Сначала сервис, потом производство
Совместное предприятие (СП) «Интер РАО» и «Силовых машин» – «Современные технологии газовых турбин» (СТГТ) – в ближайшие год-два планирует сосредоточиться на сервисе турбин, рассказал журналистам 15 декабря генеральный директор СТГТ Александр Лебедев. Производство оборудования тоже остаётся актуальным, но для этого компании надо найти поставщиков для части компонентов, прежде всего, для горячего тракта. При этом остаются вопросы и по небольшим элементам, которые нужны как для изготовления турбин, так и для сервисного обслуживания.
Источник: Дмитрий Чистопрудов
СТГТ, изначально создававшееся как СП «Силовых машин» и Siemens Energy, занималось производством и сервисом турбин, при этом часть компонентов поставлялась немецкой компанией. Предприятие постепенно увеличивало уровень локализации производства в России, прежде всего, для турбины 2000E (локализация – 62%). В этом году с началом санкционной волны многие предприятия, в том числе из сферы энергетического машиностроения, столкнулись со сложностями в поставках компонентов из-за рубежа. Siemens заявила об уходе с российского рынка и в октябре 2022 года продала «Интер РАО» свою долю в СТГТ.
Как рассказал Александр Лебедев, в ближайшие год – два приоритетом для предприятия будут сервисные контракты, а не производство турбин. «Сейчас вот есть парк турбин, их как минимум в классе от 60 МВт до 300 МВт 100 штук; не говоря уж о маленьких, их там сотни, но это пока отложим. Вот возьмём эти 100 турбин, надо поддерживать их работоспособность, поэтому на первом месте сейчас стоит сервис», – пояснил г-н Лебедев.
У СТГТ сейчас более 20 долгосрочных сервисных контрактов. Тенденции к увеличению их числа пока нет, но в следующем году топ-менеджер прогнозирует рост количества договоров. На 2023 год у компании есть понимание по запчастям – «что со склада возьмём, что приобретём». Что касается 2024 года, то сейчас идут поиски поставщиков и переговоры.
По словам Александра Лебедева, при локализации производства турбин в РФ больше внимания уделялось крупным компонентам, которые давали значительный прирост процента локализации. Небольшим составляющим уделялось меньше внимания. «Теперь, когда наступает сервис, не хватает мелких деталей, чтобы выполнить сервисные работы», – рассказал гендиректор, пояснив, что основные вопросы заключаются не в проблемах при производстве каких-то деталей в РФ, а в уникальных, дорогих, компонентах, которые обойдутся слишком дорого, если не сформировать крупный заказ для поставщика. «Это вопрос времени, денег и объёма заказа», – подытожил г-н Лебедев. Он отметил, что пока нет производства в РФ, детали можно поставлять в рамках параллельного импорта. СТГТ уже проводил такие закупки, но какого именно оборудования, топ-менеджер не уточнил.
Изготовление турбин для СТГТ тоже остаётся актуальным, предприятие рассматривает различные варианты продолжения этой работы. В России пока нет серийного производства газовых турбин большой мощности. Основные вопросы вызывает отсутствие компонентов «горячей части» турбин (лопатки, камера сгорания и др.).
«Где это всё взять? Есть несколько путей, по которым мы идём одновременно. Я имею ввиду не наше предприятие, а вообще отрасль. За эту проблему взялись «Силовые машины» с помощью государственного финансирования. Они развивают проект инновационной газовой турбины и строят сейчас литейное производство, где делают отливки турбинных лопаток – ключевого элемента горячего тракта газовой турбины. Если у них всё это получается, то (у СТГТ - ред.) будет кооперация с ними. Если это не получается, то мы будем искать и ищем различные варианты параллельного импорта. Это приобретение пока за границей с развитием здесь. Задача наша как была, так и остаётся – это локализация производства газовой турбины хотя бы в классе мощности 200 МВт Е-класса. Здесь нет конкуренции с «Силовыми машинами», есть общая задача – добиться технологического суверенитета в этой области, чтобы мы могли в России производить эти турбины», – сообщил Александр Лебедев.
По его словам, СТГТ не рассматривает достижение полной локализации производства исключительно на своей площадке – предприятие изначально создавалось для выпуска турбин в сотрудничестве с поставщиками компонентов и пока считает кооперацию приоритетной моделью.
Автор: Марина Коцубинская