5 ноября 2015 в 14:40
Вместо того чтобы в одиночку разрабатывать, строить и продавать аккумуляторы, как это делалось в A123 под его руководством, Vionx использует менее затратный подход. Она занимается проектированием, маркетингом, продажами и обслуживанием, передав всё остальное партнёрам с надёжной репутацией, таким как United Technologies, Siemens и 3M.
The New York Times: индустрия накопителей энергии набирает обороты
В 2013 году Дэвид Вайо покинул компанию A123, производившую аккумуляторы, после ее банкротства. Он получил от государства около $147 млн, но не планировал создавать на эти деньги предприятия, специализирующегося на накопителях энергии. Однако спустя три года он снова в этом бизнесе, на посту генерального директора компании Vionx Energy. Впрочем, на этот раз он реализует другую стратегию.
Вайо говорит, что Vionx способна выжить в то время, как A123, которая понесла убытков на $900 млн в течение пяти лет перед банкротством, выжить не смогла.
– Vionx хватит на год тех средств, которые A123 могла «сжечь» за месяц, – говорит он. – Это существенная разница с точки зрения потребности в деньгах для развития компании.
Vionx – пример очередного рывка отрасли, которая пытается помочь компаниям оптимально управлять расходом электроэнергии. Несмотря на многолетние исследования, которые ведутся в государственном и частном секторах, а также значительные инвестиции, индустрия накопителей энергии с трудом берёт разгон, но есть признаки того, что ситуация меняется.
В то время как энергетические стратегии, технологии и рынки стремятся стимулировать развитие электростанций, работающих на возобновляемых источниках и таких децентрализованных систем, как микросети, накопители энергии также вызывают большой интерес и получают существенные инвестиции. Регуляторы близки к тому, чтобы потребовать их включение в программу развития альтернативной энергетики и оптовых рынков электроэнергии.
Накопители могут сглаживать неравномерность работы ветровых и солнечных электростанций, подавать электроэнергию в распределительные сети в периоды пикового спроса либо хранить её на случай сбоя в работе альтернативных электростанций или сети. Коммунальные компании, администрации островных поселений и такие крупные государственные структуры, как армия, экспериментируют с различными системами и химическими составами батарей. В их число входят литийионные батареи, которые производит A123 (купленная и реанимированная китайцами), и ванадиевые аккумуляторы, выпускаемые Vionx и горсткой её конкурентов.
Аккумуляторные системы пока дороги – стоимость киловатт-часа превышает $500, а по оценкам различных ведомств, для широкого распространения энергетических накопителей цена должна упасть до $100–150. Но они уже целесообразны с финансовой точки зрения для некоторых потребителей на дорогих рынках, таких как Нью-Йорк и Калифорния, а также для коммунальных компаний в штатах с высокой долей ветровой и солнечной энергетики, отметил Пол Альбертус, директор программы аккумулирования энергии в Агентстве высокотехнологичных исследований в сфере энергетики (Advanced Research Projects Agency – Energy). Эта структура, входящая в Министерство энергетики США, участвовала в финансировании разработки ванадиевой технологии Vionx в United Technologies в 2009 году.
– Нашей целью является создание перспективных технологий, которые, как мы надеемся, со временем и при помощи государственных и частных инвестиций позволят нам спуститься по кривой затрат и приблизиться к оптимальным цифрам, – говорит Альбертус.
Некоторые потребители уже проявляют интерес к батареям Vionx, которые могут работать в течение 10 часов. Например, армия в настоящее время устанавливает систему в Форт-Девенсе (Массачусетс) в рамках широкой программы, помогающей военным базам увеличить энергоэффективность, автономность и безопасность, рассказала инженер-электрик Мелани Джонсон, куратор проекта со стороны Научно-технологического центра при Лаборатории инженерно-строительных исследований в Шампейне (Иллинойс).
– Наше оборудование в армии потребляет много энергии и, следовательно, обходится дорого, – считает Джонсон. – Со своей стороны мы делаем всё возможное, чтобы уменьшить эти затраты разными способами – от повышения эффективности строительства до внедрения самых современных технологий, таких как большие накопители энергии, и использования возобновляемых источников энергии.
Строительство и эксплуатация заводов по производству ванадиевых батарей дешевле, чем литийионных. «Аккумуляторы размером примерно с судовой грузовой контейнер лучше всего приспособлены для использования в крупных сетях, поскольку могут служить при полной мощности хранения в течение 20 лет», – сказал Вайо.
Это больший срок, чем у конкурирующих технологий, поэтому ванадиевые батареи на протяжении всего срока эксплуатации оказываются экономически более эффективными. Вайо выразил уверенность в том, что его компания, которая ранее безуспешно пыталась создать цинк-бромные батареи, наконец нашла формулу успеха. Однако он подчеркнул, что её продукция предназначена в первую очередь для крупных коммунальных компаний, для коммерческого и промышленного применения, а не для транспортных средств и бытового использования.
Вице-президент дивизиона новых энергетических решений в коммунальной компании National Grid Эд Уайт придерживается того же мнения. National Grid планирует сотрудничать с Vionx и в начале будущего года установить её аккумуляторы в школе, оборудованной ветровой турбиной, а также на своей солнечной электростанции в Массачусетсе. Одновременно компания испытывает литийионную технологию на другой солнечной электростанции и планирует сравнить результаты, чтобы лучше понять преимущества и проблемы их применения в разных режимах и условиях.
– Вы не пользуетесь автомобильным аккумулятором для питания телевизионного пульта или мобильного телефона, – сказал он. – То же самое справедливо для коммунальной отрасли. Нам нужны разные решения для разных целей.
Оригинал материала: