Сетям посчитают некачественную энергию
Скачки напряжения в сети, слабое свечение лампочек, отключение электричества – с такими явлениями сталкивались многие. Сегодня потребителю сложно предъявить претензии энергокомпаниям. Часто это связано с тем, что потребитель заключает договор с энергосбытовой компанией, а вина за перебои в энергоснабжении на стороне сетевиков. Убрать узкое место в законодательстве должна новая система ответственности сетевых компаний перед потребителями, которая сейчас разрабатывается. Как эта система может быть устроена и что нужно, чтобы она заработала, разбирался «Переток.ру».
Источник: Suttersctock.com
Минэнерго берётся за эксперимент
На этой неделе Минэнерго РФ завершило первый этап обсуждения концепции системы ответственности сетевых организаций перед потребителями. Были собраны мнения участников рынка, свести их воедино планируется к началу октября, а уже с 1 декабря ведомство планирует запустить пилотные проекты по внедрению новой системы в нескольких регионах. Как сообщили «Перетоку» в пресс-службе министерства, проект постановления Правительства РФ о проведении подобного эксперимента находится на согласовании департаментов Минэнерго.
Детали системы министерство пока не комментирует, ссылаясь на отсутствие итоговой концепции. Но уже сейчас ясно, что отвечать сетевикам придётся рублём и напрямую перед потребителем. «В случае нарушения сетевыми организациями индивидуальных показателей надёжности и качества услуг потребители, пострадавшие от действий сетевой организации, будут получать денежные компенсации за счёт средств от штрафных санкций, налагаемых на сетевые организации», – говорится в материалах Минэнерго.
Для того чтобы рассчитать меру ответственности, предполагается создать перечень индивидуальных показателей надёжности и качества услуг по передаче электроэнергии.
Параметры качества услуг энергоснабжения существуют и сейчас. Например, они закреплены в постановлении правительства № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» – допустимый перерыв в энергоснабжении составляет не более 2 часов (если есть резервирование; 24 часа – там, где резервных мощностей нет), а отклонений в частоте и напряжении не допускается вообще. В этом же документе прописаны последствия: за каждый час несоответствующего требованиям энергоснабжения тариф за конкретный период регулирования снижается на 0,15%.
Почему система не работает сейчас
Система учёта отклонений действительно есть, но она носит общий, неиндивидуальный характер и на практике мало сказывается на величине тарифа, в результате потребитель продолжает платить полную стоимость услуги, даже если её качество не соответствует требованиям. «На сегодняшний день тариф на услуги по передаче не может быть уменьшен или увеличен в отношении конкретного потребителя из-за надёжности и качества поставляемой электроэнергии», – говорит зампред правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (ГП и ЭСК) по юридическим вопросам Рустам Гайфутдинов. У государства есть возможность снизить общую тарифную выручку сетевой компании не более чем на 3% в зависимости от выполнения плановых показателей надёжности и качества. «Однако зачастую возникает вопрос достоверности предоставляемой информации, потому что данные о фактических и плановых значениях предоставляются самими сетевыми компаниями и, как правило, в результате размер тарифа на услуги по передаче из-за показателей надёжности и качества не уменьшается», – отмечает Р. Гайфутдинов.
На эту проблему указывает и директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Чтобы новая система ответственности заработала, сбор информации о нарушениях должен производиться независимой организацией, отмечает он. «Возможно, расчётами будет заниматься «Системный оператор», так как нужен объективный арбитр. Но проблема в том, что «Системный оператор» «видит» только сети 110 кВ и выше, а 35 кВ и ниже не видит. То есть надо систему как-то перестраивать (чтобы «Системный оператор» мог собирать данные о нарушениях. – Прим. ред.)», – говорит эксперт. Преимущество «Системного оператора» в том, что он наблюдает систему энергоснабжения в реальном времени, в то время как, например, Ростехнадзор может рассматривать нарушения в сети только постфактум.
Сети требуют учёта
С тем, что сбор данных о нарушениях – узкое место в готовящейся системе ответственности энергокомпаний перед потребителями, согласны и сетевики. «Важно организовать процедуру фиксации нарушений таким образом, чтобы ей доверяли как сетевые компании, так и потребители, – говорит директор департамента по связям с органами власти Ассоциации «НП территориальных сетевых организаций» (НП ТСО) Наталья Готова. – Для этого ассоциация предлагает закрепить законодательно применение приборов учёта электроэнергии, сертифицированных в части фиксации нарушения индивидуальных показателей надёжности и качества оказываемых услуг». НП ТСО предлагает предъявлять к оборудованию, которым должны обзавестись потребители, следующие требования: средства фиксации индивидуальных показателей должны обеспечивать хранение информации не менее трёх месяцев, иметь энергонезависимую память и обеспечивать защиту от несанкционированного вмешательства в массивы хранимых данных. «Чтобы приборы учёта с расширенными параметрами получили распространение, предлагаем ускорить принятие нормативных правовых актов, регулирующих создание и использование систем интеллектуального учёта электрической энергии», – заключила Н. Готова.
