.)», – предполагают в НП «Совет рынка».

Наиболее перспективным подходом к использованию торфяной генерации эксперты называют локализацию всей поддержки в регионе, так как торф – это локальное топливо, которое есть далеко не в каждом регионе, а его транспортировка нерентабельна. В этом случае торф получит инвестиционную привлекательность и возможность реализовать проекты не только по теплу, но и по электричеству. Это позволит шире использовать местные ресурсы, решает вопросы заболачивания земель, снимает остроту социальных проблем, полагают эксперты.

Торф, безусловно, уступает природному газу по себестоимости производства энергии. Но при использовании в пределах 100 км от места добычи он также оказывается на 10–15% дешевле угля и существенно выгоднее дизельного топлива, отмечают в «Т Плюс». «Конкурентные преимущества торфа по сравнению с любыми другими видами топлива, включая природный газ, становятся неоспоримыми для небольших котельных отдалённых поселений, куда тянуть газовую трубу просто нерентабельно», – поясняют в компании.

Увеличение доли применения торфа необходимо ввиду множества мелких посёлков на большой территории страны, которые неэффективно обеспечивать энергией за счёт строительства крупных тепловых источников. В России насчитывается 66,5 тысячи малых муниципальных котельных, подавляющая часть которых пока работает на дорогом привозном угле и мазуте, что значительно удорожает стоимость тепловой энергии для населения и ЖКХ.

Более 12 тысяч котельных, расположенных в торфообеспеченных регионах России, могут быть переведены на местное торфяное топливо, отмечают в «Росторфе»: «Практический диапазон децентрализованных электростанций на торфяном топливе составляет 0,5–10 МВт». Такие котельные, работающие преимущественно на торфе, уже есть в ряде поселений Владимирской, Калининградской, Кировской, Костромской, Ленинградской, Псковской, Свердловской, Смоленской, Тверской и Ярославкой областях.

Вперёд, в прошлое

Практика использования торфа в качестве топлива насчитывает несколько столетий. Долгие годы фрезерный топливный торф использовался как топливо на тепловых станциях. Максимального уровня потребление торфа на электростанциях России достигло в 1965 году (27,9 млн т), отмечают в «Росторфе». На топливо, в том числе и для сельского хозяйства, ежегодно добывалось 160–180 млн т торфа. Сейчас доля торфа в топливном балансе России не превышает 0,1%. Добыча этого сырья сегодня составляет до 2 млн тонн ежегодно, тогда как запасы в России выше 175,6 млрд тонн, при этом (см. табл.) крупнейшим потребителем энергетического торфа в России является группа «Т Плюс». В 2007–2008 годах в реконструкцию котельного оборудования на Кировской ТЭЦ-4 (350 МВт) для использования именно торфа в качестве твёрдого топлива инвестировано порядка 200 млн рублей. Это позволяет работать на оборудовании в щадящем режиме, увеличивая срок его эксплуатации, отмечают в компании. В качестве одного из видов топлива торф использует также Шарьинская ТЭЦ в Костромской области.

С 2007 года в состав «КЭС Холдинга» (с июня 2015 года – группа «Т Плюс») входит ЗАО «ВяткаТорф», созданное на базе производственного объединения «Кирторф», ведущего свою историю с 1936 года. В 2011–2013 годах в техническое обновление «ВяткаТорфа» инвестировано порядка 300 млн рублей. Теперь там добывается почти 900 тысяч тонн торфа в год, что равно почти половине производства энергетического торфа в России.

В случае с торфом речь идёт фактически о возобновляемом ресурсе. Процесс торфообразования непрерывен. Ежегодный прирост запасов торфа оценивается в среднем в 150 тысяч тонн на каждые 1 млрд тонн запасов (в Кировской области общие запасы – 1,1 млрд тонн). Поэтому в некоторых странах торф относится к биотопливу и активно задействован в энергосистемах. Так, 15% теплоэнергии в Финляндии и 10% электроэнергии в Ирландии производятся на станциях, работающих на торфе. В Белоруссии доля торфа в энергобалансе составляет около 4%.

Кроме того, торф – более экологичное, чем каменный уголь, топливо. При его сжигании в десятки раз меньше выбросы серы, пыли, оксидов азота, тяжёлых металлов, а зола может быть использована для подкормки растений. В связи с резким обострением проблемы лесных пожаров в Центральной России у торфоразработок появляется ещё один важный положительный экологический аспект: в местах добычи торфа практически не бывает пожаров, а возникающие тушатся в течение суток.


Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28