Электромобилизация России: вопросы инфраструктуры
Тема оснащения городов инфраструктурой для электромобилей актуальна не только для владельцев электрокаров. Рост числа электротранспорта в России требует трансформации электроэнергетической отрасли и новых регулирующих государственных инициатив. О том, как в России будет развиваться инфраструктура электромобилей, рассказывает Алексей Паршиков, руководитель департамента по разработке и реализации решений для интеллектуальных сетей компании Schneider Electric в России и СНГ.
Что в Европе
В европейских странах быстро увеличивается число электромобилей и развивается инфраструктура для их заправки. Ведущие производители электрокаров увеличивают объём продаж на уровне 10–15% в год. Безусловно, растущий спрос оказывает влияние на снижение себестоимости примерно на 5–7% в год. Как следствие, экспертное сообщество ожидает, что стоимость таких машин к 2020 году сравняется со стоимостью владения классическим авто с ДВС.
В Европе соотношение количества электрозаправочных комплексов к количеству электромобилей составляет сегодня в среднем 1:3. Исходя из этого, можно спрогнозировать, что каждая новая заправочная станция влечёт за собой в краткосрочной перспективе спрос на машины с электродвигателем в количестве трёх штук. Ведь появление и развитие инфраструктуры оказывают прямое влияние на рост рынка. В 2015 году европейский рынок показал 50%-ный рост продаж электромобилей. В чём причина таких темпов? Безусловно, дело не только в моде: развитие инфраструктуры оказывает значительное воздействие на выбор автовладельцев при покупке новой машины.
Что у нас
По данным аналитического агентства «Автостат», на 1 января 2016 года в России зарегистрировано 647 электромобилей, из них 280 – в Москве. Учитывая опыт Европы, можно сказать, что на текущий момент для адекватного обеспечения электротранспорта необходимой инфраструктурой Москве недостаёт порядка 90 специальных заправочных комплексов. Конечно, это даёт бизнесу, государственным, муниципальным компаниям и власти стимул для развития сети подобных станций в городе как части современной городской инфраструктуры. Так, совместный проект Schneider Electric и Мосэнерго подразумевает строительство в Москве более чем 150 электрозаправок до конца 2016 года. Как следствие, мы ожидаем рост рынка электромобилей в России в пять раз до 2019 года, что в свою очередь повысит уровень инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов в этой области строительства.
СПРАВКА
По данным аналитического агентства Bloomberg:
- за 2015 год продажи электромобилей во всём мире выросли на 60%;
- цены на аккумуляторные батареи снизились на 35%, а это примерно 1/3 стоимости всего электромобиля;
- Teslamotors, Nissan, Chevroletвкладывают миллиарды долларов в разработку и в ближайшие два года обещают выпустить новые модели электромобилей, способные проезжать большие расстояния. При этом стоить они будут менее 30 000 долларов.
Но городским электросетям вполне по силам взять на себя новую нагрузку.
В Москве, в связи с программой вывода производств (наследие Советского Союза) за черту города, образовался значительный запас мощности. Мощность ТЭЦ планировалась для крупных производственных комплексов, а фактически используется для энергоснабжения общественных и жилых зданий. При этом предела для присоединения в Москве практически нет: резервная мощность ПАО «МОЭСК» гарантированно позволяет подключать всех желающих на территории столицы. Такая же ситуация складывается и в других крупнейших городах России.
Если говорить про страну в целом, то на текущий момент объём выработки мощности превышает спрос на 3–4%. Этого объёма, безусловно, хватит на первую волну прогнозируемого роста рынка электромобилей. Рост спроса повлечёт за собой внедрение уже существующих в мировой практике технологий сверхдальней передачи электроэнергии, особенно актуальных для огромных территорий нашей страны, ведь при передаче электроэнергии на дальние расстояния её потери составляют порядка 35–50%.
Параллельно со строительством инфраструктуры зарядных станций сетевые компании намерены развивать в России так называемую концепцию Smart Grid, предусматривающую объединение зарядных точек информационной сетью. Кроме этого, Smart Grid предполагает использование электрокаров для сглаживания нагрузок в электрической сети: ночная зарядка машин во время спадов потребления (а в перспективе – внедрение буферных накопителей энергии) поможет перераспределить нагрузку во времени. При этом в роли накопителей отчасти могут выступать и сами электромобили, если их оборудовать технологией Vehicle-to-grid: такой опыт за рубежом уже успешно внедряется.
