BP переходит на зелёный
4 августа нефтяной гигант BP (пятое место в мире по объему выручки) отчитался о рекордных убытках за второй квартал текущего года, составивших $16 млрд. Для сравнения – прибыль компании за весь прошлый год не дотянула до $5 млрд. Одновременно компания представила свою обновленную стратегию, предполагающую среди прочего сокращение добычи нефти и газа более чем на 40% к 2030 году, строительство и покупку 50 ГВт «возобновляемых» мощностей и нулевой объём вредных выбросов к 2050 году. Если эта стратегия будет реализована, одна из старейших и крупнейших нефтедобывающих компаний на планете перестанет существовать в своём нынешнем виде.
«От международной нефтяной компании, добывающей ресурсы, к интегрированной энергетической компании, предоставляющей услуги для потребителей» – так звучит главный слоган стратегии, выведенный на обложку документа.
Презентацию стратегии, проходившую, как заведено в последнее время, в онлайн-формате, открыл председатель совета директоров BP Хельге Лунд (Helge Lund). В своём выступлении он попытался, говоря его собственными словами, «перепредставить» энергетику по-новому. Кстати, обычно г-н Лунд не участвует в квартальных отчётных мероприятиях, предоставляя разбираться с цифрами менеджменту более низкого уровня. В этот раз он сделал исключение, что не удивительно, учитывая критически низкие финансовые показатели и радикальность грядущих изменений.
По словам Хельге Лунда, к масштабным реформам компанию подтолкнули четыре предпосылки. Во-первых, «углеродный бюджет» планеты на исходе, цивилизация больше не может добывать и перерабатывать ресурсы в прежнем объёме. Во-вторых, и эта предпосылка прямо вытекает из первой, на энергетических рынках начинаются фундаментальные необратимые изменения, связанные с разворотом в сторону низкоуглеродных и возобновляемых видов энергии. В-третьих, спрос на углеводороды в долгосрочной перспективе, очевидно, будет снижаться. Наконец, в-четвёртых, BP, наряду с другими компаниями отрасли, может внести свой вклад в энергетический переход, столь необходимый миру. «Для этого у нас есть необходимые умения, опыт и ресурсы», – подчеркнул г-н Лунд.
Стратегия 3х3
CEO компании Бернард Луни (Bernard Looney), принявший бразды правления от Роберта Дадли 31 марта, в самый разгар пандемии, наполнил заданную Хельге Лундом рамку фактурой.
«После ста с лишним лет, в течение которых мы концентрировались на двух основных видах бизнеса – добыче и переработке нефти и газа, – мы превращаемся из международной нефтяной компании в интегрированную энергетическую компанию, – заявил г-н Луни. – В ближайшие десять лет мы планируем:
– значительно увеличить объёмы нашего низкоуглеродного энергетического бизнеса;
– трансформировать наше предложение с точки зрения удобства и мобильности;
– сделать наш портфель нефтегазовых активов более устойчивым.
Чтобы этого добиться, мы ускорим процесс перехода от компании, добывающей ресурсы, к компании, предоставляющей услуги потребителям».
Планы BP по развитию возобновляемой генерации и снижению нефте- и газодобычи (из доклада Бернарда Луни)
Представленная Бернардом Луни стратегия выстроена по схеме 3 х 3 – три сферы, в которых компания планирует развиваться, и столько же источников для изменений (sources of differentiation), за счёт которых компания может нарастить свою ценность.
В числе трёх сфер развития – низкоуглеродная электрогенерация (BP планирует строить новые ВИЭ-мощности, в том числе в биоэнерегетике, производстве водорода и улавливании углеродных выбросов (CCUS), а также объекты газовой генерации для поддержки ВИЭ-электростанций), удобство и мобильность (имеется в виду в том числе реформа сети заправок компании) и, наконец, устойчивое развитие углеводородного сектора, который по-прежнему остаётся источником для финансирования проектов в сфере ВИЭ и стратегии в целом. В третьей сфере BP намерена сфокусироваться на безопасности, надёжности, эффективности и снижении выбросов. При этом, по завершении ряда крупных проектов в течение ближайших нескольких лет, капитальные вложения в нефтянку будут снижены. В частности, планируется полностью отказаться от геологоразведки в новых регионах, фокусируясь «на стоимости, а не на объёмах».
