От Минэнерго потребуют лицензию
В рамках подготовки ко второму чтению Минэнерго завершило доработку законопроекта о лицензировании энергосбытовых компаний, качество разработки которого вызвало критику депутатов при принятии в первом чтении. В новой редакции были увеличены штрафы, введена норма о предоставлении финансовых гарантий для «проблемных» участников рынка, а также удалена конкретная дата введения лицензирования энергосбытов. Кроме того, несмотря на отсутствие официального решения, источники «Перетока» в отрасли говорят, что вопрос о том, кто займётся проведением проверок и выдачей лицензий, фактически уже закрыт. Достаточно сложная бюрократическая процедура будет возложена на Минэнерго. Стоимость лицензии составит 30–50 тыс. рублей.
Источник: Александр Михеичев / Фотобанк Лори
Минэнерго ко второму чтению в Госдуме доработало законопроект о лицензировании энергосбытовых компаний и обнародовало обновлённый текст документа. В ходе обсуждения законопроекта в первом чтении 5 апреля документ и работа Минэнерго как его разработчика подверглись критике председателя Госдумы Вячеслава Володина. Спикер обратил внимание замглавы Минэнерго Вячеслава Кравченко, представляющего в Госдуме инициативу Кабмина, на большое количество вопросов, поступивших в ходе рассмотрения от депутатов всех парламентских фракций. По его словам, «…это говорит о том, что авторы законодательной инициативы не посчитали возможным прийти во фракции и отработать тему… что министерства плохо работают с Госдумой, открытости нет, нет желания встречаться с депутатами». Вячеслав Кравченко ответил, что министерство к рассмотрению проекта во втором чтении «постарается сделать так, чтобы на все вопросы были получены ответы».
Ко второму чтению энергосбытовые компании (ЭСК) добились включения в законопроект пункта о гарантиях оплаты со стороны сетей, в частности, речь идёт об оплате технологических потерь. Если прежний договор с сетевой компанией был расторгнут гарантирующим поставщиком (ГП) за неоплату в одностороннем порядке, при заключении нового договора сетевики должны предоставить банковскую гарантию, рассказали «Перетоку» в НП ГП и ЭСК. Стороны могут договориться каким-то иным образом, например, на условиях полной предоплаты, отмечается в законопроекте. «В случае невыполнения электросетевой компанией этих обязательств гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью», – пояснили в Ассоциации ГП и ЭСК.
Кроме того, существенно повышены штрафы за нарушение лицензионных норм. Так, ранее предполагалось, что за работу без лицензии на энергосбыт будут накладываться административные штрафы: на должностных лиц – 100–150 тыс. рублей; на юридических лиц – 250–300 тыс. рублей. В новой редакции размер штрафов для должностных лиц повышен до 200–250 тыс. рублей; для юрлиц они составят уже 500 тыс. – 1 млн рублей. За работу с грубым нарушением лицензионных требований (что под этим подразумевается, будет определено подзаконными актами) штрафы для должностных лиц составят 150–200 тыс. рублей. Кроме штрафа руководители компании могут быть дисквалифицированы (срок увеличен с 2 до 3 лет). Для юрлиц размер штрафов вырос вдвое: до 300–500 тыс. рублей. Одновременно из текста исчезла связь лицензирования с отдельными административными правонарушениями у менеджеров. Предыдущая версия допускала спорную трактовку: если у руководителей энергосбыта имелись административные взыскания по любым статьям КоАП РФ, компания не имела права получить разрешение на работу. Препятствием для прохождения лицензирования могло стать, например, несколько неоплаченных штрафов за превышение скорости, говорили «Перетоку» представители энергосбытовых компаний.
Лицензирование энергосбытов планировалось ввести с 1 июля 2017 года – об этом заявил глава правительства Дмитрий Медведев в декабре прошлого года. С этой даты компании, не получившие лицензию, не смогли бы продолжить работу. Но уже весной представители Минэнерго заявили, что соблюсти озвученные сроки не удастся. Помимо необходимости принять Федеральный закон и подзаконные акты (в частности, постановления правительства), «уполномоченному органу» предстоит проверить и выдать лицензии более чем трём сотням энергосбытовых компаний. В новой редакции законопроекта формулировку заменили на более нейтральную: теперь получать лицензии предстоит в срок «не позднее чем в течение 180 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона».
Законопроект также дополнен пунктом о создании специальной Комиссии по вопросам лицензирования энергосбытовой деятельности. Она будет рассматривать документы компаний, поданные в рамках процедуры соответствия лицензионным требованиям, а также заявления общественности: граждан, юрлиц, муниципальных властей, которые станут свидетелями нарушения новых правил. Рекомендации комиссии будут учитываться при принятии решений уполномоченным органом, который будет назначен ответственным за выдачу лицензии. Кто им станет, до сих пор официально не объявлено. Представители ФАС, Минэнерго и НП ГП и ЭСК заявили, что решение пока не принято. Однако источник «Перетока» на рынке утверждает: в правительстве уже есть понимание, что функции уполномоченного органа будут возложены на Минэнерго. «Лицензирование – это определённый функционал, который потребует отвлечения людских и отчасти финансовых ресурсов, поэтому основные «претенденты» – ФАС и Минэнерго – не горели желанием брать на себя эти обязанности. Сейчас уже есть понимание, что с большой долей вероятности это будет ведомство Александра Новака», – подтверждает источник, близкий к правительственным структурам.
В новой редакции законопроекта более чётко прописана схема лицензирования: выдаваться будут пять видов разрешительных документов. Отдельные лицензии потребуются для работы с населением, промпотребителями, крупными потребителями, в изолированных зонах ЕЭС. Также предусмотрена отдельная лицензия для территориальных сетевых организаций, которые выполняют функции гарантирующего поставщика. Обычно сбыты работают и с населением, и с промпотребителями, поэтому им придётся получать несколько разных лицензий. Госпошлина за выдачу документа составит 30–50 тыс. рублей, сказал министр энергетики Александр Новак. «Какая-либо дополнительная нагрузка на потребителя в силу повышения тарифов на электроэнергию отсутствует», – пояснил он механизм оплаты лицензий на встрече с членами фракции «Единая России» в Госдуме 6 июня.
Самим энергосбытовым компаниям законопроект по-прежнему не нравится. Они считают, что планируемые лицензионные требования избыточны. Они требуют всестороннего детального анализа и обсуждения, заявил «Перетоку» представитель «Энергосбыт Плюс» (сбытовое подразделение «Т Плюс»).
Лицензирование энергосбытов – разовая процедура: лицензии будут выдаваться однократно без ограничения срока их действия. Но по заявлению от потребителей сбыт может быть проверен на соблюдение требований и – в случае выявления грубых нарушений (и их неустранения) – лишён лицензии и права на работу. Фактически лицензирование станет однократной «чисткой рынка» от недобросовестных компаний.
«После внедрения института лицензирования будет исключена возможность работы на рынке недобросовестных энергосбытовых компаний, накапливающих долги перед иными субъектами электроэнергетики и не обеспечивающих должного качества услуг при работе с конечными потребителями», – заявил Александр Новак.
Минэнерго рассчитывает, что рассмотрение законопроекта во втором чтении состоится в ходе весенней сессии Госдумы, которая в этом году продлена до 30 июля.
Автор: Анна Мартынова