«Если российский производитель хочет победить, ему придётся снижать цены»
Закупки любой крупной корпорации всегда находятся под пристальным вниманием: именно эта деятельность показывает, насколько компания прозрачна, конкурентна, и, соответственно, насколько она готова снижать издержки. В холдинге «Интер РАО» проведение закупок выделено в специализированную компанию, которая была неоднократно отмечена различными наградами как за эффективную работу с субъектами малого и среднего предпринимательства, так и за высокий уровень прозрачности закупок. Не так давно компания пошла на, можно сказать, революционный шаг: закупки на сумму до 5 млн рублей теперь проходят в цифровом виде и длятся всего две недели. О новых закупочных сервисах, а также изменениях, произошедших в работе закупщиков в эпоху COVID, трудностях на пути импортозамещения рассказала директор по закупочной деятельности «Интер РАО» Светлана Хорунжая.
– Каковы основные особенности и эффективность текущей модели закупочной деятельности «Интер РАО»?
– В Группе функционирует специализированная закупочная организация, уполномоченная на проведение закупок, – ООО «Интер РАО – Центр управления закупками». Она объединяет потребности компаний холдинга в однотипной продукции и формирует единое информационное пространство системы снабжения, осуществляет планирование, учёт, проведение и контроль закупок.
Модель закупочной деятельности Группы «Интер РАО» заключается в централизации и унификации закупочных процедур, повышении оперативности и доступности сервисов, которые в свою очередь обеспечивают необходимую базу для надёжной работы системы поставок.
Для организации закупок применяются современные информационно-телекоммуникационные технологии (единая информационная система закупок), средства электронной коммерции (электронные площадки) и электронного документооборота во взаимосвязи с другими информационными системами.
Эта модель внедрена и развивается более 8 лет и доказала свою однозначную эффективность, это выражается в значительном сокращении затрат на закупаемую продукцию, снижении зависимости от иностранной продукции, своевременном обеспечении компаний Группы «Интер РАО» товарами, работами и услугами, обеспечении равноправных условий участия в закупках компаний Группы, развитии приоритетов в инновационной продукции и технологиях.
Третий год подряд, с 2018 года, высокий уровень прозрачности закупочной деятельности Группы в сегменте «Государственные корпоративные заказчики» подтверждается независимым негосударственным исследовательским аналитическим центром «Национальный рейтинг прозрачности закупок».
– На каких площадках вы размещаете заказы и по каким критериям отбираете их?
– Группа взаимодействует с электронными торговыми площадками, выбранными правительством и являющимися лидерами в сфере организации и сопровождения электронных закупок в стране. Сегодня мы используем три площадки – это «ТЭК-Торг», «Росэлторг», ЭТП ГПБ.
Они готовы к совместной работе по развитию дополнительных сервисов в области взаимодействия с поставщиками, применению лучших практик в закупочной отрасли, способствующих развитию отечественного производства.
– Как сейчас выглядит структура закупок «Интер РАО»? Какова доля российских и иностранных участников, малого и среднего предпринимательства (МСП)?
– Основные категории наших закупок – это модернизация основного и вспомогательного оборудования, ремонт и реконструкция зданий и сооружений, железных и автодорог, ремонт энергетического оборудования, ремонт и техническое обслуживание автоматических систем управления технологическими процессами (АСУТП), релейно-защитной автоматики.
Что касается доли российских и иностранных участников, существует постановление правительства № 925, которое установило обязанность предоставления преференций поставщикам российской продукции, а также постановление правительства № 2013, которое по ряду номенклатурных позиций определило необходимый процент импортозамещённого оборудования и материально-технических ресурсов. Однако нет никаких документов относительно реализации постановления № 2013. Поэтому на сегодняшний день мы можем только на основании постановления № 925 в конкурсной документации дать преференции российским производителям по цене –15% по всем номенклатурным позициям и 30% по электронному оборудованию и средствам связи. Больше ничего мы законодательно делать не можем. То есть фактически постановление № 2013 вышло, но запретить поставку импортной продукции мы не можем, особенно когда российская продукция неконкурентоспособна либо отсутствует в принципе. Но мы можем твёрдо сказать, что на текущий момент чётко прослеживается однозначная тенденция по снижению зависимости Группы от иностранной продукции.
