Назло морозам

Энергетики России готовятся к зиме и новым рекордам потребления электроэнергии и мощности.Актуальными проблемами наступившего осенне-зимнего периода стали возможные перебои с поставками газа на котельные, оснащение автономным резервом и задолженность предприятий ЖКХ перед энергоснабжающими организациями. А вот уровень обеспеченности электростанций топливом, самый серьёзный вопрос прошлой зимы, был приведён к норме до холодов.

Назло морозам


По данным Минэнерго, в осенне-зимний период 2012/2013 годов спрос на электроэнергию и мощность превысит показатели прошлого года. В холодный сезон будет потреблено 573 млрд кВт*ч электроэнергии, в работе будут 157 ГВт мощности против прошлогодних 560 млрд кВт*ч и 155 ГВт соответственно. Ожидаемое превышение показателей предыдущего ОЗП важно в силу ряда причин. Во-первых, в ОЗП 2011/2012 годов из-за экстремально холодной температуры был установлен постсоветский максимум потребления мощности – 155,2 ГВт. Это случилось 2 февраля при температуре –23,4 °С. Предыдущие рекорды были поставлены в ОЗП 2009/2010 годов (–22,6 °С, 150 ГВт) и 2005/2006 годов (–23,2 °С, 147,5 ГВт). Во-вторых, следует учитывать, что предыдущий отопительный сезон пришёлся на високосный 2012 год и включал в себя лишний день потребления (29 февраля), а дополнительный зимний день заметно влияет на объёмы энергопотребления как в ОЗП, так и по году в целом, создавая погрешность в 0,3%. В этой связи готовность страны к отопительному сезону приобретает особую важность.

Топливная безопасность

Один из основных вопросов прошлого ОЗП – обеспеченность топливом станций накануне отопительного сезона – в этом году не вызвал большой озабоченности у властей. Напомним, что в ОЗП 2011/2012 годов возникла ситуация, когда у ряда электростанций 31 декабря истекли контракты с поставщиками энергоносителей, которые не были оперативно возобновлены. Сложная ситуация складывалась с обеспечением ОАО «Сибэко» и Бийской ТЭЦ-1, у которых с 1 января истёк срок действия договора на поставку угля с УК «Кузбассразрезуголь». Потребовалось вмешательство тогдашнего вице-премьера Игоря Сечина, чтобы добиться скорейшего перезаключения договоров. В прошлом ОЗП невыполнение нормативов запасов топлива наблюдалось по топочному мазуту у Автозаводской, Усть-Илимской ТЭЦ, Волгоградской ТЭЦ-3 и Уруссинской ГРЭС, по углю – у Интинской ТЭЦ и Экспериментальной ТЭС. По итогам прошедшего ОЗП правительство дало поручение ответственным органам исполнительной власти утвердить новое положение по проверке готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период. «Паспорта готовности должны выдаваться только при наличии заключённых договоров на поставку топлива на весь отопительный период, а также долгосрочных рамочных договоров на поставку резервных видов топлива», – потребовал премьер Дмитрий Медведев.

По итогам принятых мер станции к текущему ОЗП были полностью обеспечены топливом. По данным Минэнерго на 30 ноября, запасы угля составляли 21 млн тонн (на 85,67% выше норматива), мазута – 2,89 млн тонн (на 37,77% выше норматива). Единственная заметная проблема возникла у Экспериментальной ТЭС (ЭТЭС) в городе Красный Сулин в Ростовской области, которая в июне подала заявку на банкротство из-за долгов. В рамках банкротства оборудование станции планировалось вывести из эксплуатации 1 января 2013 года, однако заместить её для теплоснабжения красносулинцев пока нечем – новую котельную построят только к августу 2013 года. Запасы угля ЭТЭС арестованы за долги. Руководство области попросило Минэнерго отнести ЭТЭС к вынужденным генераторам, чтобы продлить срок её эксплуатации до 2015 года. А обеспечить её функционирование в течение этого ОЗП попытаются, договорившись с ТД «Мечел» о топливообеспечении станции. В «Мечеле» обещали рассмотреть вопрос обеспечения станции углём под гарантию оплаты, которая может быть обеспечена тарифом вынужденной генерации.

На селекторном совещании в правительстве 26 сентября, посвящённом ходу подготовки объектов энергетики и ЖКХ к ОЗП 2012/2013 годов, акцент был сделан на новых проблемах энергетического сектора.

