Энергоснабжение в один клик
Американские провайдеры распределённой энергетики просят власти создать удобный клиентский онлайн-сервис и избавить пользователей от необходимости заполнять кипы договоров от руки.
Источник: shutterstock
Нередко для покупки продукта или услуги нам приходится заполнять множество бумаг. А теперь представьте, что где-то в Интернете у вас есть аккаунт, о существовании которого вы едва знаете, но который тем не менее автоматически заполняет и печатает четырёхстраничные договоры, подписывает их настоящими чернилами и отправляет эти документы по назначению каждый раз, когда вы покупаете что-либо онлайн. Удобно? Конечно. Для массового рынка адаптировать такие вещи сложно, да и не нужно. А вот у потребителей электроэнергии в США, пытающихся подписать контракт с небольшими поставщиками мощности и вынужденных при этом заполнять кипу документов, такая услуга была бы востребованной.
Даже в Калифорнии с её успешно функционирующей системой распределённой генерации крупнейшие коммунальные компании до недавнего времени заставляли потребителей «прыгать через обруч», заполняя кучу бланков при подписании контрактов со сторонними генерирующими компаниями. Даже в рамках недавно стартовавшего пилотного проекта DRAM (demand response auction mechanism), по которому небольшие провайдеры системы demand response и поставщики электроэнергии получают доступ к общей сети на основе аукционов. Но с этого месяца всё изменилось. Калифорнийская общественная коммунальная комиссия (California Public Utilities Commission) обязала компании Pacific Gas & Electric, Southern California Edison и San Diego Gas & Electric избавить пользователей от необходимости «живой» подписи и заполнения устрашающих информационных форм CISR (customer information service request). Вместо этого коммунальные «гиганты» должны перейти к электронной процедуре («click-through» process) на сайте третьей стороны (небольшой генерирующей компании) или с помощью мобильного приложения.
Благодаря «умным» термостатам и домашним системам управления энергоснабжением (home energy management crowd) это повлечёт за собой серьёзные последствия для рынка.
«Это очень скучная тема, – говорит Майкл Мюррей, руководитель направления технологической стратегии промышленной группы Mission:Data, но она крайне важна для дальнейшего распространения и развития инструментов распределённой энергии, таких как «умные» термостаты, бытовые накопители энергии, электромобили и другие пользовательские приборы, с помощью которых можно регулировать потребление и нагрузку на сеть в часы пик.
Проще говоря, пользователи, привыкшие к мгновенным покупкам в сети, не в состоянии осилить сложный многоступенчатый процесс, необходимый для сотрудничества с частными калифорнийскими энергокомпаниями.
«У вас может быть лучшая в мире система demand response (система реагирования на спрос), или «Зелёная кнопка» (Green Button Connect – система, позволяющая пользователям получать всю информацию об энергопотреблении в электронном виде), но всё это теряет смысл, если процесс, с помощью которого пользователи регистрируются на вашем сайте и подписывают соглашение о сотрудничестве, неуклюж и неэффективен, – отмечает Майкл Мюррей. – Самое важное – удовлетворить ожидания пользователей, которые хотят пользоваться мобильным приложением».
Майкл Мюррей
Руководитель направления технологической стратегии промышленной группы Mission:Data:
- У вас может быть лучшая в мире система реагирования на спрос, но она теряет смысл, если процесс, с помощью которого пользователи регистрируются на вашем сайте и подписывают соглашение о сотрудничестве, неуклюж и неэффективен.
Наблюдения эксперта подтверждаются практикой. К примеру, представители EnergyHub – одного из крупнейших в США поставщиков систем demand response, – отмечают, что лишь 3% их клиентов в Калифорнии смогли осилить местную систему регистрации по программе DRAM и получить-таки доступ к услугам компании, в то время как в Техасе количество пользователей составило 40%. Происходит это по двум основным причинам.
Во-первых, в Калифорнии пользователям нужно предоставлять номера их аккаунтов в коммунальной компании, а, как правило, этой специфической информации у людей просто нет под рукой. Только 9% потребителей преодолевают этот барьер, которого в том же Техасе не существует вовсе. Техасские коммунальные компании могут миновать это «бутылочное горлышко», используя специальное программное обеспечение EnergyHub для идентификации клиентов.
Вторая причина – это уже упомянутая выше информационная клиентская форма CISR, заполнить которую удаётся лишь 5% пользователей. До недавнего времени агрегаторы услуг по поставке электроэнергии не имели права вносить изменения в эту форму, написанную языком, доступным лишь профессиональным юристам.
EnergyHub – не единственная компания, страдающая от необходимости соблюдать бюрократических процедуры калифорнийских властей. «В отличие от коммунальных компаний, у нас нет миллионов клиентов, – говорит Коул Нершковиц, глава стартапа Chai Energy, выигравшей аукцион на поставку одного мегаватта мощности местным домохозяйствам через систему DRAM, – но мы тратим приличную сумму на привлечение пользователей. При этом необходимость заполнять форму CISR отталкивает от нас значительную часть клиентов».
В долгосрочной перспективе энергокомпании хотят вовсе избавиться от пользовательских форм. В прошлом году три крупных провайдера систем demand response – OhmConnect, EnergyHub и Comverge, – обратились с совместным заявлением в Калифорнийскую общественную коммунальную комиссию (CPUC). Бизнесмены просили регулятора способствовать созданию полностью электронной системы сопровождения для клиентской программы DRAM, которая будет действовать в течение ближайших двух лет и, как планируется, привлечёт более 40 мегаватт распределённых мощностей. Чиновники отклонили запрос бизнеса, аргументировав отказ тем, что им нужны «живые» подписи пользователей и внешняя верификация договоров, чтобы соблюсти все предписанные законом формальности.
В то же время CPUC аннулировал некоторые совсем уж вопиющие бюрократические требования. Так, компания Pacific Gas & Electric (PG&E) больше не вправе требовать от пользователей подписывать свои заявления заверенной электронной подписью, а Southern California Edison (SCE) теперь не может обязывать своих клиентов заполнять дополнительные формы, помимо предусмотренных программой DRAM.
Пока предписания Калифорнийской коммунальной комиссии затрагивают лишь DRAM. По словам Майкла Мюррея, упрощение процесса регистрации поможет коммунальщикам достичь заявленных целей этой программы, к которой, согласно планам CPUC, к 2017 году должны подключиться 40 000 клиентов PG&E и 30 000 клиентов SCE.
«Это создаёт отличный прецедент, чтобы скорректировать процедуры регистрации и в других излишне забюрократизированных пользовательских процессах CPUC, – говорит Мюррей. – Кроме того, эту модель можно распространить и на другие штаты, такие как Иллинойс, где пользователи сталкиваются с аналогичными проблемами».