Три источника изменений для компании – это:
– Интеграция энергетических систем в единые цепочки создания стоимости и предоставления услуг клиентам.
– Взаимодействие со странами, городами и секторами экономики в их стремлении к нулевой эмиссии.
– Инновации с акцентом на цифровизации для повышения эффективности, поддержки новых предприятий и создания новых способов взаимодействия с клиентами.
В результате всех этих мероприятий к 2030 году BP намерена в 10 раз увеличить инвестиции в низкоуглеродные технологии, в 20 раз увеличить объём «возобновляемых» генерирующих мощностей – до 50 ГВт, в 10 раз увеличить число точек зарядки электромобилей, удвоить число ежедневных контактов с клиентами, снизить нефте- и газодобычу на 40%, существенно увеличив при этом её эффективность. Прибыль на задействованный капитал (Return on Average Capital Employed, ROACE) планируется увеличить на 12–14%.
Дорожная карта BP по снижению эмиссии
По словам г-на Луни, BP начинает свою трансформацию отнюдь не «с места в карьер». За последние годы компания приобрела или начала сотрудничество с целым рядом игроков ВИЭ-индустрии и технологических стартапов. Так, совместное предприятие BP Bunge Bioenergia, основанное в прошлом году, владеет 11 фабриками по переработке тростника и производству из него этанола. Это второй по величине производитель биотоплива в Бразилии. Принадлежащая BP сеть зарядных станций для электромобилей Chargemaster – крупнейшая на сегодняшний день в Британии, аналогичная сеть Aral, также входящая в конгломерат BP, активно развивается на рынке Германии.
Заявления Хельге Лунда и Бернарда Луни уже принесли вполне ощутимый экономический эффект – на их фоне акции компании выросли в цене на семь процентных пунктов.
Идеальный момент для измененийАналитики уже выразили сомнение относительно жизнеспособности заявленной стратегии, тем более что BP уже не раз обращалась к «зелёной» повестке в имиджевых целях. В 2000 году компания обратилась к легендарным рекламщикам Ogilvy & Mather, чтобы те помогли ей сформировать новый образ будущего. Результатом сотрудничества стал новый логотип и слоган Beyond Petroleum («Помимо нефти» – ред.).
Плод сотрудничества BP и Ogilvy & Mather (справа).
Однако накануне ребрендинга BP приобрела нефтебуровую компанию ARCO за $26 млрд. Инвестиции в ВИЭ-проект Solarex, сделанные примерно в это же время, составили «лишь» $45 млн. В 2010-м остатки «позеленевшего» имиджа BP были развеяны взрывом на нефтяной платформе Deep Water Horizon, когда в Мексиканский залив вылилось 3,2 млн баррелей сырой нефти.
«Любые заявления об экологически направленных намерениях от энергетического гиганта следует воспринимать с долей скепсиса, – пишет в своей колонке в Forbes старший научный сотрудник Атлантического совета Ариэль Коэн. – И всё же мы живём в мире, который здорово изменился за последние 20 лет. В мире, в котором глобальная пандемия изменила спрос на энергоносители на фундаментальном уровне».
BP не первая из крупных энергетических компаний объявила о масштабной трансформации своего бизнеса на фоне пандемии. В начале июня с аналогичным заявлением выступил итальянский сырьевой гигант Eni.
Серьёзность своих намерений BP подкрепила весьма решительно – снижением вдвое дивидендов акционерам. Высвободившиеся средства станут одним из источников для инвестиций в новые ВИЭ-проекты. В то же время совсем отказываться от нефтянки британцы не планируют – всего два года назад BP вложила $10 млрд в американские сланцевые месторождения (500 тыс. акров в Пермском бассейне в Техасе, крупнейшая сделка такого рода за 20 лет) и, очевидно, вложения эти ещё предстоит окупить.