Что касается закупок у МСП, компании Группы, осуществляющие закупки в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, обязаны закупать не менее 20% товаров, работ и услуг у таких субъектов. При этом Группа из года в год выполняет данный показатель. Например, по результатам 2020 года данный показатель составил более 52% от годовой комплексной программы закупок.
– Какой эффект для Группы даёт эта норма?
– Установленный Правительством РФ объём закупок у МСП направлен в первую очередь на увеличение количества активных, экономически стабильных субъектов предпринимательской деятельности и надёжных поставщиков, предлагающих конкурентоспособную продукцию, пользующуюся спросом у компаний Группы и закрывающую их потребность в товарах, работах и услугах, и тем самым влияющих положительно на экономические показатели Группы, в том числе на экономику страны.
Говоря о таких закупках, можно сказать, что в 2020 году по сравнению с благополучным 2019 годом произошёл даже рост в денежном выражении: в общем стоимостном объёме – более чем на 1,3 млрд рублей, а в стоимостном объёме по прямым закупкам у субъектов МСП – более чем на 2,2 млрд рублей.
Подтверждением эффективности избранной позиции является тот факт, что по результатам 2020 года ПАО «Интер РАО» заслужило наивысшую оценку рейтинга – «Лидер конкурентных закупок» в номинации «Лучшая система работы с поставщиками» и «Гарантированная прозрачность» среди лидеров по поддержке субъектов МСП.
– Доступ субъектов МСП к торгам каким-то образом упрощается?
– Да. Уже более пяти лет ведётся системная и централизованная работа по упрощению доступа субъектов МСП к закупкам компаний Группы. С 2015 года функционирует Программа партнёрства с субъектами МСП, предусматривающая линейку лояльности к её участникам. Совещательный орган по вопросам обеспечения эффективности закупок, в который входят представители региональных органов власти, общественных организаций и другие участники, вырабатывает предложения, направленные на повышение эффективности закупочной деятельности, в том числе на расширение доступа субъектов МСП к закупкам компаний Группы. Представители «Интер РАО» регулярно принимают участие в семинарах, круглых столах и конференциях совместно с АО «Корпорация МСП» и региональными органами власти.
С 2020 года на единой онлайн-платформе «Экосреда» для поставщиков оборудования, работ, услуг компаний Группы «Интер РАО» запущены новые функциональные сервисы, позволяющие осуществить предварительный поиск закупок, технического задания, поиск партнёров для коллективного участия, пройти предварительную юридическую и финансовую экспертизы.
Новые сервисы «Единое презентационное окно технологий» и «Предоставление ТКП» позволяют без направления официальных обращений презентовать техническим экспертам Группы «Интер РАО» продукцию или техническое решение по разным направлениям деятельности и предоставлять свои технико-коммерческие предложения.
Также в 2021 году упрощена процедура участия в закупках с начальной (максимальной) ценой до 5 млн рублей (включительно). Одним из нововведений стала возможность подачи части заявки в цифровом виде, посредством функционала ЭТП, что, в свою очередь, полностью исключает возможность допуска ошибки в соответствующей форме и последующее отклонение заявки. При проведении закупок до 5 млн рублей снижены отборочные и оценочные требования к участникам процедур. Так, требование относительно финансовой устойчивости заменяется обеспечением исполнения обязательств по договору.