Первая из них связана с ростом потребления газа котельными. Количество коммунальных котельных с 2000 года выросло на 15%, в структуре топлива для котельных доля газа увеличилась за тот же период с 67% до 76%. Рост потребления газа связан с растущей доступностью топлива в связи с газификацией. Число котельных увеличивается сразу по нескольким причинам. Одна из них в том, что промпотребители тепла зачастую предпочитают уйти от трудностей, связанных с теплосетевой составляющей, и инвестировать в собственную котельную. Уход от центрального теплоснабжения – проблема, существующая не первый год, что подтверждается статистикой: например, в таком крупном промышленном городе, как Челябинск, в структуре потребления тепла доля промышленности, ещё в начале 90-х составлявшая около 70%, сегодня упала до 20%.

Ещё одна причина увеличения числа котельных в том, что в силу существующей тарифной конфигурации (а она будет в следующем году кардинально пересмотрена) когенерация – наиболее экономный по топливу производитель тепла, являющегося в рамках технологии субпродуктом выработки электроэнергии, с трудом конкурирует с котельными. После введения долгосрочных тарифов в теплоснабжении с 1 января 2014 года ситуация отчасти должна измениться в пользу более экономных потребителей топлива. «В связи с увеличением доли потребления газа котельными появились повышенные риски по теплоснабжению потребителей, – сказал глава Минэнерго Александр Новак на селекторном совещании о ходе подготовки к ОЗП. – Мы договорились, что в регионах, где подобные риски высоки, необходимо представить в Минэнерго согласованные с «Газпромом» графики ограничения подачи газа и утвердить соответствующий набор комплексных мероприятий. Такие поручения даны субъектам РФ и руководителям объектов электроэнергетики».

Вторая крупная проблема, которую обсуждали на совещании, – огромные долги предприятий ЖКХ за поставку топлива и энергии. В совокупности они составили 100 млрд руб., увеличившись на 17% по сравнению с уровнем прошлого года. До 5 декабря регионы обязаны доложить Минэнерго и Минрегиону о принятых мерах по ликвидации задолженности.

Третье затруднение энергетического сектора состоит в оснащении автономными резервными источниками электроснабжения. Как заявил министр энергетики Александр Новак, при имеющихся 28,9 тыс. таких источников необходимы ещё более 14 тыс., то есть почти 50% от имеющихся. По словам министра, субъектам федерации поставлена задача удовлетворить данную потребность в течение трёх лет. Себестоимость этой программы, утверждает министр, не так велика: около 10 млрд руб. на все три года и все субъекты РФ.

Техническая готовность

По данным Минэнерго, на конец октября недовыполнен план капремонтов по турбо-/гидроагрегатам (82,4%) и энергетическим котлам (88,1%). При этом хорошо показали себя электросети от 110 кВ и теплосети – они выполнили 99,8% и 99,3% от плана соответственно. В ходе технических проверок выявлены основные проблемы оборудования: высокий уровень повреждаемости поверхностей нагрева котлоагрегатов; эксплуатация ряда турбоагрегатов с вибрацией, превышающей нормативную; несвоевременные технические освидетельствования оборудования по истечении его срока службы; недостаточный объём работ по восстановлению воздушных ЛЭП.

В списке регионов с высоким риском нарушения энергоснабжения традиционно фигурируют районы Сахалина и Приморья, ряд районов Тюменской области, Сочинский энергорайон Кубанской энергосистемы, Дагестан. В этих энергорайонах при отключении высоковольтных ЛЭП или малой водности рек понадобится ввести графики временного отключения потребителей.

Впрочем, в списке высокорисковых регионов произошли изменения. Устранены риски нарушений в Нефтеюганском энергорайоне Тюменской энергосистемы, выбыл из списка Семёново-Борский энергоузел Нижегородской энергосистемы. Но появились проблемы в Юго-Западном энергорайоне Краснодарского края. Как отдельный регион высокого риска выделены Бодайбинский и Мамско-Чуйский энергорайоны Иркутской энергосистемы.

В этом году проблема высокорисковых регионов была поднята на новый уровень. Минэнерго официально объявило о том, что энергосистеме необходимо увеличить установленную мощность в этих регионах не менее чем на 1,3 ГВт. Из них до 600 МВт предлагается разместить в Юго-Западном энергорайоне Кубанской энергосистемы, не менее 400 МВт – в Чечне, от 110 МВт – в Тыве и от 200 МВт – в Бодайбинском и Мамско-Чуйском энергорайонах. Рассматривается и возможность поощрения строительства этой «технологически необходимой генерации» через механизмы, близкие к договорам на предоставление мощности. Однако пока решение по этому вопросу не оглашалось. В любом случае в этом сезоне риски сняты не будут.

