«Ключевое преимущество концессий в тепле – их гибкость»

В прошлом году правительство РФ объявило о выделении в 2022–2023 годах 150 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на модернизацию жилищно-коммунальной инфраструктуры в регионах. В рамках первого этапа «Т Плюс» удалось получить финансирование для своих проектов суммарной стоимостью более 13 млрд рублей. О текущей ситуации с проектами ГЧП и возможности использования госсредств при реализации концессионных соглашений «Переток» поговорил с руководителем департамента по коммерции и развитию тепловых узлов «Т Плюс» Анной Федосеевой.

Анна Федосеева

– Как эволюционировала система концессий в России и к чему мы пришли сейчас?

– Первые концессионные соглашения на рынке тепла появились в начале 2010-х годов. Понятно, что тогда, на начальном этапе, законодательство ещё не было развито так хорошо, как сейчас, и концессии больше напоминали арендные договоры. Целью являлся сам факт передачи имущества под управление конкретного оператора, способного своевременно решать локальные проблемы в сфере теплоснабжения. Однако в последующие 10 лет, благодаря накопленному опыту и внесениям изменений в законодательство, в том числе с появлением третьей стороны – контролирующего органа – субъектов РФ, механизм становился всё более эффективным и действенным.

Сегодня концессионный механизм основан на договорённостях между инвестором и муниципалитетом, которые позволяют организовать эффективное управление активами и создают условия для повышения надёжности их работы. Фактически этот механизм является сбалансированной моделью (качество – надёжность – стоимость – возврат инвестиций) интересов всех участников рынка – от потребителя и власти до концессионера, не только для поддержания надёжности (безаварийности) системы, но и её оптимизации.

Концессия позволяет получить многолетний горизонт планирования, чётко прописать инвестиционные обязательства, условия возврата средств, соблюдать баланс интересов между муниципалитетом и энергетиками. Источником возврата инвестиций являются как тарифные средства, так и повышение эффективности эксплуатации после модернизации. Та же замена теплосетей позволяет не только сократить потери и расходы на устранение аварий, но и оптимизировать гидравлические режимы, повышая эффективность эксплуатации.

У «Т Плюс» действуют 25 концессионных соглашений, 14 из которых трансформировались из арендных соглашений и договоров безвозмездного пользования: исторически мы управляли этими активами и при изменении законодательной базы они были переведены на концессионные условия. Остальное – концессии, полученные в условиях конкуренции, когда госструктуры принимают решение оптимизировать систему теплоснабжения и повысить её эффективность, и ищут оператора-концессионера, который будет этим заниматься на приемлемых для обеих сторон и населения условиях.

– Как менялась стратегия «Т Плюс» по мере распространения концессионных соглашений?

– Раньше основной объём концессий составляли соглашения, позволяющие достроить производственную цепочку так, чтобы тепло от наших энергообъектов гарантировано доходило до конечного потребителя, без участия сторонних активов и компаний.

В последнее время мы всё чаще заходим в небольшие города и посёлки (в основном, спутники крупных городов, где мы уже работаем), и которые заинтересованы в повышении эффективности своих теплосистем, включающих и сети, и теплоисточники.

– Во сколько оцениваются инвестиции «Т Плюс» в рамках концессионных соглашений?

– Суммарно более чем в 100 млрд рублей инвестиционных обязательств. Но в энергетической концессии ценность – не в цифре, зафиксированной на старте, а в полученных по её итогам эффектах.

Концессии сейчас достаточно распространены не только в энергетике, по ним строят школы и больницы. Такой объект строится за пару лет, а потом муниципалитет возвращает деньги инвестору на согласованных условиях, например, в течение 15 лет. Безусловно, цена объекта в период строительства может меняться, но в каких-то ограниченных пределах.

В энергетике совершенно другая история. На входе мы берём активы, обязуемся их развивать и эксплуатировать 15 лет и более. Но невозможно учесть все нюансы в момент подписания договора, одномоментно обследовать сотни километров теплосетей и т. д. Часто на момент проведения конкурса нет уверенности, что выбраны наилучшие технологические решения. Опытной ресурсоснабжающей организации нужно поэксплуатировать оборудование полтора – два года, пройти хотя бы один отопительный сезон, физически посмотреть, как и что работает, какие обоснованные требования к качеству ресурса предъявляет потребитель. Поэтому ключевое преимущество концессий в тепле – их гибкость, позволяющая принимать оптимальные решения для удовлетворения реальных потребностей клиентов. Все дискуссии вокруг развития концессионного законодательства, которые сейчас инициируются на различных площадках энергетическим сообществом, нацелены как раз на повышение гибкости механизма для роста его эффективности при заданных тарифных ограничениях.

– Объём инвестиций после актуализации планов может как увеличиваться, так и уменьшаться?

– На практике я ни разу не сталкивалась со случаями сокращения объёма вложений. Концессионер имеет на руках конкурсную документацию, которая, как правило, предполагает максимально очевидные первоочередные технические решения, и соответствующий объём финансирования и содержит. Практика показывает, что после прохождения отопительного сезона мы формируем обновлённый перечень технических решений и успешно доказываем их бОльшую эффективность муниципалитету: пусть они стоят чуть дороже в реализации, но дадут лучший результат.

– Насколько муниципалитеты готовы к корректировке концессионных параметров и как решается вопрос с финансированием?

