Эксперимент по наполнению бюджета Сахалина

Завтра правительственная подкомиссия обсудит размер ставок платы за превышение квот на выбросы парниковых газов в рамках эксперимента, который пока затрагивает только Сахалинскую область. Минэкономразвития предлагает установить штраф на уровне 1 тыс. рублей за каждую тонну CO2-экв. В этом случае расходы эмитентов Сахалина в пользу регионального бюджета могут составить сотни миллионов рублей. Крупные потребители и генераторы считают предельной отметкой среднемировые $2 за тонну, предлагают отложить «пилот» на Сахалине на год и концептуально поменять подход. В нынешнем виде проект Минэка не стимулирует бизнес к повышению экологичности производства, а лишь изымает у него деньги, полагают потенциальные плательщики.

Эксперимент по наполнению бюджета Сахалина

Минэкономразвития в рамках эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах РФ предлагает определить ставку платы за превышение квот на выбросы CO2 в размере 1 тыс. рублей за тонну. Проект постановления правительства, подготовленный министерством, предусматривает, что такой штраф будет действовать с 1 марта 2023 года по конец 2028 года. Собранные средства будут перечисляться в региональные бюджеты, на первом этапе – в казну Сахалинской области, где проводится первый «пилот». Принятие постановление о ставках не потребует дополнительных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов иных уровней, отмечено в пояснительной записке к документу.

Президент Владимир Путин подписал закон о проведении эксперимента по квотированию выбросов на Сахалине в марте. Срок проведения – с марта 2023 года по декабрь 2028 года. При этом заявленная цель – достижение углеродной нейтральности на территории Сахалина к концу 2025 года, для чего региону придётся перевести 145 котельных с угля на газ, повысить долю экологичного транспорта до 50%, а также увеличить долю возобновляемых источников энергии. Ранее Владимир Путин поручил правительству провести эксперимент не только в Сахалинской области, но и в других регионах страны. Сообщалось, что прорабатывается возможность включения в эксперимент Башкирии, Хабаровского края и Иркутской области. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов также обращался с просьбой о проведении эксперимента на территории региона.

Объём выбросов в Сахалинской области в 2021 году составил 12,3 млн тонн CO2-эквивалента, поглощения – 11,1 млн тонн. Разница в 10% и должна сократиться за время эксперимента. В разряд региональных регулируемых организаций (РРО) в рамках эксперимента попадут практически все значимые производства с объёмом выбросов от 20 тыс. тонн СО2 в год. При ставке в 1 тыс. рублей за тонну совокупная стоимость эмиссии составит 1,2 млрд рублей в год, в границах почти шестилетнего эксперимента – 7 млрд рублей. Часть эмиссии будет покрываться за счёт квот, но выплаты всё равно окажутся значительными и могут составлять сотни миллионов рублей.

Предложение Минэкономразвития не устраивает основных эмитентов CO2, возможность распространения эксперимента (через принятие отдельных ФЗ) с такими параметрами делает проблему ещё более глобальной и угрожающей для экономики. 15 июля вопрос обсуждался на заседании комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию под председательством члена бюро правления союза Андрея Мельниченко. Крупный бизнес отмечает, что в нынешнем виде проект о размере ставок никак не стимулирует их снижать выбросы, а большие штрафы могут стать дополнительным финансовым обременением для промышленности. В документе отсутствует какая-либо информация, позволяющая оценить финансовые последствия от установления квот для РРО. Будущие плательщики недоумевают, откуда взялась ставка в 1 тыс. рублей – в прошлом году обсуждалась ставка в $2 за тонну, сопоставимая с ценой квот в Китае. Текущие ставки в Европе превышают €84 и, по прогнозам экспертов, в следующем году могут превысить €200.

«Размер указанной ставки определён на основании международного опыта, исходя из усреднённого значения платы за превышение квоты в Китае, составляющей трехкратное значение рыночной стоимости 1 тонны СО2-экв. (для Хубэя, Шэньчжэня и Гуандуна), которая варьирует от $1,41 до $11,37 за тонну СО2-экв.», – говорится в пояснительной записке Минэкономразвития к проекту.

В эксперименте участвуют компании с разными объёмами выбросов, у некоторых они составляют несколько миллионов тонн в год. В условиях ограничения поставок оборудования и технологий, трудностей с привлечением финансирования, реализация инвестпроектов по сокращению выбросов парниковых газов на горизонте до 2024 года «представляется невыполнимой», отмечают в «Совете производителей энергии». В эффективных компаниях реалистичный среднегодовой размер сокращения выбросов парниковых газов не превышает 1% в год на горизонте 10 лет.

