Электромобилизация России: вопросы инфраструктуры

Тема оснащения городов инфраструктурой для электромобилей актуальна не только для владельцев электрокаров. Рост числа электротранспорта в России требует трансформации электроэнергетической отрасли и новых регулирующих государственных инициатив. О том, как в России будет развиваться инфраструктура электромобилей, рассказывает Алексей Паршиков, руководитель департамента по разработке и реализации решений для интеллектуальных сетей компании Schneider Electric в России и СНГ.

Алексей Паршиков

Что в Европе

В европейских странах быстро увеличивается число электромобилей и развивается инфраструктура для их заправки. Ведущие производители электрокаров увеличивают объём продаж на уровне 10–15% в год. Безусловно, растущий спрос оказывает влияние на снижение себестоимости примерно на 5–7% в год. Как следствие, экспертное сообщество ожидает, что стоимость таких машин к 2020 году сравняется со стоимостью владения классическим авто с ДВС.

В Европе соотношение количества электрозаправочных комплексов к количеству электромобилей составляет сегодня в среднем 1:3. Исходя из этого, можно спрогнозировать, что каждая новая заправочная станция влечёт за собой в краткосрочной перспективе спрос на машины с электродвигателем в количестве трёх штук. Ведь появление и развитие инфраструктуры оказывают прямое влияние на рост рынка. В 2015 году европейский рынок показал 50%-ный рост продаж электромобилей. В чём причина таких темпов? Безусловно, дело не только в моде: развитие инфраструктуры оказывает значительное воздействие на выбор автовладельцев при покупке новой машины.

Что у нас

По данным аналитического агентства «Автостат», на 1 января 2016 года в России зарегистрировано 647 электромобилей, из них 280 – в Москве. Учитывая опыт Европы, можно сказать, что на текущий момент для адекватного обеспечения электротранспорта необходимой инфраструктурой Москве недостаёт порядка 90 специальных заправочных комплексов. Конечно, это даёт бизнесу, государственным, муниципальным компаниям и власти стимул для развития сети подобных станций в городе как части современной городской инфраструктуры. Так, совместный проект Schneider Electric и Мосэнерго подразумевает строительство в Москве более чем 150 электрозаправок до конца 2016 года. Как следствие, мы ожидаем рост рынка электромобилей в России в пять раз до 2019 года, что в свою очередь повысит уровень инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов в этой области строительства.
СПРАВКА

По данным аналитического агентства Bloomberg:

  • за 2015 год продажи электромобилей во всём мире выросли на 60%;
  • цены на аккумуляторные батареи снизились на 35%, а это примерно 1/3 стоимости всего электромобиля;
  • Teslamotors, Nissan, Chevroletвкладывают миллиарды долларов в разработку и в ближайшие два года обещают выпустить новые модели электромобилей, способные проезжать большие расстояния. При этом стоить они будут менее 30 000 долларов.
Безусловно, электромобили требуют большого количества электричества – отсюда и неутихающие споры о том, так ли уж «зелен» этот вид транспорта. К 2040 году для них потребуется 1900 тераватт-часов электричества. Это эквивалентно 10% всего электричества, произведённого в мире за 2015 год.

Но городским электросетям вполне по силам взять на себя новую нагрузку.

В Москве, в связи с программой вывода производств (наследие Советского Союза) за черту города, образовался значительный запас мощности. Мощность ТЭЦ планировалась для крупных производственных комплексов, а фактически используется для энергоснабжения общественных и жилых зданий. При этом предела для присоединения в Москве практически нет: резервная мощность ПАО «МОЭСК» гарантированно позволяет подключать всех желающих на территории столицы. Такая же ситуация складывается и в других крупнейших городах России.

Если говорить про страну в целом, то на текущий момент объём выработки мощности превышает спрос на 3–4%. Этого объёма, безусловно, хватит на первую волну прогнозируемого роста рынка электромобилей. Рост спроса повлечёт за собой внедрение уже существующих в мировой практике технологий сверхдальней передачи электроэнергии, особенно актуальных для огромных территорий нашей страны, ведь при передаче электроэнергии на дальние расстояния её потери составляют порядка 35–50%.

Параллельно со строительством инфраструктуры зарядных станций сетевые компании намерены развивать в России так называемую концепцию Smart Grid, предусматривающую объединение зарядных точек информационной сетью. Кроме этого, Smart Grid предполагает использование электрокаров для сглаживания нагрузок в электрической сети: ночная зарядка машин во время спадов потребления (а в перспективе – внедрение буферных накопителей энергии) поможет перераспределить нагрузку во времени. При этом в роли накопителей отчасти могут выступать и сами электромобили, если их оборудовать технологией Vehicle-to-grid: такой опыт за рубежом уже успешно внедряется.

