Отмена сделанного
Пока власти обсуждают дальнейшее ужесточение технических критериев территориальным сетевым организациям (ТСО) для продолжения их консолидации, сам процесс не обходится без отраслевых скандалов. Последний пример – ситуация в Самарской области. После громких заявлений спикера Госдумы Вячеслава Володина прокуратура через суд пытается прекратить договор аренды принадлежащих региону сетей с «Самарской сетевой компанией» (ССК), а областное правительство приняло, по оценке юристов, беспрецедентное решение, отменив согласованную и завершённую инвестпрограмму компании за 2022–2024 годы. Судебные тяжбы выглядят логичным исходом, так как вопросы есть и к прежней системе регулирования и контроля в сетевом комплексе, и к методам, которыми ведётся консолидация сектора.

Источник: samara-ru.livejournal.com
30 января Арбитражный суд Самарской области начнёт рассмотрение иска «Самарской сетевой компании» (ССК) к министерству энергетики и ЖКХ региона. Во второй по величине ТСО региона не согласны с решением министерства, в ноябре отменившего шесть своих приказов за 2021–2023 годы, которыми утверждалась инвестпрограмма ССК на 2022–2026 годы. Фактически, речь идёт об аннулировании согласованной и уже реализованной инвестпрограммы сетевой компании за 2022–2024 годы.
Председатель правительства Самарской области Михаил Смирнов 25 ноября в своём Telegram-канале сообщил, что решение принято на основании представления прокуратуры, внесённого в адрес правительства региона. Документ «об устранении нарушений требований законодательства об энергетике, концессионных соглашениях» (копия есть в распоряжении «Перетока»), подписанный зампрокурора области Тимуром Масловым, составлен по итогам проверки «реализации органами исполнительной власти Самарской области полномочий в сферах инвестиционных и производственных программ, тарифного регулирования, законодательства об электроэнергетике, в ходе которой были выявлены нарушения».
Прокурорская проверка установила факты завышения стоимости проектов в согласованной областным Минэнерго инвестпрограмме ССК на 2021–2023 годы в среднем на 83% относительно укрупнённых нормативов цен (УНЦ) типовых технологических решений, которые утверждены Минэнерго РФ. В сумме за три года стоимость работ, учтённых в тарифе ССК, согласно представлению прокуратуры, оказалась завышена на 5,045 млрд рублей относительно УНЦ. В документе упоминаются ещё три ТСО, инвестпрограммы которых попали под проверку. Стоимость проектов у «Самарской электросетевой компании» (СамЭСК) в среднем превысила УНЦ на 86%, надзорный орган оценил сумму превышения в 48,7 млн рублей. А вот у «Самараэлектросеть» и «ОРЭС-Тольятти» УНЦ оказалось не с чем сравнивать: в согласованных региональным министерством инвестпрограммах отсутствуют утверждённые характеристики проектов, «что влечёт невозможность проведения анализа соответствия сметной стоимости и стоимости по УНЦ».
Впрочем, основные претензии прокуратуры касались деятельности чиновников: «Фактически региональный государственный контроль в отношении АО «ССК», ООО «СамЭСК», ООО «ОРЭС-Тольятти», ООО «Самараэлектросеть» при утверждении приказов Минэнерго и ЖКХ Самарской области об утверждении инвестиционных программ не осуществлялся, исполнение инвестиционных программ не проверялось и не контролировалось», – указано в представлении. Кроме того, местные и областные власти своевременно не подготовили перечни электросетевых объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности и подлежащих передаче системообразующей ТСО. Одно из двух сутевых требований надзорного ведомства – рассмотрение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности врио министра энергетики и ЖКХ, врио министра имущественных отношений, а также врио главы департамента ценового и тарифного регулирования.
«Минэнерго и ЖКХ неправомерно принято решение об утверждении инвестиционных программ и изменений в них, что требует корректировки тарифов для отдельных ТСО», – указано в документе. В резолюции это требование зампрокурора сформулировано как «принять конкретные меры, направленные на устранение нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также по недопущению их впредь».
В ССК допускают возможность превышения УНЦ по проектам прошлых лет, но не согласны с оценкой масштабов этого явления.
«После выхода справочника УНЦ (1 марта 2024 года – ред.), было проведено сравнение проектных смет некоторых из объектов, построенных по инвестпроектам ССК, через методику УНЦ. В целом стоимость объектов ССК оказалась значительно ниже той, что могла бы быть рассчитана по УНЦ. Но по некоторым объектам было незначительное превышение от уровня УНЦ, что было исправлено в период корректировки инвестпрограммы. Важно отметить, что некоторые наименования работ, например, благоустройство, нормативами УНЦ вовсе не учитываются, но их необходимо проводить при осуществлении модернизации энергообъектов», – заявили в компании.