Наличие сертифицированных приборов учёта – одно из условий, которое выдвинули сетевые организации при обсуждении в Минэнерго эксперимента по внедрению системы ответственности перед потребителем в пилотных регионах. Как рассказал «Перетоку» источник в отрасли, одним из пилотов даже без соблюдения этого требования может стать ПАО «МОЭСК».
В пресс-службе «Россетей» и МОЭСК не стали комментировать подготовку новой системы и возможное участие в эксперименте с декабря этого года. Представитель «Россетей» пояснил, что проект постановления ещё не представлен на обсуждение, а его детали находятся в стадии разработки, в том числе объёмы штрафных санкций и методы их возврата потребителям услуг.
От ущерба к контролю
Постановление правительства, в котором пойдёт речь о создании новой системы, должно также регламентировать «порядок установления ответственности виновных субъектов электроэнергетики за нарушение этих показателей», говорится в материалах Минэнерго. Сейчас у потребителя, который хочет взыскать ущерб, полученный от некачественных услуг по энергоснабжению, нет иного выбора, как обратиться в суд. При этом ответчиком будет выступать гарантирующий поставщик (ГП) или энергосбытовая компания, с которой у потребителя есть договор, а не энергокомпания, непосредственно ответственная за нарушение. «В дальнейшем ГП в порядке регрессного требования может обратиться с иском к сетевой организации с требованием о возмещении возникших у него убытков в связи с ненадлежащим исполнением сетевой компанией договора на оказание услуг по передаче электроэнергии. Однако спор может быть разрешён и не в пользу гарантирующего поставщика, так как истцу необходимо доказать, что возникновение убытков ГП вызвано действием или бездействием сетевой компании. При этом расследованием причин аварий в электроснабжении занимаются сами сетевые компании и у ГП могут возникать проблемы с получением необходимых документов», – поясняет Р. Гайфутдинов.
Каким образом будет решён вопрос разграничения ответственности между участниками рынка электроэнергии при создании новой системы, пока не определено. Нет ясности и с распределением средств, полученных от сетевых компаний в виде штрафов, между потребителями, которые пострадали от нарушений энергоснабжения.
«Возможно, речь будет идти о некоем досудебном разрешении споров, – говорит С. Пикин. – Но скорее всего, постановление будет решать не проблему возмещения ущерба конкретному потребителю, а системно – вопрос контроля качества услуг, предоставляемых сетевыми организациями». По словам директора Фонда энергетического развития, эксперимент по внедрению системы ответственности – часть более общих изменений, грядущих в регулировании сетевых компаний. Как ожидается, с 2018 года Минэнерго при расчёте тарифов начнёт учитывать показатели SAIDI (индекс частоты возникновения перебоев в энергоснабжении) и SAIFI (индекс средней продолжительности перебоев), которые сейчас предоставляются регулятору сетевыми организациями в качестве информации. Логика властей в том, что сетевые компании получают огромные средства на инвестиции (на ближайшие пять лет совокупная инвестпрограмма «Россетей» оценивается в 1,17 трлн рублей) и государство хочет знать, что показатели надёжности и качества энергоснабжения при таких затратах не снижаются, а по возможности улучшаются, отмечает С. Пикин.
С точки зрения потребителей, контроль должен выражаться в жёсткой зависимости размера тарифа от качества предоставляемых услуг. «Лучшая мировая практика предполагает существование понятия качества услуг для электросетевых компаний, и соблюдение этого качества влияет на стоимость. То есть в мире есть понимание, что за качество надо платить», – отмечает руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова. Возможно, в России будет создано что-то вроде тарифного меню, позволяющего потребителю самостоятельно выбирать, какой уровень качества и надёжности энергоснабжения для него достаточен. Соответственно, если потребитель требователен к качеству и платит за него по высокому тарифу, сетевая компания обязана будет нести соответствующую финансовую ответственность за нарушение параметров, предполагает Н. Порохова.
Сети не пострадают
На данном этапе сложно оценить последствия готовящихся в Минэнерго изменений. Очевидно, что прежде всего должны выиграть потребители. «С введением новой системы ответственности потребителю должно стать проще наказывать сетевую организацию за ненадлежащее качество электроэнергии», – говорит первый зампред правления Ассоциации ГП и ЭСК Елена Фатеева, добавляя, что необходимо найти баланс между требованиями к сетевикам, размеру штрафа и тем, что должен будет сделать для внедрения системы потребитель (установить прибор учёта, постоянно измеряющий качество электроэнергии, и т. д.).
Для сетевых компаний новая система ответственности вряд ли обернётся значительными потерями в размере тарифа, полагает С. Пикин. Качество и надёжность энергоснабжения в России и так находятся на уровне развитых стран, добавляет он.
Автор: Ксения Бачманова