Отдельная проблема начинающегося ОЗП – малая водность сибирских рек, влекущая за собой риск ограничения выработки местной гидрогенерации. Особенно маловодным этот год оказался для бассейна Красноярского водохранилища, уровень которого опустился до минимальной отметки за последние 14 лет, а полезная ёмкость составила всего 55% от среднемноголетней – 10,8 км3. Неблагоприятными оказались и гидрологические условия в районе Ангарского и Ангаро-Енисейского каскада (90% и 84% соответственно). При этом в районе Волжско-Камского каскада водность, наоборот, на 9% превысила среднемноголетнюю, тогда как в ОЗП 2010/2011 годов она была предметом особой тревоги.

Штрафы растут

Капризы природы и ограничения энергосистемы – не единственные источники беспокойства накануне нового ОЗП. Минэнерго озвучивает неутешительные итоги проверки исполнения инвестпрограмм субъектами электроэнергетики. Если накануне ОЗП 2011/2012 годов лишь 16 объектов инвестпрограмм не были готовы к введению в установленные сроки, то в этом году – уже 33. А число объектов, готовых к своевременному вводу, осталось почти неизменным: 40 в прошлом году, 41 – в этом.

Не воодушевляет и динамика вводов. Объём штрафов за отставание ввода объектов обязательных инвестпрограмм генкомпаний от графика по сравнению с прошлой зимой вырос почти вдвое. Если на конец 2011 года отстающими оказались 1,5 ГВт генерирующих мощностей, а суммы штрафов за просрочку составили 2,4 млрд руб., то в этом году всё гораздо хуже: по состоянию на сентябрь генерирующие компании в общей сложности оштрафованы на 4,1 млрд руб.

Чемпионами по объёмам штрафов накануне ОЗП 2012/2013 годов стали компании «КЭС-Холдинга» (18%), «Фортум» (17%), «Газпром энергохолдинг» (16%) и «Э.Он Россия» (14%). В прошлом году крупнейшим штрафником стала «Enel ОГК-5», на которую пришлось 20% объёма взысканий, а также «ЛУКОЙЛ» и «Газпром энергохолдинг» (по 19%).

С чистым паспортом

Плановые проверки готовности не вызывают тревоги ни у Минэнерго, ни у премьера Дмитрия Медведева, который на сентябрьском совещании отметил, что существенных отклонений от плана нет. До начала ОЗП планировалось проверить 536 предприятий и субъектов электроэнергетики – проверки закончились до 15 ноября. 25 из них были проверены до 25 октября. Паспорт не получило ОАО «Монди Сыктывкарский лесопромышленный комплекс». ОАО «Кубань-энерго» выдали паспорт по специальному разрешению комиссии Минэнерго, Курганская генерирующая компания получила паспорт с особым мнением Ростехнадзора. Комиссия Минэнерго России проверила предприятия 72 субъектов электроэнергетики. 63 из них паспорта готовности были выданы без замечаний.

После завершения ОЗП 2011/2012 годов все ожидали, что выдача паспортов готовности к новому сезону будет проходить в более напряжённой обстановке. По итогам прошлой зимы Минэнерго выступило с инициативой внесения в КоАП РФ изменений, увеличивающих ответственность энергокомпаний за срыв подготовки к зиме. По проекту министерства, за неготовность к ОЗП юридические лица могут быть оштрафованы на сумму от 500 тыс. до 1 млн руб., штраф для должностных лиц – 20–50 тыс. руб. Компании и гендиректора могут быть оштрафованы также за непредоставление контролирующим ведомствам информации о подготовке к ОЗП – на 300–500 тыс. и на 30–50 тыс. руб. соответственно. Кроме того, предусматривалась возможность дисквалификации руководителей энергокомпаний. Предполагалось, что новый закон вступит в силу с 1 августа этого года.

Однако Минэкономики встало на сторону генкомпаний, настаивавших на смягчении позиции по ключевым вопросам. Министерство критически оценило меры воздействия на энергокомпании. По оценке ведомства, КоАП и так предусматривает штрафы для энергетиков за отсутствие запасов топлива, а механизм определения как самого факта неготовности к ОЗП, так и круга ответственных лиц недостаточно чётко прописан в акте. Минэкономики предложило скорректировать сроки вступления в силу нового закона. Из-за дискуссий об изменениях проект не вступил в силу до начала зимы. Впрочем, ещё летом Мин-энерго обещало, что задержка с принятием закона не скажется на качестве подготовки к ОЗП. Судя по статистике этого года, обещание министерства пока в силе.


Автор: Наталья Семашко

Другие пользователи читают

Невыводимая мощность Татарстана

Минэнерго РФ по просьбе «Татэнерго» отложило вывод из эксплуатации четырёх энергоблоков (№№ 5,6, 11, 12) Заинской ГРЭС...

12 марта 2024 в 21:57