«Сейчас важнее не только вводить новые мегаватты, но и замещать устаревшие и ненадёжные»

В Минэнерго состоялось совещание, на котором были подведены итоги подготовки энергокомпаний к осенне-зимнему периоду 2016–2017 годов. В работе комиссий по проверке готовности субъектов электроэнергетики, как всегда, участвовали сотрудники Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. От того, какие нарушения в работе предприятий электроэнергетики и теплоснабжения выявит Ростехнадзор и как быстро их устранят, зависит надёжность работы всей энергосистемы России, причём не только в отопительный период, а в любое время. О подготовке к зиме, о состоянии объектов генерации и о государственном регулировании надёжности энергоснабжения мы поговорили с заместителем руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Александром ТРЕМБИЦКИМ.

Александр Трембицкий

Зима тревоги нашей

Как вы оцениваете подготовку энергокомпаний к ОЗП 2016–2017 годов? Какие энергообъекты или регионы вызывают беспокойство со стороны Ростехнадзора?

Кампания по оценке готовности предприятий электроэнергетики к отопительному сезону в самом разгаре, общие итоги подводить рано.
Ещё перед началом отопительного сезона было проверено почти 1000 объектов электроэнергетики, почти 2,5 тысячи теплоснабжающих и примерно 170 теплосетевых организаций. Число нарушений норм и правил безопасности при эксплуатации энергетического оборудования составило более 120 тысяч. Несколько тысяч должностных и юридических лиц были привлечены к ответственности. Ростехнадзор также проинформировал полпредов, прокуратуру и губернаторов о фактах неудовлетворительной подготовки энергообъектов к зиме.

По текущей ситуации не думаю, что результаты проверки готовности будут существенно отличаться от предыдущих годов. При этом всегда есть объекты, вызывающие обеспокоенность.

Какая из видов генерации вызывает больше всего нареканий – атомная, тепловая, гидро-, возобновляемая?

Несомненно, тепловая. Тому есть несколько объяснений. Во-первых, это обусловлено сложностью технологического процесса. Во-вторых, тепловая генерация представлена гораздо шире, чем остальные. Значительную проблему представляют собой блок-станции промышленных предприятий, для которых производство электрической и тепловой энергии не является профильным бизнесом, к тому же многие предприятия находятся на грани банкротства. Соответственно, наблюдается недофинансирование. Обычно именно такие объекты не получают паспорта готовности к работе в осенне-зимний период. Если говорить конкретно об объектах, непросто идёт подготовка в ООО «Воркутинские ТЭЦ», оборудование которых сильно изношено.

Как обстоит дело с подготовкой к ОЗП в Крыму? Не будет ли там проблем зимой?

Крым имеет особенность – летом потребление энергии там выше, чем зимой, и, соответственно, выше нагрузка на сети. В летний, туристический период люди массово используют кондиционеры и холодильники, и это влечёт за собой резкие скачки потребления. Так что зимой ситуация объективно легче. Тем более что после ввода энергомоста суммарная мощность, которую может получить полуостров, превышает его потребности даже с учётом пиков потребления. Ростехнадзор совместно с Минэнерго РФ участвовал в работе комиссии по проверке готовности энергетических компаний Крыма к зиме, этот регион предстоящей зимой будет находиться на особом контроле у ведомств.


Запас надёжности

В последние годы возникает много вопросов к техническому состоянию генерирующих мощностей в нашей стране, некоторые эксперты говорят о существенном износе оборудования. Как вы оцениваете надёжность ЕЭС России?

Должен подчеркнуть, что состояние оборудования объектов генерации очень разное. В последние годы было введено много новых мощностей, что, безусловно, повышает надёжность энергосистемы в целом. Продолжается строительство новых объектов. Но в то же время количество устаревшего оборудования всё ещё значительно.

В текущей ситуации представляется важным не только вводить новые мегаватты, а замещать действительно устаревшие и ненадёжные. В то же время надо понимать, что надёжность объектов генерации сильно зависит от качества эксплуатации. Также важна подготовка персонала – надо выводить её на более качественный уровень. К сожалению, наиболее сложные по своим последствиям аварии связаны с человеческим фактором.

Как выглядит ЕЭС России в плане надёжности и безопасности в сравнении с другими странами?

Единая энергосистема России обладает значительным запасом надёжности и безопасности. Проводя сравнение с развитыми странами Европы и Северной Америки, могу сказать, что надёжность энергосистемы Российской Федерации в целом уверенно смотрится на их уровне. Более того, сегодня мы имеем очень значительный резерв генерирующих мощностей. В то же время не могу не отметить высокий износ основного оборудования электростанций и электрических сетей, доходящий в ряде случаев до 50–60%.

Насколько работоспособно энергооборудование, введённое в 50–70-х годах прошлого века? То есть насколько в отрасли назрела проблема модернизации «старого» оборудования?

