Тарифы замерли в прошлом

Топ-менеджеры российских энергокомпаний на традиционном совещании в Минэнерго по итогам ОЗП 27 апреля настойчиво напоминали о просьбе полугодичной давности индексировать тарифы по уровню фактической инфляции, а также заявили о не работающих мерах финансовой поддержки. Отраслевые регуляторы в целом согласны с бизнесом, но решение этих вопросов находится в ведении финансового блока кабмина.

Тарифы замерли в прошлом

Тарифы

Переходящая тема с осеннего совещания по подготовке к ОЗП – индексация тарифов. В 2021–2022 года тарифы растут на 4% прогнозной инфляции, напомнили участники сегодняшнего мероприятия. Речь о тарифах на тепло и поставках электроэнергии и мощности по РД. Электросетевые тарифы могут расти максимум на 3,8%, но реальная индексация на уровне регионов зачастую ниже, отметил замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Виталий Королёв. При этом фактическая инфляция в 2021 году составила 8,39%, прогноз ЦБ на 2022 год – 20%.

«Тарифы на тепловую энергию, проиндексированные с 1 июля 2021 и 2022 года в среднем на 4%, не позволят нам компенсировать понесённые расходы и накопленное в сфере теплоснабжения недофинансирование по итогам 2021 года, что приведёт к необходимости привлечения заёмных денежных средств для покрытия кассовых разрывов», – сообщил гендиректор «Газпром энергохолдинга» (ГЭХ) Денис Фёдоров, также представлявший на совещании «Совет производителей энергии».

Глава «Росссетей» Андрей Рюмин сообщил, что объём «регуляторных долгов», возникших в том числе из-за недостаточной индексации тарифов, перед сетевым холдингом составляет 103,5 млрд рублей (прирост на 16,5 млрд в 2021 году). Вернуть эти средства, по его словам, практически невозможно, а нехватку денег компания вынуждена покрывать за счёт кредитов.

О проблемах нехватки тарифных средств говорил также глава энергетического дивизиона En+ Group, гендиректор «Евросибэнерго» Михаил Хардиков (выше слайд из его презентации). Так, по его словам, Иркутская область отказалась от планируемого повышения тарифов и в итоге возникли угрозы для финансирования электросетевых проектов в рамках работ по расширению БАМа и Транссиба. Но есть и более общий вопрос.

«Инфляция, действительно, очень высокая. Я считаю, что было бы полезно на уровне министерства энергетики обратиться в Минэкономразвития с предложением уже хоть какой-то прогноз ИПЦ опубликовать. Мы продолжаем жить в прогнозе ИПЦ 4%, мы сейчас должны до 1 мая подать тарифные заявки, руководствуясь по методике этими 4%. По сути подача любых тарифных заявок свыше этого индекса – это отхождение от методики, но Центробанк показывает 9% (округлённый показатель инфляции по итогам 2021 года – ред.), прогноз у него 20%. У МЭР стабильно 4%. Как мы как регулируемая организация должны действовать? Здесь мы поддерживаем возможную проработку пересмотра тарифа внутри 2022 года с 1 июля. Но вопрос, насколько это реально… Хотя бы на величину накопленной инфляции 2021–2022 годов, хотя бы на неё», – заявил г-н Хардиков.

Обновлённый макропрогноз, содержащий в том числе прогноз инфляции, Минэк планировал опубликовать в апреле, но перенёс срок (по данным источников «Известий», на осень). «Ведомости» 27 апреля писали со ссылкой на проект прогноза, что инфляция в базовом сценарии в 2022 году оценивается более чем в 20%. Однако пока нет официальной публикации, нет и оснований учитывать новые вводные в планировании тарифов. О том, что сейчвс цифры макропрогноза «сверхнужны» 27 апреля заявил также глава Счётной палаты Алексей Кудрин.

Председатель правления «Совета рынка» Максим Быстров на совещании спросил Виталия Королёва о возможности дополнительной индексации тарифов.

«Федеральная антимонопольная служба действует в строгом соответствии с действующими нормативными правовыми актами. В настоящее время у на с изменения тарифов происходят с 1 июля и никаких других действующих актов в настоящее время нет», – пояснил г-н Королёв.