Все эти меры вместе, несомненно, позволят подстегнуть интерес россиян к электрическому транспорту.

СПРАВКА

Vehicle-to-grid (V2G) – концепция двухстороннего использования электромобилей, подразумевающая подключение машины в общую энергосеть для подзарядки автомобиля и отдачи лишней электроэнергии обратно. У владельцев автомобилей с технологией V2G будет возможность продавать электроэнергию энергетикам в часы, когда машина не используется, и заряжать автомобиль в часы, когда электроэнергия дешевле, так как во многих странах цена электроэнергии зависит от времени суток. Также будет возможность подключать автомобили с этой технологией к собственному дому и использовать их в качестве бесперебойного источника питания помещений. V2G-технология сейчас широко развивается правительством США.

Поддержка: примеры и планы

Вполне логично, что на начальном этапе развития инфраструктуры для электротранспорта возникает вопрос: кто первый инвестирует в её развитие при практически полном отсутствии потребительского рынка?

Естественно, появление и развитие любой инфраструктуры зависят напрямую от государственной поддержки. Опыт Европы демонстрирует сильную господдержку рынка электромобилей, что, безусловно, оказывает положительное влияние на расширение сети электрозаправочных станций.

В Великобритании при покупке подобной машины гражданин получает от правительства налоговые льготы, составляющие до 25% стоимости авто. Если речь идёт о коммерческом автомобиле, налоговые льготы составляют до 20%.

В Эстонии как частные, так и юридические лица имеют право получить дотацию на приобретение электромобиля в размере 50% от его стоимости. К деньгам на машину дополнительно полагается 1000 евро для покупки и монтажа «домашнего» зарядного устройства.

В Португалии правительство выплачивает субсидию в размере 5000 евро каждому гражданину, покупающему новый электромобиль, и 1500 евро – подержанный.

Согласитесь, довольно щедро. Как же российские власти поддерживают существующих и будущих владельцев электромобилей?

До 1 января 2016 года таможенная пошлина на ввоз таких машин в Россию равнялась 0%. Сейчас рассматривается идея пролонгации льготы. Также, согласно действующим мерам госстимулирования, в нашей стране отсутствует транспортный налог на электромобили, владельцы такого транспорта могут бесплатно парковаться в платных зонах в Москве и бесплатно оформлять резидентское разрешение на парковку в этих зонах. Зарядить свой транспорт в столице также можно, не заплатив ни рубля.

В планах поддержки на ближайшее время – во-первых, оснащение АЗС электрозарядными станциями с 1 ноября 2016 года согласно Постановлению Правительства РФ № 890 от 27.08.2015, во-вторых (здесь мы берём пример с Европы), обеспечение граждан государственными субсидиями на покупку электромобилей с 2017–2018 года.

Проблема неполного развития инфраструктуры заключается не только в недостатке самих станций. Необходимы и новые дорожные знаки для электротранспорта. Обнадёживает то, что рынок и сети понимают эту проблему и готовы работать над её устранением. Так, Сергей Степнов, заместитель директора по автоматизации бизнес-процессов ПАО «МОЭСК», в одном из недавних интервью отмечал серьёзную проблему, с которой сталкиваются владельцы электромобилей: водители обычных авто зачастую занимают парковочные места возле электрозаправок, блокируя доступ к колонке. По его мнению, необходимо превентивно решить эту проблему и в кратчайшие сроки добиться утверждения и установки специальных знаков или разметки для электромобилей, а также внести необходимые изменения в законодательство.

Развитие инфраструктуры частного электротранспорта – одна из актуальнейших задач для превращения города в комфортное и современное пространство, и мы осознаём её важность, направляя свои экспертные знания на решение данного вопроса. Для достижения этой цели, естественно, нужны и государственные инициативы, и поддержка бизнеса. Несмотря на трудности, связанные с кризисной ситуацией в экономике, процесс электромобилизации идёт нарастающими темпами. Претворение в жизнь всех инициатив, описанных выше, с высокой долей вероятности обещает нам рост количества инфраструктурных проектов и установку в рамках данных проектов электрозаправок в России до 3000 штук к 2019 году.


14 июня 2016 в 13:31