«Новая теплоэнергетика потребует жёсткой экономической дисциплины»

Принятие закона об альтернативной котельной в конце июля ознаменовало начало нового этапа в российской теплоэнергетике. Отрасль может стать привлекательнее для инвесторов, на рынке появятся новые участники. Какие задачи стоят перед генераторами, желающими удержаться на плаву, рассказывает руководитель центра отраслевой экспертизы по энергетике и ЖКХ SAP СНГ Константин Кудашев.

Константин Кудашев

Правила игры в теплоэнергетике в каждом регионе теперь определяет предельный тариф. Все поставщики должны производить тепло, которое стоит не дороже, чем на виртуальной альтернативной котельной. Теперь цены на тепло напрямую зависят от стоимости топлива для ТЭЦ, погоды, зарплат сотрудников, ремонтов и т. д. Закладывать часть тарифа на электричество в тепло теперь нельзя. Возможно, тариф будет сопротивляться и тому, чтобы в него были заложены потери в теплоцентралях и бесхозное использование энергии.

Пилот альтернативной котельной в Рубцовске показывает пример того, что должно быть исключено из тарифа на тепло. Это, например, от 30 до 50% потерь тепловой энергии при передаче потребителям.

Затраты на строительство и реконструкцию также будут учитываться по-другому. Если раньше в тариф могли быть заложены затраты и на производство тепла, и на капитальное строительство и реконструкцию теплоцентралей, то теперь планы строительства не определяют цены. Нужно просто вписываться в предельный тариф, для чего необходимо оперативно рассчитывать затраты и себестоимость продукта.

Если затраты на выработку тепла не помещаются в тариф, потребуются изменения на производстве. В каких-то случаях нужно поднимать ценник на электричество на оптовом рынке, в каких-то – уменьшать его производство.

Расчёт себестоимости также важен в случаях, когда от тепла отказываются крупные потребители, например заводы. В том же Рубцовске крупные неприятности с теплоснабжением начались после того, как из пяти машиностроительных предприятий города два закрылись, а три сократили производство. В результате тепловая выработка станций упала, резко увеличив удельные издержки. Компенсировать это тарифом для жителей города было невозможно, в итоге организации, отвечавшие за отопление, к моменту своего закрытия накопили долги более чем на миллиард рублей. С подобной ситуацией сталкиваются во многих регионах.

Готовы ли поставщики тепла работать по-новому? Умеют ли они оперативно учитывать затраты? Готовы ли руководители принимать решения об изменениях на производстве в случаях, когда тепло становится убыточным?

У многих компаний есть и необходимые финансовые решения, и средства технологической оптимизации. Однако в области финансов, как правило, затраты можно оценить лишь с опозданием на месяц или даже квартал, а на производстве технологические данные чаще всего нельзя быстро сопоставить с финансовой стороной вопроса. Соответственно, жизненно важную аналитику затрат и себестоимости теперь можно будет получать только с помощью современной системы управления ресурсами предприятия с модулями управления затратами и прибыльностью. Без них даже самые современные станции будут проигрывать в рентабельности, так как не смогут приблизиться к предельным показателям КПД и КИУМ.

Предложение соответствующих систем на IT-рынке есть уже много лет. Расходы на них окупаются в срок от двух лет. В новой модели рынка закладывать эти деньги в тариф нельзя, но инвестиционные решения позволяют существенно сократить эксплуатационные затраты и повысить рентабельность бизнеса, который в старой тарифной логике пока остаётся, по сути, убыточным и дотационным за счёт перекрёстки с электрогенерацией.

Некоторые крупные игроки рынка уже используют технологии, предназначенные для оптимизации управления теплогенерацией и сокращения удельных затрат. Остальным, если они хотят выжить на меняющемся рынке, придётся освоить цифровое управление затратами в ускоренном режиме. Времени на то, чтобы восполнить пробелы, достаточно. Как минимум это пять лет – столько, по мнению экспертов, займёт переходный период в теплоэнергетике. Те компании, которые не уделят достаточно внимания технологиям, рискуют уйти с рынка ещё раньше.


18 августа 2017 в 16:49