«Виртуальная и дополненная реальность пришли в энергетику всерьёз и надолго»

Тема цифровизации экономики и особенно энергетики в последние годы активно обсуждается по инициативе российских властей. Пока регуляторы формируют условия для возникновения масштабной «цифровизационной волны», бизнес уже предлагает инновационные решения, способствующие внедрению новых технологий и повышению с их помощью экономической эффективности. Одно из направлений развития – внедрение технологий виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR). Текущая ёмкость этого сегмента оценивалась по итогам 2018 года в 1,6 млрд рублей. Даже по пессимистичным оценкам, к 2022 году она вырастет более чем в 5 раз. О новинках VR/AR-технологий, уже доступных российским компаниям, о перспективах и результативности их внедрения рассказывают технический директор компании «КРОК» в энергетике Алексей Борисов (А. Б.) и директор CROC VR Илья Симонов (И. С.).

Алексей Борисов, Илья Симонов

VR/AR-технологии – достаточно новое направление, получающее всё более широкое распространение, в том числе в электроэнергетике. Как вы оцениваете перспективы развития и внедрения этих технологий в России?

И. С.: Крупные предприятия наукоёмких отраслей давно присматриваются к технологиям виртуальной и дополненной реальности, и энергетика не исключение. В 2018 году инвестиции в проекты на основе промышленных VR/AR-решений в России составили около 1,6 млрд рублей. В ряде крупнейших индустриальных компаний России сейчас тестируются платформы дополненной реальности и решения ассистинговой реальности, используется обучение сотрудников с помощью VR-тренажёров.

В ближайшие годы этот тренд будет только усиливаться. Согласно совместному исследованию CROC VR и аналитического центра TAdviser, даже по пессимистичным оценкам, при среднегодовом темпе роста в 55% объём российского рынка промышленных VR/AR-решений в 2022 году может составить 9,2 млрд рублей. По наблюдениям TAdviser, практически все компании энергетической, промышленной, нефтегазовой, горнодобывающей отраслей в той или иной степени сегодня интересуются и экспериментируют с технологиями VR/AR.

Какие новые возможности дают энергетикам VR/AR-технологии?

И. С.: Практически на всех крупнейших предприятиях отрасли стартовали программы цифровой трансформации и внедрения инструментов Индустрии 4.0. Поэтому компании ищут решения для повышения уровня промышленной безопасности. Виртуальная и дополненная реальность позволяет снизить риски травматизма и неплановых простоев оборудования. Чтобы получить максимальный бизнес-эффект от использования VR/AR, компаниям необходимо начинать проекты внедрения таких технологий с аналитики и оценки готовности инфраструктуры к проектам на основе VR/AR и создавать дорожные карты проектов.

Есть ли специфика использования VR/AR в энергетике?

А. Б.: С практической точки зрения в энергетике наиболее очевидным и востребованным выглядит спектр решений VR для обучения сотрудников, а также приложения дистанционного присутствия (ассистинговая реальность), то есть удалённая поддержка специалистов «в поле».

Обучение в виртуальной реальности позволяет погрузить работника в среду, максимально приближенную к реальной, для отработки навыков безопасного поведения на промышленных объектах и действий эксплуатационного персонала при ликвидации технологических нарушений. VR даёт возможность смоделировать ситуации, которые при обычных тренировках в реальности создать нельзя: разлив масла, нефтепродуктов, загорание, разрушение оборудования и т. п.

Также с применением VR/AR можно осуществлять техническую поддержку при проведении ремонта и обслуживании сложного оборудования. В этом случае в режиме реального времени используются визуализация и информирование при помощи мобильных устройств.

Есть у VR/AR-технологий и другие, скрытые на первый взгляд, но очень интересные и перспективные возможности применения. Например, в сочетании с 3D-моделью предприятия можно проводить виртуальные осмотры для новых сотрудников, студентов, представителей контролирующих и надзорных органов. Показывать в безопасном режиме технологические процессы, не бояться травм или нежелательных отступлений посетителей от маршрута.

Кто является функциональным заказчиком таких решений на предприятии?

А. Б.: В энергетике это подразделения промышленной безопасности и охраны труда (ПБ и ОТ), эксплуатационные и ремонтные подразделения, центры обучения персонала.

Какой эффект компаниям даёт внедрение виртуальной реальности в процесс обучения?

И. С.: Тренажёры на основе виртуальной реальности могут быть интегрированы с корпоративной системой дистанционного обучения, что позволит сотрудникам территориально распределённых предприятий проходить курсы удалённо, используя стационарные компьютеры или мобильные устройства. За счёт внедрения подобных решений удаётся сократить расходы на командировки в рамках программ корпоративного обучения, а также снизить риски травматизма и неплановых простоев оборудования.

Не могли бы вы привести конкретный пример внедрения VR в энергетике?

И. С.: CROC VR создал интерактивный 3D-тренажёр для компании «Мособлгаз». Благодаря платформе для дистанционного обучения все 8000 сотрудников компании имеют возможность планировать курсы для себя и своих подчинённых, контролировать динамику обучения и усвоение материала. Время на ознакомление с правилами компании сократилось, а информированность сотрудников – выросла. В отделе обучения и подготовки кадров Мособлгаза отмечают, что с помощью дистанционного обучения работники получили удалённый доступ к учебным программам. Так, технические специалисты могут подгрузить необходимую лекцию или инструкцию для обслуживания конкретного оборудования и изучить порядок действий с помощью 3D-тренажёра. Появились новые возможности донести актуальную информацию непосредственно до каждого работника, а для руководителей доступен удобный инструмент обратной связи.

Можете назвать несколько крупных российских энергетических компаний, которые активнее других используют VR/AR-технологии?

А. Б.: По всему миру многие крупные компании ТЭК в рамках своих центров компетенций по цифровой трансформации бизнеса создают подразделения, ориентированные на виртуальную и дополненную реальность. В России, например, они уже существуют в таких компаниях, как «Газпром нефть» (Центр технологий VR/AR, Центр цифровых инноваций), «СИБУР Холдинг» (центр трансформации «Индустрия 4.0») и «Росатом» (дирекция по цифровой трансформации).

Цифровизация – один из основных путей улучшения показателей работы энергетических компаний как в технологическом, так и в финансовом плане. Технологии VR/AR в этом смысле – наиболее простой и понятный способ повысить эффективность не только обучения, но и бизнес-процессов в целом.

Материал подготовлен в рамках совместного проекта журнала «Энергия без границ» и портала «Переток»


21 августа 2019 в 15:37