Противоречивая удалёнка
Пандемия COVID-19 заставила миллионы людей по всему миру покинуть офисы и почти заморозила международное сообщение. Google и Facebook отпустили своих сотрудников домой по меньшей мере до конца года, Twitter – навсегда. На первый взгляд очевидно, что опустевшие на несколько месяцев офисные и торговые центры, аэропорты и вокзалы неизбежно должны были обрушить энергопотребление в глобальном масштабе. Однако резко возросшее энергопотребление на уровне домохозяйств в значительной мере компенсировало спад из-за «потухших» небоскрёбов и замершего транспорта. Впрочем, исходя из данных наших регуляторов, влияние пандемии на потребление в России оказалось менее заметным, чем в развитых странах.
Глобальная экономия
Одну из первых попыток отследить взаимосвязь глобальной удалёнки и энергопотребления предприняли аналитики Международного энергетического агентства Дэниел Кроу (Daniel Crow) и Ариан Милло (Ariane Millot). Их наблюдения привели к двояким результатам. С одной стороны, использование транспорта и потребление топлива снизилось. В среднем по миру плотность дорожного движения упала от 50 до 75%, потребление бензина упало более чем на 9 млн баррелей в день, чего ещё не случалось в современной истории. С другой стороны, потребление энергии домохозяйствами возросло по меньшей мере на 20%. В будние дни люди стали тратить столько же энергии, сколько раньше тратили в воскресенье.
«Наш анализ показал, что если сотрудник добирается на работу на машине и преодолевает более 6 км в одну сторону, он наверняка снизит свой «углеродный след», оставшись работать из дома, – пишут Кроу и Милло. – Однако если он живёт неподалёку от офиса или добирается на общественном транспорте, работа из дома может привести скорее к увеличению «углеродного следа» за счёт повышения энергопотребления его домохозяйством».
Изменение плотности трафика в часы пик в крупнейших городах в связи с пандемией
И всё же, согласно вычислениям Кроу и Милло, если бы всё работоспособное население Земли хотя бы раз в неделю работало из дома, это позволило бы снизить выбросы CO2 на 24 млн тонн в год. Примерно столько выбрасывает ежегодно Лондон и его пригороды.
Чем больше люди остаются дома, тем ниже глобальный уровень эмиссии. В пересчёте на одно домохозяйство количество энергии, сэкономленной в результате удалённой работы, в среднем по миру вчетверо больше количества энергии, дополнительно потреблённой домохозяйством. Разумеется, у каждого региона, как и у каждого времени года, есть своя специфика. К примеру, в США средний автомобильный маршрут до работы составляет 18 км, при этом 3/4 сотрудников добираются до офиса в одиночку. В Европе это расстояние меньше – 15 км, в Китае – 8 км. Тип автомобилей также имеет большое значение – американские машины за одну и ту же пройденную дистанцию потребляют на 45% больше топлива, чем европейские.
Вопросы без ответов
Ответ на вопрос, каков будет глобальный эффект от массового долгосрочного перехода на удалёнку, зависит от того, как много людей в реальности могут работать из дома. По данным Международной организации труда, до пандемии лишь 8% от всей мировой рабочей силы постоянно выполняли свои обязанности из дома. В Китае их доля составляла 5%, в Нидерландах – 14%. Опираясь на данные Джонатана Дингела (Jonathan Dingel) и Брента Неймана (Brent Neiman) из Университета Чикаго, Кроу и Милло приходят к выводу, что около 20% всех работников в мире могут без потери качества выполнять свои обязанности из дома. В развитых европейских странах этот показатель доходит до 45%, в Африке южнее Сахары – 10%.
Впрочем, исследование оставляет много вопросов. Спровоцируют ли опустевшие из-за глобального перехода на удалёнку дороги возврат к масштабному использованию личного автотранспорта? Будут ли сотрудники, лишённые необходимости приезжать в офис, перебираться дальше от центральных городских районов и больше пользоваться автомобилями в этой связи?
«Кардинальный и долговременный переход на удалённую работу может отразиться на других составляющих энергосистемы, изменить транспортные модели городов и рынки офисной недвижимости», – продолжают авторы доклада. По их словам, нет никаких гарантий, что после отмены всех ограничений степень использования личных авто останется на прежнем низком уровне. Напротив, стремление снизить риск заболевания подтолкнёт многих отказаться от общественного транспорта, что неизбежно подстегнёт потребление нефтепродуктов. В глобальном масштабе, если в 10% случаев пассажиры автобусов будут предпочитать добираться на собственных автомобилях, это добавит 700 тыс. баррелей к ежесуточному потреблению автомобильного топлива – порядка 3% от дневного потребления топлива в пассажирском транспорте в 2019 году. Однако, с другой стороны, у людей, работающих сейчас из дома, может развиться вкус к удалёнке, что ещё больше снизит потребление автомобильного топлива и повысит энергопотребление в домохозяйствах.
«В долгосрочной перспективе влияние тренда удалённой работы на энергопотребление крайне противоречиво. Со временем масштабный переход на удалёнку может также привести к снижению спроса на офисные помещения, снижению доли офисов в общем энергопотреблении и к общему снижению спроса на электричество. В то же время привычка к работе из дома подтолкнёт множество людей перебраться подальше от работы, что может компенсировать снижение спроса на энергию для поездок на работу», –полагают авторы исследования.
