«Проект по оплате сетевого «резерва» основан на заблуждениях»

В начале августа Минэнерго вернулось к продвижению проекта по введению оплаты резерва максимальной сетевой мощности, обсуждение которого длится уже без малого восемь лет. Несколько раз после внесения в правительство проект возвращался в ведомство на доработку, в том числе после совещания у курирующего вице-премьера Юрия Борисова в феврале. В новом раунде дискуссии по проекту, несмотря на отказ от перехода на оплату 100% максимальной мощности, а также на некоторые корректировки порядка расчёта платежа за «резерв» для промпредприятий, владеющих собственными блок-станциями, инициатива Минэнерго снова подвергается критике со стороны, в первую очередь – промышленности. В чём суть недовольства потребителей и какие риски несёт проект для бизнеса, «Перетоку» рассказал начальник департамента развития розничного рынка и сетей Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Жихарев.

Валерий Жихарев

Проект Минэнерго России по оплате резерва максимальной сетевой мощности основан на заблуждении. Будто в энергосистеме для каждой квартиры, дома, магазина или предприятия забронирована и содержится обособленная резервная мощность, при этом каждый потребитель электроэнергии в любой момент времени может этим «резервом» воспользоваться. Если следовать этой логике, в случае одномоментного включения всех электроприёмников всех потребителей на полную мощность электрические сети должны быть способны надёжно и экономично обеспечить пропускную способность этой совокупной нагрузки через все свои линии и подстанции.

В действительности это не так. Если такое одновременное включение электрооборудования и электроприборов вдруг произойдёт, то сети гарантированно «лягут», не выдержат такой нагрузки, потому что мощность и пропускная способность сетей рассчитываются исходя из неодновременности нагрузок и вероятности совпадения, которая всегда меньше единицы. Другими словами, одной и той же пропускной способностью сети в системе пользуется одновременно несколько групп потребителей с разным профилем нагрузки. В этом преимущество единой для всех электросетевой инфраструктуры – совместное использование должно обходиться дешевле.

Говоря техническим языком, основным принципом проектирования электрических систем является отсутствие в сети «холодных резервов», то есть схемы электроснабжения и электрических соединений подстанций должны быть выполнены таким образом, чтобы требуемый уровень надёжности и резервирования был обеспечен при минимальном количестве электрооборудования и проводников; все элементы электрической сети должны находиться под нагрузкой; наличие резервных неработающих элементов сети должно быть экономически и технологически обосновано. Оптимальное использование инфраструктуры, как правило, обеспечивается кольцевой топологией замкнутой сети, эффектом масштаба, схемно-режимными решениями и перегрузочной способностью электросетевого оборудования, позволяющими более эффективно использовать мощности соседних подстанций, резервирующих друг друга в случае увеличения внеплановых нагрузок или аварий. Экономическая благоразумность и эффект масштаба – важные элементы проектирования электрических систем, позволяющие оптимизировать состав электросетевого оборудования и стоимость строительства в интересах общества.

Подтверждением этому является то, что сумма присоединённых мощностей потребителей по дочерним компаниям ПАО «Россети» на 10–50% больше всей сетевой инфраструктуры указанных сетевых организаций, способной обеспечить необходимую потребителям пропускную способность мощности. По данным отчётности ПАО «Россети» за 2013–2017 годы, прирост установленной мощности сети оказался в 2,5 раза меньше мощности, проданной потребителям по исполненным договорам о технологическом присоединении. Кроме этого, до 2/3 всей нагрузки электроприёмников в энергосистеме находится под действием специальной автоматики ограничения нагрузки, призванной (в силу отсутствия достаточных резервов пропускной способности электрической сети), для сохранения устойчивости без разделения энергосистемы и отключения генерирующих мощностей, не допустить перегрузку и высокий переток активной мощности по элементам электрической сети.

Появление избытков сетевой мощности плохо согласуется с вышеперечисленными принципами проектирования и строительства электрических систем, экономичности и технологической обоснованности. Следовательно, вопрос не к потребителям, а к регуляторам, к нормативным требованиям и контролю их соблюдения. Со времени внедрения метода RAB-регулирования (метод тарифного регулирования, основанный на доходности инвестированного капитала) сети формируют и реализуют свою инвестиционную политику исходя из принципов опережающего развития сетевой инфраструктуры. Отсюда немало примеров бесцельного строительства электросетевых объектов в угоду нерасчётливым планам губернаторов и местных чиновников. И теперь, когда всем стали очевидны просчёты регулятора и сетей, ответственность за содержание невостребованных объектов почему-то решили возложить исключительно на потребителей, в результате чего, по оценке Минэкономразвития России, дополнительная нагрузка на бизнес может вырасти на 324 млрд рублей.

