Правила неначавшейся игры

Принятые поправки в законодательство, устанавливающие обязательные условия приватизации электрических и тепловых сетей, а также объектов ЖКХ, демонстрируют изменение отношения российских властей как непосредственно к самим приватизируемым объектам, так и к их собственникам.

Сергей Пикин

Об этом, в частности, говорят поправки, предусматривающие закрепление за новыми собственниками инвестиционных и эксплуатационных обязательств в отношении приобретаемых ими активов. Ранее необходимость развития приватизируемых объектов, как правило, лишь декларировалась. Между тем в зарубежной практике подобные обременения для инвесторов давно уже являются нормой. И такой подход можно только поддержать, поскольку без развития инфраструктурных отраслей невозможно развитие экономики в целом.

Другой вопрос, как это будет реализовано на практике. Дьявол, как известно, кроется в деталях. А деталей в законопроекте, утверждённом парламентариями и сенаторами, увы, нет. Скорее всего, нормы и требования к инвесторам по развитию и эксплуатации объектов будут определяться нормативными актами на уровне правительства и более мелкими локальными актами. А вот здесь как раз могут возникнуть подводные камни, поскольку открытая трактовка этого вопроса даёт чиновникам широкие возможности для манипулирования.

Ведь согласно тем же поправкам, в случае, если собственник нарушает взятые на себя обязательства, органы власти вправе будут обратиться в суд с иском об изъятии имущества посредством обратного выкупа. С одной стороны такая возможность – это очень действенный рычаг давления на собственников. Но не факт, что он при этом будет использован исключительно в благих целях. С другой стороны – эта мера действительно необходима, поскольку отсутствие наказания фактически нивелирует его. Поэтому чем конкретнее будут прописаны требования по инвестиционным и эксплуатационным обязательствам, тем ниже риски для инвесторов.

Не до конца понятно и то, как будет реализована норма, предусматривающая предоставление потребителям услуг по регулируемым тарифам на протяжении не менее 20 лет (со дня перехода прав на приватизируемое имущество к его приобретателю в порядке приватизации – Прим. ред.). Если это просто декларация того, что никаких изменений в вопросах тарифообразования в ближайшие 20 лет в России не произойдет, то Америку здесь наши законодатели не открыли. Если же имеется в виду долгосрочная гарантия по тарифам, то это совершенно другое дело. Для инвесторов это станет дополнительным стимулом участвовать в приватизации энергоактивов, так как долгосрочные тарифы позволят им просчитать риски вложений и их потенциальную доходность. Во многом именно от этого зависит привлекательность выставляемых на приватизацию активов, их стоимость и динамика продаж.

Что очевидно, так это то, все эти поправки в законодательство неспроста приняты именно сейчас. По сути, утвержденные нововведения – это фундамент под широкую кампанию по приватизации государственных активов, анонсируемую вот уже несколько лет. А, значит, она уже не за горами.

В начале июля депутаты приняли закон об установлении обязательных условий приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем при условии их обременения инвестиционными и эксплуатационными обязательствами...


31 июля 2013 в 11:48

Другие статьи автора

ДПМ: передай другому

«Газпром энергохолдинг» (ГЭХ) и ТГК-2 написали совместное обращение в Минэнерго с просьбой передать право реализации договора на поставку мощности (ДПМ), гарантирующего окупаемость строительства Кудепстинской ТЭС, с переносом площадки в Грозный. Переуступка ТГК-2 прав по ДПМ «Газпром энергохолдингу» – это первый и, пожалуй, единственный случай, когда подобное соглашение выгодно обеим сторонам.

Крымская альтернатива

Энергетику Крыма необходимо развивать на базе ВИЭ-технологий. С этой идеей я хотел обратиться к Владимиру Путину в рамках прямой линии президента.

Модель теплоснабжения устарела: что дальше?

Тепловая энергетика России в настоящий момент функционирует фактически без какой-либо системы долгосрочного планирования своего развития. Регулирование данной сферы отнесено в основном к полномочиям муниципальных властей, которые оказались в большинстве случаев не в состоянии принимать долгосрочные стратегические решения, довольствуясь лишь краткосрочными задачами по сдерживанию роста тарифов.