«Предлагаемая ставка платы существенно выше, чем ставки, установленные в рамках природоохранного законодательства для загрязняющих веществ. Так, текущая ставка платы за выбросы метана – 128,5 рубля за тонну. В случае утверждения ставки платы за превышение квоты на эмиссию CO2-экв. на уровне 1000 рублей за выбросы того же метана, только уже как парникового газа, придётся дополнительно платить 25 тыс. рублей за тонну, что является абсолютно несоразмерным и необоснованным. Очевидно, что устанавливать цену за превышение квоты выбросов парниковых газов на основании биржевых цен трёх провинций Китая, где своя экономика и цели, плавающий курс валюты, на этапе пилотного проекта нецелесообразно», – заявили в партнёрстве.

Профильная комиссия РСПП (проект протокола её заседания есть у «Перетока») указала на целесообразность установления ставки платы не выше среднемирового уровня, эквивалентного $2, и «фокусировки эксперимента на отработке механизмов регулирования без высоких штрафных санкций». Кроме того, итоговую отчётность по пилоту нужно дополнить анализом социально-экономических последствий эксперимента. Промышленники считают целесообразным «проработать вопрос переноса» старта эксперимента на Сахалине на 2025 год, а также пересмотреть базовый год для установления квот. Как поясняет источник «Перетока», выбор 2022 года в качестве базового искусственно ухудшает положение РРО. В силу беспрецедентного санкционного давления прогнозируемый спад экономики России может составить 5–14%. На территории Сахалинской области уже зафиксировано снижение объёма промпроизводства: по данным Росстата, в первом квартале он сократился на 1,3% к аналогичному периоду прошлого года. Спад не может не повлечь сокращения объёмов выбросов, что искусственно занижает расчётную базу.

Предложения Минэкономразвития направлены не на стимулирование сокращения выбросов за счёт запуска рынка климатических проектов, а на максимизацию сбора платы за превышение квот, что, безусловно, негативно отразится на уровне инфляции в регионе и повлечёт повышение расходов конечных потребителей, говорит один из собеседников «Перетока». Никаких гарантий, что собранные деньги пойдут на реализацию экопроектов, которые дадут реальный результат, нет.

«Эксперимент по квотированию выбросов грозит перерасти в проект по наполнению бюджета Сахалинской области. Речь должна идти о выстраивании системы торговли квотами, которая стимулирует экологизацию производства, не преследуя фискальные цели, – говорит замдиректора «Сообщества потребителей энергии» Валерий Дзюбенко. – Предложение отложить эксперимент рационально, его запуск сейчас, в условиях высокой неопределённости, мы полагаем несвоевременным».

Отдельная проблема проекта – возможность его распространения на компании с тарифным регулированием, прежде всего, в энергетике и ЖКХ. Дополнительных финансовых источников для ускоренного сокращения объёмов выбросов у них нет, так как рост тарифов ограничен. При этом они не могут регулировать и объём производства, который зависит исключительно от спроса. Кроме того, вариант Минэкономразвития не подходит для отрасли, так как не стимулирует энергоэффективных генераторов, а опирается на принцип коллективного снижения выбросов вне зависимости от используемой технологии. Это не создаёт предпосылок для вытеснения неэффективных («грязных») производителей, что противоречит мировой практике, так что проект дестимулирует даже эффективных генераторов, говорит источник в отрасли. Для тарифных компаний требуется отдельный подход, учитывающий доступный потенциал экономически обоснованного сокращения выбросов, солидарны энергетики и РСПП.

В «РусГидро» (контролирует основную генкомпанию пилотного региона – «Сахалинэнерго») заявили, что в настоящий момент продолжают консультации по этой теме с Минэкономразвития и всеми заинтересованными сторонами, включая правительство Сахалинской области. По информации «Перетока», 20 июля спорный проект будет обсуждаться на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций ФОИВ при правкомиссии по проведению административной реформ.


Автор: Сергей Исполатов

Другие пользователи читают

Невыводимая мощность Татарстана

Минэнерго РФ по просьбе «Татэнерго» отложило вывод из эксплуатации четырёх энергоблоков (№№ 5,6, 11, 12) Заинской ГРЭС...

12 марта 2024 в 21:57