Изменение в структуре энергопотребления и уровне выбросов CO2 за один день работы из дома для одного домохозяйства
«Не выходи из комнаты…»
Ещё одно любопытное исследование провела группа учёных из Университета Сассекса, Великобритания, проанализировав почти 40 докладов (и 9000 статей), посвящённых влиянию удалённой работы на климат и энергопотребление. В 26 докладах утверждалось, что удалёнка позволяет снизить энергопотребление в результате снижения нагрузки на транспортную систему и закрытия офисов. И только в восьми исследованиях авторы пришли к выводу, что удалённая работа никак не сказывается на энергопотреблении либо даже увеличивает его. В результате учёные выявили взаимосвязь: чем больший спектр факторов учитывается в докладе (к примеру, использование энергии дома, поездки по личным делам), тем менее очевидной становится экономия.
«Отсутствие консенсуса о влиянии удалённой работы на энергопотребление привело к тому, что даже в тех странах, где проводилось множество исследований на этот счёт, правительства и компании не настаивали на работе из дома», – говорится в исследовании.
Поисковые запросы в Google, связанные с удалённой работой
Доступные исследования позволяют сделать вывод, что наибольшей экономии энергии удаётся достичь, когда сотрудник работает из дома постоянно, без выездов в офис среди недели. Но даже при постоянной удалёнке нужно внимательно учитывать другие факторы – например, количество поездок по личным делам.
Наряду со снижением энергопотребления в американских образовательных учреждениях и офисных зданиях (на 25 и 30% соответственно) энергопотребление в частных домах и квартирах выросло на 8%Что касается компаний, то наибольшей выгоды от удалёнки они могут достичь, лишь расширив её настолько, чтобы сократить используемое офисное пространство. Одна из причин, по которой не удаётся достичь желаемой экономии энергии благодаря удалённой работе, состоит в том, что сэкономленное по дороге на работу время люди тратят на отдых или социальные активности, так или иначе связанные с поездками. Люди, обычно работающие из дома, зачастую живут дальше от своих офисов – а это значит, что, когда им всё же приходится выбираться на работу, они проделывают куда больший путь, чем остальные. К примеру, одно из проведённых в Британии исследований показало, что средний маршрут «удалёнщика» до его офиса – на 17,2 км дальше, чем у того, кто постоянно работает в офисе.
«Было бы упрощением утверждать, что удалённая работа – более экономичный и благоприятный для экологии вариант, – говорит один из авторов исследования, профессор Университета Сассекса Бенджамин Совакул (Benjamin K Sovacool). – Если компании и сотрудники не перейдут на удалёнку полностью, на все 100%, экономия будет не такой уж и большой. Когда пандемия спадёт, сотрудники захотят пользоваться преимуществами двух схем – свободой удалёнки и социальными аспектами офисной работы. В результате мир не добьётся необходимой экономии энергии».
Счета домохозяйств в США в период пандемии выросли на $22–25
Данные озвученного выше исследования Международного экономического агентства подтверждает анализ, проведённый компанией Sense – производителем систем энергетического мониторинга для жилья. Её специалисты изучили динамику энергопотребления в 5000 американских домохозяйств, расположенных в 30 штатах (во всех установлены системы Sense) с 10 марта по 10 апреля, когда пандемия достигла своего пика, и выяснили, что по сравнению с тем же периодом прошлого года энергопотребление выросло на 22%. При этом в обычные годы март/апрель – традиционное время падения энергопотребления, когда уже достаточно тепло, чтобы пользоваться нагревательными приборами, но в то же время прохладно, чтобы включать кондиционеры. Примерно на столько же вырос в апреле средний счёт американского домохозяйства по сравнению с апрелем прошлого года. В абсолютных цифрах прирост составил $22–25.
Прирост энергопотребления по штатам
При этом рост энергопотребления пришёлся именно на то время, когда обычно он достигает своих минимальных значений – с 10:00 до 16:00. Находясь на вынужденном карантине, люди начинали расходовать энергию в 5 утра и своего пика потребление достигало как раз к 16:00. По сравнению с прошлым годом прирост потребления в это время составил 425 кВт•ч.
Среднее суточное потребление энергии американским домохозяйством в 2019–2020 гг.
В конце мая «Интерфакс» со ссылкой на источник в Минэнего писал, что потребление электроэнергии в Единой энергосистеме России с 30 марта по 20 мая этого года сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,4%.
В апреле министр энергетики Александр Новак, выступая в эфире «Эха Москвы», заявил, что ведомство наблюдает снижение энергопотребления на уровне 5%. Чиновник связал это с сокращением потребления прежде всего крупных предприятий, таких как РЖД. Его заместитель Евгений Грабчак сообщал, что из-за перезаключения сделки ОПЕК+ российские нефтяники снижают потребление в объёме около 1% от спроса по ЕЭС в целом. В первые две недели апреля «Россети» зафиксировали спад энергопотребления на 6,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Спрос со стороны российских домовладений за этот период вырос на 1,1%, что существенно ниже мировых показателей. На долю домохозяйств в России приходится, по разным данным, 15–17% от общего объёма потребления.
Автор: Григорий Вольф