По мнению Ариэля Коэна, наступил идеальный момент для BP перезагрузить свой бизнес: коронавирус, падение спроса и цен на нефть, возрастающее давление регуляторов и международных организаций, таких как IEA, – все эти факторы говорят о неизбежности трансформации и её абсолютной необходимости для выживания компании.
«Тот факт, что BP анонсировала масштабное снижение инвестиций в нефтяной сегмент своего бизнеса, безусловно, говорит о будущем, в котором предложение и спрос на нефть будут существенно ниже, чем сейчас. На фоне того, как мир медленно, но неуклонно движется к этому «низкоуглеродному» будущему, BP одной из первых предложила конкретный план перехода к этой глобальной энергетической парадигме. Но не разойдётся ли этот план с делом?» – задаётся вопросом аналитик.
«Мы всё сделаем по-другому»
Финансовый директор BP Мюррей Очинклосс (Murray Auchincloss) в своём выступлении попытался развеять сомнения аналитиков по поводу того, не лягут ли вновь обретённые «возобновляемые» активы мёртвым грузом на и без того не блестящий баланс компании. Для примера он использовал офшорные ВЭС:
«Люди очень беспокоятся о возврате инвестиций (когда речь идёт о ВЭС – ред.). Мы – нет. На аукционах по поставке мощности люди делают ставки при возврате инвестиций в 5–6%. К тому времени, когда вы подпишете PPA (Соглашение о приобретении электроэнергии – ред.) и когда оно вступит в силу, у вас будет столько долгов, что окупить предприятие будет сложно и при 8–10%. Но мы всё сделаем иначе. Мы полагаем, что сила интеграции нашей компании чертовски велика. Мы можем взять на себя определённый объём энергии по договору, дополнить наш «пакет» солнечной энергией или газом, поставляя «зелёную» энергию с высокой степенью надёжности и по фиксированной цене. Мы можем хэджировать риски и играть на курсах валют, если потребуется. Таким образом, возврат инвестиций будет на очень достойном уровне, он будет измеряться двузначными числами».
К словам г-на Очинклосса Бернард Луни добавил, что BP идёт в ВИЭ не ради самих ВИЭ, а чтобы сформировать «интегрированное предложение устойчивой, чистой и доступной энергии».
Главный компонент
Обозреватель Greentechmedia Джон Парнелл отмечает, что BP продвинулась дальше, чем любой из её конкурентов, на пути к углеродной нейтральности, однако экологи настаивают на ещё более решительных изменениях, связанных в том числе с участием компании в российских нефтяных проектах.
«Сокращение добычи и инвестиции в возобновляемые источники – это то, что нефтяники должны сделать, чтобы у мира был шанс достичь целей по климату. BР следует пойти дальше и отказаться от своей доли в российской нефтяной компании «Роснефть», – заявил функционер Greenpeace Мэл Эванс (Mel Evans).
Руководители BP ни словом не обмолвились о своих планах по «Роснефти», однако вице-президент компании по стратегии Джулия Кьеркия (Giulia Chierchia), которая по своим должностным обязанностям и отвечает за успех трансформации, прямо заявила, что ископаемое топливо было и останется «ключевой частью стратегии».
«Внедрение нашей стратегии возможно именно благодаря углеводородам, которые в ближайшие годы останутся ключевым источником средств для компании», – отметила в своём выступлении г-жа Кьеркия.
Что же до «углеродной нейтральности», её планируется достичь за счёт систем улавливания углеродных выбросов и «природными средствами», буквально высадкой лесов.
Вице-президент по корпоративной аналитике британской консалтинговой компании Wood Mackenzie Люк Паркер (Luke Parker) оценивает представленную стратегию крайне высоко.
«В феврале, когда в BP только заявили о намерениях трансформировать бизнес, мы сказали, что ни одна сопоставимая по масштабам компания не зашла так далеко на пути к энергетическому переходу, – отмечает г-н Паркер. – Данные, представленные сегодня (4 августа – ред.), наполняют эти заявления жизнью, делают их реальностью. Это наиболее «зелёная» и подробная дорожная карта из предложенных большими энергетическими корпорациями на сегодняшний день».
Автор: Григорий Вольф