– Сейчас «Интер РАО» с «ТЭК-Торг» в рамках «Экосреды» упрощает взаимодействие с МСП, проводит закупки до 5 млн рублей за две недели, но предлагает им брать банковские гарантии. С одной стороны, вы, по сути, так отдаёте на аутсорсинг финансовую проверку, но, с другой стороны, не усложняется ли при этом доступ к торгам для МСП?
– Не усложняется, потому что мы, наоборот, с помощью этого сервиса упростили доступ участников закупок к финансовым инструментам. Ранее мы сталкивались с тем, что МСП не могут прийти на закупки из-за того, что некоторые банки просто не давали им гарантию. Сейчас на онлайн-платформе реализован функционал, позволяющий поставщикам воспользоваться комплексом финансовых услуг – факторинга и оформления банковских гарантий, связанных с обеспечением исполнения обязательств по заключённым договорам. У нас открытых электронных закупок более 99%, а с учётом того, что в этом году их будет 100%, то это действительно упрощает работу МСП.
Кроме того, внедрённый подход альтернативы проведения финансовой экспертизы предоставлением банковской гарантии или денежных средств уже принёс свои положительные результаты, когда в отдельных регионах участник не допускался к участию в закупке ввиду неудовлетворительного финансового состояния, однако готов был предоставить в качестве обеспечения исполнения договора денежные средства. В отсутствие каких-либо рисков для заказчика такой подход позволил получить компании Группы необходимую продукцию на максимально выгодных условиях, а участник получил необходимую финансовую поддержку в виде исполненного договора.
– Каков целевой результат при проведении этих изменений?
– Прежде всего цель – это своевременное проведение процедур и уменьшение сроков. В год мы проводим около 2500 закупок. Нагрузка на каждого эксперта колоссальная. Мы проанализировали всю структуру закупок, разобрали по сложности проведения и по максимальным рискам. Выделили закупки на сумму до 5 млн рублей, так как при их проведении без экспертизы минимальны риски с точки зрения поставок и выполнения работ. Закупки до 5 млн – это 50% от всей суммы закупок.
При этом нам нужно было обеспечение. У МСП, в соответствии с законодательством, гарантия распространяется не на весь объём обязательств по договору. В отсутствие авансирования мы риски фактически не несём. Мы наладили свою систему, доработали регламенты. Процедуры теперь проводятся быстрее, а эксперты тратят своё время преимущественно на ключевые закупки стоимостью более 5 млн рублей.
– Как «Интер РАО» внутри компании определяет направления для импортозамещения?
– В целях реализации стратегии импортозамещения утверждён Корпоративный план импортозамещения, являющийся составной частью Стратегии Долгосрочной программы развития и устанавливающий мероприятия по управлению процессами импортозамещения. В рамках данных процессов осуществляется ежегодная актуализация перечня иностранной продукции, приоритетной для целей импортозамещения и рекомендуемой к освоению в производстве. Данный перечень публикуется в открытых источниках на сайте компании ПАО «Интер РАО», ЭТП «ТЭК-Торг» и пр.
С начала 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ № 2013, согласно которому ежегодно должна повышаться доля закупок отечественного оборудования в определённых категориях продукции. Дивизион снабжения провёл анализ планируемой к закупкам номенклатуры и заранее определил приоритеты в работе с отечественными производителями и поставщиками. В Положении о закупках в новой редакции предусмотрены возможности осуществления закупок товаров только российского происхождения.
– Как вы оцениваете качество российской продукции – уступает оно зарубежному или нет? Как идёт процесс сравнения?
– Для сравнения качественных характеристик производители предлагают свои образцы для проведения опытной эксплуатации, по результатам которой заказчиком принимается решение о возможности применения эквивалентной отечественной продукции.
Следует отметить, что отечественные производители за последние годы существенно укрепили свои позиции на рынке практически во всех отраслях производства, а производимая продукция по некоторым направлениям может составить конкуренцию импортным аналогам. Но необходимо учитывать тот факт, что выпускаемая в России продукция с высокими качественными характеристиками, как правило, сопоставима по ценовым критериям с импортными эквивалентами, однако встречаются ситуации, когда такая продукция может быть и дороже импортной.