– Удорожание работ происходит не всегда, но такие случаи бывают. Даже тогда тарифные условия для населения не меняются. Но теперь у регионов есть несколько инструментов, позволяющих привлекать относительно доступное госфинансирование. Мы предлагаем местным и региональным властям: у вас есть доступ к финансированию – давайте проведём дополнительные мероприятия, которые не были предусмотрены на старте. Например, есть постановление правительства РФ №87 (от 02.02.2022), позволяющее получать средства ФНБ на модернизацию объектов инфраструктуры через Фонд развития территорий (ФРТ). В конце прошлого года у нас также появилось постановление правительства РФ №2253 (от 08.12.2022), утвердившее правила предоставления субсидий на модернизацию коммунальной инфраструктуры по линии ФРТ. Сейчас вышло ещё одно постановление №525 (от 31.03.2023) по специальным казначейским кредитам: у «Т Плюс» есть практика, когда регион берёт такой кредит и через капитальный грант вкладывает его в обновление активов.

Концессия позволяет привлекать в проекты и рыночное, и льготное финансирование, и государственную поддержку. Очевидно, что регионы не хотят идти на существенный рост тарифов, так как ситуация, действительно, может оказаться чувствительной для граждан. Поэтому нужно и можно искать финансовые решения, тем более что инфраструктурное меню, предлагаемое в последнее время Минстроем РФ, весьма разнообразно и позволяет использовать различные инструменты.

– Какой объём средств из ФНБ удалось получить «Т Плюс» на реализацию мероприятий концессионных соглашений?

– Первоначально в рамках постановления №87 администрации регионов защитили на штабе правительственной комиссии проекты на сумму более 13 млрд рублей, реализуемые «Т Плюс». Постановление №87 предполагает выдачу займов как концессионерам (на период концессии), так и собственникам энергетической инфраструктуры. Условия финансирования определены постановлением и едины для всех.

Справка «Перетока»:

  • средства ФНБ выдаются на период концессии, предельный срок – 25 лет;
  • ставка – 3% годовых;
  • предоставляется четырёхлетняя отсрочка погашения «тела» кредита.

Постановление вышло в феврале прошлого года, до конца того же месяца мы оформили заявки. Первая из них – от Нижнего Новгорода – была одобрена уже в апреле. Далее заявились большинство регионов присутствия «Т Плюс», за редкими исключениями.

Каких-либо бюрократических сложностей мы не отметили, процедура понятна и прозрачна. ФРТ оказывает сильную методическую поддержку, разъясняя нюансы, и актуализирует методики совместно с Минстроем с учётом опыта программы, как для энергокомпаний, так и регионов. После одобрения заявки необходимо пройти процедуру технико-ценового аудита Главгосэкспертизы. По большинству проектов «Т Плюс» оперативно прошла эту процедуру, несмотря на то, что ранее такой анализ не проводился. Были, конечно, небольшие замечания, которые оперативно устранялись.

Некоторых смущает избыточный контроль при получении госфинансирования, необходимость специального казначейского сопровождения. Но это нормально: когда вы берёте госсредства, вас контролируют более тщательно. Получив средства ФНБ, мы усовершенствовали ряд внутренних процессов.

Дополнительный контроль и стабильность соглашениям придаёт их трёхсторонний характер – помимо ФРТ и заёмщика их подписывает региональная власть в лице губернатора. То есть без участия региона реализация проекта невозможна. Это гарантирует вовлечённость и заинтересованность местных властей, создаёт условия для прозрачного диалога сторон.

– Каковы перспективы дальнейшего финансирования концессий за счёт средств ФНБ?

– Практически все лимиты, выделенные на 2022–2023 год из ФНБ, распределены. Понимания по дальнейшему финансированию на 2024–2025 годы пока нет. Как только лимиты будут определены и объявлены новые конкурсы, мы с удовольствием поучаствуем.

Сейчас обсуждается вопрос перераспределения части уже выделенных, но неиспользуемых некоторыми ресурсоснабжающими организациями средств. Ряд регионов, получив лимиты финансирования, не смогли ими воспользоваться или сделали это частично. Мы открыты к тому, что в процессе перераспределения правкомиссия предложит заявить к финансированию проекты «Т Плюс». Уже есть примеры, когда в рамках одного региона получено одобрение по проектам взамен ранее отобранных, но застопорившихся.

Ещё одним источником допфинансирования может стать экономия в рамках проекта. Есть примеры в трёх регионах, где после реализации проекта сэкономлено около 10% от первоначальных расчётов. Лимиты региона оказались не выбраны и Фонд предусмотрел процедуру, позволяющую распределять сэкономленную сумму по дополнительным заявкам. Заменив, условно, восемь участков сетей, мы предложили направить экономию на два дополнительных участка, тем самым увеличив масштабы модернизации.

– Для долгосрочных инструментов, таких как ДПМ, «альткотельная» или RAB в сетях, важна долгосрочность правил игры. У нас есть примеры давления регионов или муниципалитетов на энергетиков для пересмотра концессионных условий задним числом?

– Мне такие истории неизвестны. Конечно, есть примеры, когда в процессе реализации проекта выясняется, что потребность в обновлении и инвестициях оказались недооценены. Понятно, что можно уповать на букву закона, доказывать, что инвестор не был полностью проинформирован о текущем состоянии активов, вскрывшихся нюансах. Но это, наверное, будет первый и последний раз, когда вы выступите в качестве концессионера.

Нужно садиться и договариваться. Где-то можно получить для проекта федеральную поддержку, где-то поискать резервы в региональных бюджетах, оптимизировать расходы в рамках тарифного регулирования и так далее. Таких инструментов уже достаточно много, и к счастью, их становится всё больше и больше. Важно находиться в диалоге и иметь желание найти оптимальное решение.


13 ноября 2023 в 13:48