Другой ошибочный довод авторов проекта состоит в том, что так называемый резерв сетевой мощности не позволяет подключить на свободные мощности новых потребителей. Но, согласно пункту 33 Правил технологического присоединения, допускается подключение потребителей к питающим центрам в пределах величины, не вызывающей ограничений для существующих потребителей, либо в большем объёме по согласованию с уже присоединёнными потребителями. Статус открытых или закрытых центров питания устанавливается по замерам фактической нагрузки с учётом устоявшегося режима и учитывает выданные технические условия по заключённым договорам на технологическое присоединение. Другими словами, «резерв» не является препятствием для новых подключений. Во многих случаях свободная мощность, которая якобы содержится как «резерв» одних потребителей, уже зачастую перераспределена и продана другим потребителям.

ПАО «Россети» и Минэнерго России лукавят, когда заявляют о низкой загрузке трансформаторных мощностей на уровне 26–35%, якобы по вине потребителей электроэнергии, впрок «перезаказавших» мощность. Указанные величины загрузки рассчитываются от арифметической суммы полных номинальных мощностей трансформаторов. Эти величины включают значительные объёмы трансформаторных мощностей, не связанные напрямую с подключением конкретных конечных потребителей электроэнергии, a обусловленные особенностями проектирования и технологии функционирования электрических систем: обслуживанием транзитных и межсистемных перетоков, включая схемы выдачи мощности крупных электростанций; обеспечением перетока от смежных подстанций, в том числе на протяжённых линиях; трансформацией на нижестоящие уровни напряжения, в том числе для населения и соцобъектов; обеспечением системной надёжности, в том числе при реализации требования о создании дублирующих, задвоенных мощностей для подхвата нагрузки отключившихся или вышедших из строя трансформаторов по критерию n-1 (в некоторых случаях n-2) и обусловленные кольцевой топологией сети; объектами перспективного развития территории; стратегически важными объектами ГО/ЧС и Минобороны России. Без учёта вышеперечисленных видов мощностей, заведомо не подразумевающих непрерывного использования и не подлежащих полной загрузке, но с учётом критерия n-1, фактическая загрузка мощностей компаний ПАО «Россети» составляет в 2–3 раза больше заявленной.

Лукавым также является утверждение, что оплата «резерва» одними потребителями гарантированно снизит тарифы для других. Учёт при тарифном регулировании дополнительного дохода сетей от оплаты «резерва» произойдёт в расчётном периоде, идущем после следующего периода регулирования, то есть через 2 года после оплаты, и за этот период будет полностью присвоен сетями в связи с необходимостью компенсировать их накопленную недополученную выручку прошлых лет. Таким образом, в результате введения оплаты резервируемой максимальной сетевой мощности перераспределение тарифной нагрузки не произойдёт. Более того, отказ предприятий и организаций от максимальной мощности в отсутствие спроса на неё на соответствующих центрах питания не влечёт обязательств сетевой организации по демонтажу избыточного электросетевого оборудования.

Предложения Минэнерго, подготовленные в ответ на февральское поручение курирующего отрасль вице-премьера Юрия Борисова о доработке проекта, с бизнесом и заинтересованными организациями не обсуждались. Насколько известно, несмотря на поручение вице-премьера, Минэнерго продолжает настаивать на введении платежей за «резерв» для предприятий с собственной генерацией, в том числе для потребителей первой и второй категорий надёжности. Заявляемые послабления для предприятий с блок-станциями имеют очень сомнительный и вероятностный характер. Для тех, чья генерация меньше 25 МВт, условия по оплате «резерва» остаются прежними, а для предприятий с блок-станциями мощностью более 25 МВт предлагается регулярно проходить бюрократическую процедуру для исключения этого платежа. То есть каждый раз необходимо подтверждать чиновникам, что у тебя нет обязанности платить сетям за фактически неоказанную услугу.

Резюмируя, подчеркну, что промышленные предприятия против самой идеи введения оплаты «резерва». Разнообразные косметические изменения, которые вносятся в проект, не меняют его суть – основанную на ошибочных представлениях о функционировании электрических систем. Это чревато тяжёлыми экономическими последствиями как для промышленности, так и для самой электроэнергетики.


14 августа 2020 в 14:59