В ней пояснили, что расчёт стоимости реконструкции и модернизации проводится индивидуально, по локальным сметам на основании проектной документации. По информации компании, изначально УНЦ были созданы для расчёта сметной стоимости проектов «Россетей» напряжением 35–110кВ и выше, где использовались типовые схемы распредустройств. В ССК в большинстве случаев реконструкция проводится на электроустановках низкого и среднего напряжения (0,4–10кВ) в сельской местности, где высока вариативность (разные длина ЛЭП, сечения проводов, количество пролётов, поворотов и отпаек и т. д.), поэтому применять УНЦ ко всем объектам не корректно и во многих случаях невозможно, полагают в сетевой организации.
Аннулирование региональными властями ими же утверждённой и уже выполненной инвестпрограммы в ССК называют беспрецедентным решением. Отраслевые юристы также не припомнят подобных случаев.
«До настоящего времени в нашей практике не встречалось прецедентов, когда правительство субъекта Федерации отменяло уже реализованную инвестиционную программу и свои ранее изданные приказы о её утверждении. Можно однозначно констатировать, что это прецедентный случай», – говорит заместитель директора петербургского офиса юридической компании «ЦПО Групп» Евгений Черменин.
Прямых оснований для отмены уже выполненной инвестпрограммы в законодательстве нет, отмечает юрист. Правила осуществления контроля за реализацией инвестпрограмм субъектов электроэнергетики (утверждены постановлением правительства РФ от 01.12.2009 № 977) обязывают региональные власти контролировать сроки и формирование стоимости объектов, ход работ и достижение плановых показателей инвестпрограммы с помощью документарных и выездных проверок. Таким образом, у уполномоченного органа есть механизмы для своевременного отслеживания выполнения инвестпрограмм ТСО и выявления имеющихся нарушений во время их реализации, отмечает г-н Черменин.
В ССК утверждают, что согласование инвестпрограммы проходило в рамках действующего законодательства. В процедуре её рассмотрения участвовали региональное Минэнерго, департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области, «Системный оператор ЕЭС» и межотраслевой совет потребителей.
«Проводились согласительные совещания. Замечания, полученные ССК в процессе рассмотрения, были отработаны и сняты. Далее инвестпрограммы утверждались Минэнерго и ЖКХ Самарской области. Вопросов о превышении УНЦ на этапах рассмотрения, согласования и утверждения инвестиционных программ 2021–2023 годов ни у департамента тарифного регулирования, ни у регионального Минэнерго никогда не возникало. Выездные проверки согласно постановлению №977 проводились на этапе реализации и утверждения результатов инвестпрограмм, замечаний к реализованным проектам не было», – заявили в сетевой компании.
Всего в Самарской области насчитывается около 30 ТСО. ССК – второй по величине игрок в регионе, контролирующий 19,4 тыс. км электросетей и почти 4,9 тыс. МВА трансформаторной мощности. По информации Rambler, структура собственности компании не раскрывается – в аудиторском заключении за 2022 год указано, что акционерами ССК являются физические лица, у которых в собственности не более 25% акций. Как сообщал ТАСС, ССК подконтрольна бизнесмену Владимиру Аветисяну, как и «Средневолжская газовая компания» (СВГК), 5% в капитале которой принадлежат тестю экс-губернатора Дмитрия Азарова (отправлен в отставку в мае прошлого года). Летом 2024 года это стало основанием для начала проверки бывшего губернатора Генпрокуратурой.
Первые публичные претензии к ССК озвучил спикер Госдумы Вячеслав Володин. На пленарном заседании 23 октября он возмутился тем, что электрические и газовые сети в Самарской области «отданы за смешные деньги концессионерам и арендаторам». При этом спикер заявил, что стоимость арендованного имущества составляет 430 млрд рублей. Вскоре депутат Госдумы Александр Хинштейн (ныне – врио губернатора Курской области) в своём Telegram-канале подтвердил эту цифру и сообщил, что договор действует до 2046 года, а арендная плата по нему составляет 750 тыс. рублей в месяц (то есть 9 млн рублей в год).
ССК заявляет, что истинной причиной её нынешних проблем является «желание силовым способом изъять у компании муниципальные электросетевые активы, которые она арендует». В компании говорят, что г-н Володин был дезинформирован: стоимость арендованного имущества в тысячу раз меньше и составляет 430 млн рублей, а арендная плата сейчас составляет 12 млн рублей в год, установлена на основании рыночной оценки имущества и регулярно индексируется с 2011 года. В период с 2015 года по 2024 год ССК вложила в ремонт и модернизацию системы энергоснабжения Самары более 9,4 млрд рублей, заменив 468 км сетей (ещё 5,5 тыс. км в сельской местности – с 2005 года) и 71 подстанцию, которые остались в собственности города. Но опровержения ССК не помогли. 27 декабря первый зампрокурора Самарской области подал исковое заявление в областной арбитраж, потребовав вернуть департаменту имущественных отношений Самары имущество, переданное в аренду ССК в 1997 году (тогда – «Самарские горэлектросети»). 15 января суд принял дело к производству и назначил предварительное заседание на 13 февраля. Кроме того, к середине января более 20 муниципалитетов и сельских поселений уведомили СВГК о расторжении с 2025 года договоров аренды газовых сетей общей протяжённостью 612 км.