По информации, сформированной Ростехнадзором при проведении проверок электросетевых компаний, доля оборудования, выработавшего нормативный срок службы в распределительных сетях, составляет 51%, в магистральных сетях – 56%. Степень износа основных фондов Единой национальной (общероссийской) электрической сети в среднем составляет 58%.

В целом энергооборудование, введённое в 50–70-х годах прошлого века, работоспособно хотя бы потому, что в указанный временной период его проектировщики, принимая те или иные технические решения, закладывали серьёзные коэффициенты запаса.

В то же время, к сожалению, ремонт энергооборудования не всегда выполняется в срок, с должной периодичностью и качественно. Это связано с недостаточностью финансирования ремонтных работ со стороны собственников энергообъектов и с отсутствием обязательных требований к межремонтным интервалам, что, несомненно, влияет на работоспособность оборудования.

Сейчас в тренде импортозамещение. Что можно сказать о качестве российского оборудования по сравнению с импортным? Чаще ли оно выходит из строя? Не скажется ли отказ от импорта на безопасности объектов?

Доля импортного оборудования на реконструируемых и вновь сооружаемых объектах остаётся существенной, по ряду позиций она доходит до 90%. Наибольшие проблемы в части надёжной и безопасной эксплуатации могут возникнуть, в первую очередь, при эксплуатации энергообъектов с установленными на них газовыми турбинами зарубежного производства. Доля такого оборудования, которое производится не в России либо производится по лицензии, составляет около 85% от общего количества. Полных аналогов такого оборудования в России не делают.

Доля электрооборудования, в частности трансформаторов и генераторов импортного производства, составляет около 40%, что так же много, однако не так критично, как в ситуации с газовыми турбинами. Скорее всего, наряду с перечисленными мероприятиями есть возможность обеспечить необходимую потребность в указанном оборудовании имеющимися мощностями отечественных предприятий.

Паровые турбины импортного производства занимают треть от общего количества устанавливаемых на электростанциях. Учитывая давние традиции турбиностроения на российских предприятиях, думаю, что при соответствующем решении вполне можно заменить импортное оборудование аналогичным по своим техническим характеристикам оборудованием отечественного производства.


Регуляторов достаточно

Ростехнадзор регулярно проводит выездные плановые и внеплановые проверки в сфере энергетики. Кто их инициирует и в связи с чем?

Плановые и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся Ростехнадзором в соответствии с требованиями законодательства (Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». – Прим. ред.).

Плановые проверки субъектов электроэнергетики проводятся не чаще чем один раз в три года. Гидротехнические сооружения допускается проверять не чаще одного раза в год. В законе приведён также исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановых проверок.

В то же время в соответствии с планом мероприятий, «дорожной картой» по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016–2017 годы, утверждённым распоряжением правительства, в план нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2017 год вносится разработка проекта постановления «О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации в целях внедрения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности». Это позволит сосредоточить внимание на объектах, представляющих наибольшую опасность для энергосистемы и эксплуатирующего их персонала.

Минэкономразвития предлагает создать Совет по надёжности ЕЭС. По вашему мнению, нужен ли отрасли ещё один регулятор?

Ростехнадзор считает излишним учреждение коллегиального органа – ассоциации «Совет по надёжности и развитию ЕЭС России» – и наделение его полномочиями по рассмотрению проектов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования надёжности и безопасности в сфере электроэнергетики.

В соответствии с действующим законодательством в целях публичного обсуждения, а также проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов разработчик проекта обязан разместить его на сайте regulation.gov.ru. Проекты нормативных правовых актов подлежат также обязательному предварительному обсуждению на заседаниях общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. Разработчик рассматривает все предложения, поступившие в установленный срок в процессе проведения публичного обсуждения, после чего проект акта, если это необходимо, дорабатывается.

На наш взгляд, все эти процедуры способствуют повышению качества нормативно-технического регулирования, открытости, привлечению широкого круга заинтересованных лиц и организаций, участников рынка электроэнергии в формировании состава и содержания обязательных требований надёжности и безопасности и исключению избыточных требований.

Устраивает ли вас качество и состав нормативно-правового регулирования в области промышленной безопасности в электроэнергетике? Стоит ли ожидать каких-либо изменений в этой сфере в ближайшее время?

Нормативная база в электроэнергетике – очень сложный вопрос. С ликвидацией РАО «ЕЭС России» утратили силу более полутора тысяч нормативных документов. Часто именно в этих документах содержались требования, выполнение которых обеспечивали надёжность и безопасность технологических процессов. После изменений, внесённых в Федеральный закон «Об электроэнергетике», появилась возможность пересмотреть многие нормативные документы и придать им статус обязательных. Минэнерго России совместно с Ростехнадзором подготовлен график первоочередных документов, которые планируется разработать или актуализировать в ближайшее время.


25 ноября 2016 в 18:32