«А если будут обращаться?» – решил уточнить глава Минэнерго Николай Шульгинов.

«Если правительством будет принято такое решение, безусловно, мы отрегулируем компании и, более того, готовы к этому», – сказал замглавы ФАС.

Топливо

Отдельной темой стал вопрос учёта в тарифах растущих затрат на топливо, прежде всего на уголь. Минстрой анонсировал субсидии регионам на компенсацию экономически обоснованных расходов теплоснабжающих организаций. Виталий Королёв отметил, что ФАС рекомендует переходить на долгосрочные контракты, а также предлагает ввести обязательный минимум продаж угля на бирже, чтобы внутри страны формировать рыночные индикаторы цены.

Николай Шульгинов напомнил, что кабмин ещё в 2015 году предписал закупать топливо непосредственно у производителей, а не фирм-посредников, чтобы не увеличивать затраты. Заместитель гендиректора и главный инженер «РусГидро» Сергей Кондратьев отметил, что производителей при этом не обязали участвовать в закупках – отсутствие заявок поставщиков на торгах по покупке угля для компании давнишняя проблема, поэтому часть топлива вынуждено приобретается у третьих лиц.

«Неправильно. Мы проводили совещание с угольными компаниями, и от них я узнал, что они не попадают к вам (на торги – ред.), поэтому как-нибудь разберитесь с этим», – заявил г-н Шульгинов. Он также сообщил, что уже в мае Минэнерго может направить потребителям и производителям угля рекомендованные цены (не обязательные). Производители угля с этим согласны, подчеркнул министр.

Финансы

Утверждённые меры кредитной поддержки, исходя из выступлений участников совещания, пока вызывают в секторе множество нареканий. Так, право на получение на льготных условиях займа на пополнение оборотных средств имеют компании, чья выручка снизилась на 10% – энергетики под это условие не попадают (подробнее – на слайде).

«Мы со стороны «Газпром энергохолдинга» направили предложение исключить данные критерии, но пока ответа на сегодняшний день у нас, к сожалению, нет, и сейчас предприятия энергетики сталкиваются с огромными проблемами с точки зрения финансирования своей операционной деятельности», – сообщил Денис Фёдоров.

Второй финансовый вопрос – это долги. Представители отрасли уверены, что мораторий на банкротство в РФ неизбежно приведёт к росту долгов перед энергетиками и «полному коллапсу».

«Неоднозначность правоприменения данного постановления (о моратории – ред.) может привести к снижению расчётов потребителей, а снижение уровня расчётов на розничном рынке на 1,5–2% соответствует приросту задолженности на 65 млрд рублей. В этой связи Ассоциацией подготовлены и направлены в министерство энергетики и правительство предложения по изменению данного постановления, предусматривающие неприменение указанного моратория в сфере электроэнергетики, газо-, водо-, теплоснабжения, в сфере оказания коммунальных услуг», – заявил Максим Быстров.

Энергокомпании уже фиксируют проблемы с взысканием. «Банки сейчас отказались действовать в рамках исполнительного производства, возвращают исполнительные листы без исполнения. То есть это не только мы не можем банкротить – исполнительное производство по нашим долгам остановлено. Раньше мы могли идти в службу судебных приставов либо в банк. Банк сейчас говорит: «Вот вам обратно ваш исполнительный лист, мы в соответствии с законом его исполнять не обязаны», – пожаловался Михаил Хардиков.

По его словам, ещё один аспект долговой проблемы заключается в том, что штрафная ставка за неоплату на энергорынке составляет 14,25%, а ставки кредитования в банках – 19–21%. «Мы как энергорынок более выгодны с точки зрения кредитования для потребителей. Зачем идти в банк, просить деньги под 19%, если можно недоплатить на рынок под 14%? Каждый разумный человек будет кредитоваться за наш счёт. Это неправильно», – сказал г-н Хардиков.


Автор: Марина Коцубинская

Другие пользователи читают

Формализация дифференциации

Столица российского майнинга – Иркутская область – намерена установить самый большой в стране объём потребления электроэнергии...

18 апреля 2024 в 09:28