«Если по решению суда электросетевое хозяйство будет изъято у ССК и передано в «Россети Волга» (как системообразующей ТСО – ред.), то городской бюджет Самары просто перестанет получать арендные платежи за использование муниципальных энергообъектов», – считают в ССК.
Ранее контролирующие органы проводили две – три выездные проверки в год, но в прошлом году их прошло около 40, «что говорит о явном начале кампании силового давления на работу АО «ССК» в Самарской области», отмечают в компании и называют инициаторами значительной части прошлогодних проверок «Россети Волга». Филиал подразделения государственного холдинга «Россети» – «Самарские распределительные сети» – является крупнейшей ТСО региона и именно он будет получать активы проблемных ТСО.
В ССК выражают недоумение, почему под прокурорскую проверку не попала инвестпрограмма структуры «Россетей», и предполагают, что специалисты «Россети Волга» участвовали в подготовке пристрастных, по их мнению, заключения и расчётов, включённых в предписание надзорного ведомства.
В «Россети Волга» «Перетоку» заявили, что компания, в соответствии с законодательством, не наделена правом проведения либо инициирования проверок в отношении прочих юридических лиц. При этом в подразделении госхолдинга подтвердили привлечение их к анализу инвестпрограммы ССК.
«В рамках исполнения п. 7 ст. 46.4 закона «Об электроэнергетике» специалисты ПАО «Россети Волга» привлекались в качестве отраслевых специалистов на различных этапах инвентаризации регионального и муниципального электросетевого имущества Самарской области для корректной оценки его целостности, сохранности и соответствия нормативным характеристикам», – сообщили в подразделении сетевого госхолдинга в ответ на вопрос об участии в оценке инвестпрограммы ССК.
Как заявляют в ССК, отмена инвестпрограммы за три года и вырезание из тарифа на 2025 год 5 млрд рублей, о чём в конце ноябре сообщил глава самарского правительства, может поставить компанию на грань банкротства, так как суммарная выручка за 2023 год составила 14,4 млрд рублей (при прибыли в 2,4 млрд). Примечательно, что объём сокращения совпадает с оценкой превышения УНЦ за 2021–2023 годы, но инвестпрограмма отменена за 2022–2024 годы.
«Согласно пункту 8 постановления правительства РФ №977 (в редакции от 11.11.2024) проекты инвестиционных программ проверяются по УНЦ лишь начиная с 2024 года. Поэтому такие проверки инвестпрограмм по УНЦ за предыдущий период, по нашей оценке, попросту незаконны», – заявили в ССК.
В представлении прокуратуры есть ссылка на то же постановление правительства и приказ Минэнерго РФ №131 (от 26.02.2024), утвердивший УНЦ, которые не должны превышаться при реализации проектов инвестпрограмм ТСО. Но далее в документе указано, что предыдущий приказ Минэнерго (№10 от 17.01.2019) об утверждении УНЦ «содержал аналогичные положения». В «Россети Волга», чья структура получила в Самарской области статус СТСО, сообщили, что вопросы ценообразования в части применения УНЦ определяются рядом нормативных документов, в том числе постановлением правительства РФ N1157 (от 12.11.2016), в соответствии с которым инвестпрограммы объектов электроэнергетики утверждаются при условии непревышения УНЦ.
«Электросетевой организации (ССК – ред.) также отказано в утверждении инвестиционной программы на 2025–2026 годы, которая сформирована с таким же принципом завышения расценок», – сообщил в своём Telegram-канале в ноябре председатель областного правительства.
Это лишает компанию источника инвестиций, в том числе по «обязательным» статьям, например, средств для установки «умных» счётчиков, заявляют в ССК. Кроме того, это ведёт к нарушению установленных законом основ системы тарифного регулирования как для ССК, так и для формирования НВВ Самарской области в целом, отмечают в компании.
Если опустить вопрос правомерности отмены инвестпрограммы после её реализации, то у региональных регуляторов есть механизмы для исключения затрат из тарифа на будущий период, отмечает Евгений Черменин. При отмене инвестпрограммы проекты признаются нереализованными, расходы на них не подлежат учёту, что приводит к сокращению НВВ ТСО. Комментируя ситуацию вокруг ССК по просьбе «Перетока», замглавы Минэнерго Евгений Грабчак отметил, что корректировка тарифной выручки сетевых компаний и вырезание вычеркнутых из инвестпрограмм расходов – распространённая в сетевом комплексе практика, а в вопросе отмены уже реализованных инвестпрограмм разберётся суд.
Автор: Переток