Все эти меры вместе, несомненно, позволят подстегнуть интерес россиян к электрическому транспорту.
СПРАВКА
Vehicle-to-grid (V2G) – концепция двухстороннего использования электромобилей, подразумевающая подключение машины в общую энергосеть для подзарядки автомобиля и отдачи лишней электроэнергии обратно. У владельцев автомобилей с технологией V2G будет возможность продавать электроэнергию энергетикам в часы, когда машина не используется, и заряжать автомобиль в часы, когда электроэнергия дешевле, так как во многих странах цена электроэнергии зависит от времени суток. Также будет возможность подключать автомобили с этой технологией к собственному дому и использовать их в качестве бесперебойного источника питания помещений. V2G-технология сейчас широко развивается правительством США.
Поддержка: примеры и планы
Вполне логично, что на начальном этапе развития инфраструктуры для электротранспорта возникает вопрос: кто первый инвестирует в её развитие при практически полном отсутствии потребительского рынка?
Естественно, появление и развитие любой инфраструктуры зависят напрямую от государственной поддержки. Опыт Европы демонстрирует сильную господдержку рынка электромобилей, что, безусловно, оказывает положительное влияние на расширение сети электрозаправочных станций.
В Великобритании при покупке подобной машины гражданин получает от правительства налоговые льготы, составляющие до 25% стоимости авто. Если речь идёт о коммерческом автомобиле, налоговые льготы составляют до 20%.
В Эстонии как частные, так и юридические лица имеют право получить дотацию на приобретение электромобиля в размере 50% от его стоимости. К деньгам на машину дополнительно полагается 1000 евро для покупки и монтажа «домашнего» зарядного устройства.
В Португалии правительство выплачивает субсидию в размере 5000 евро каждому гражданину, покупающему новый электромобиль, и 1500 евро – подержанный.
Согласитесь, довольно щедро. Как же российские власти поддерживают существующих и будущих владельцев электромобилей?
До 1 января 2016 года таможенная пошлина на ввоз таких машин в Россию равнялась 0%. Сейчас рассматривается идея пролонгации льготы. Также, согласно действующим мерам госстимулирования, в нашей стране отсутствует транспортный налог на электромобили, владельцы такого транспорта могут бесплатно парковаться в платных зонах в Москве и бесплатно оформлять резидентское разрешение на парковку в этих зонах. Зарядить свой транспорт в столице также можно, не заплатив ни рубля.
В планах поддержки на ближайшее время – во-первых, оснащение АЗС электрозарядными станциями с 1 ноября 2016 года согласно Постановлению Правительства РФ № 890 от 27.08.2015, во-вторых (здесь мы берём пример с Европы), обеспечение граждан государственными субсидиями на покупку электромобилей с 2017–2018 года.
Проблема неполного развития инфраструктуры заключается не только в недостатке самих станций. Необходимы и новые дорожные знаки для электротранспорта. Обнадёживает то, что рынок и сети понимают эту проблему и готовы работать над её устранением. Так, Сергей Степнов, заместитель директора по автоматизации бизнес-процессов ПАО «МОЭСК», в одном из недавних интервью отмечал серьёзную проблему, с которой сталкиваются владельцы электромобилей: водители обычных авто зачастую занимают парковочные места возле электрозаправок, блокируя доступ к колонке. По его мнению, необходимо превентивно решить эту проблему и в кратчайшие сроки добиться утверждения и установки специальных знаков или разметки для электромобилей, а также внести необходимые изменения в законодательство.
Развитие инфраструктуры частного электротранспорта – одна из актуальнейших задач для превращения города в комфортное и современное пространство, и мы осознаём её важность, направляя свои экспертные знания на решение данного вопроса. Для достижения этой цели, естественно, нужны и государственные инициативы, и поддержка бизнеса. Несмотря на трудности, связанные с кризисной ситуацией в экономике, процесс электромобилизации идёт нарастающими темпами. Претворение в жизнь всех инициатив, описанных выше, с высокой долей вероятности обещает нам рост количества инфраструктурных проектов и установку в рамках данных проектов электрозаправок в России до 3000 штук к 2019 году.
14 июня 2016 в 13:31