– Что вы делаете в таких ситуациях?
– Для таких случаев разработан и применяется метод формирования начальной максимальной цены продукции, позволяющий определить среднюю стоимость, а в отдельных случаях возможно формирование стоимости по минимальному предложению независимо от страны происхождения.
– Есть ли какие-то предложения по корректировке законодательства в связи с этим?
Мы свои инициативы, в том числе в части формирования себестоимости российской продукции, отправляем в федеральные органы исполнительной власти. Но здесь дело прежде всего в том, что наши поставщики очень сильно зависят от стоимости металла, в том числе высококачественного, поставляемого преимущественно из-за рубежа. Следовательно, мы понимаем, почему у них растут цены. Мы почувствовали это недавно, когда этой зимой у металлургов, особенно у российских, случился скачкообразный – на десятки процентов! – рост цен. Мы стали заключать срочные дополнительные соглашения с производителями арматуры и труб, понимая, что они поднимут цены в ближайшее время. Разгар этого процесса пришёлся на апрель, когда все увидели очередной ценовой виток.
Мы полагаем, что необходимо влияние государства на стоимость металлопродукции, чтобы были созданы условия для увеличения объёмов производства в России качественного металла. Кроме того, нужны меры поддержки со стороны государства. Мы уже обратились в Минэнерго и попросили рассмотреть ряд преференций. Ведь при росте цены на металл наши затраты растут пропорционально и, к сожалению, мы не можем выполнять собственные программы по утверждённым критериям.
– Насколько много жалоб в ФАС относительно закупок «Интер РАО»?
– По сравнению с другими крупными холдингами у нас немного претензий со стороны ФАС. Например, с точки зрения количества жалоб 2020 год был для нас самым неблагоприятным, поступило 123 жалобы. Но это чуть более 4% от количества осуществлённых закупок. При этом более 70% от общего количества жалоб были признаны необоснованными. Считаю, что эта работа у нас в Группе налажена очень хорошо.
– Как этого удалось добиться?
– У нас достаточно сильная методологическая база в части закупочной деятельности и сбалансированная модель проведения закупок, которая в том числе позволяет положительно решать разногласия с ФАС. Плюс у нас развивается система антимонопольного комплаенса, позволяющая минимизировать антимонопольные риски, основываясь на уже имеющихся прецедентах в Группе.
– Какие вы видите точки роста в закупочной деятельности?
– Как я уже сказала, мы сейчас выделили процедуры, которые хотим проводить быстро, но при этом без потери качества. Второе – введение в промышленную эксплуатацию второй версии единой информационной системы закупок. Мы разработали её с использованием частей, состоящих из открытого кода, и по первому блоку мы уже подали документы для регистрации патента в Роспатент, что в дальнейшей перспективе позволит нам внести всю систему в реестр отечественного программного обеспечения. Это будет непосредственно наша собственная система, не зависящая от лицензий иностранных разработчиков, не требующая затрат на приобретение соответствующих прав и не зависящая от правил приобретения импортных лицензий, установленных законодательством.
Мы расширяем подходы проведения аккредитации поставщиков. В этом году мы начали проводить аккредитацию на площадке «ТЭК-Торг». Дополнительно в рамках общей системы аккредитации осуществляем аккредитацию поставщиков по категорийным направлениям соответствующей продукции.
– То есть главная цель – снижение затрат?
– Да, и повышение качества поставляемой продукции, усиление входного контроля. Для этих же целей мы работаем над формированием масштабного отраслевого справочника оборудования, развиваем торговые и коммуникативные площадки для выстраивания более эффективного взаимодействия с поставщиками, предлагаем шаги по оптимизации нормативной базы.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта портала «Переток» и журнала «Энергия без границ».
18 июня 2021 в 13:47