Постъядерная горячка

Официально крупнейшие банки Японии отчитываются об ограничении инвестиций в угольные проекты. Однако новый доклад, подготовленный неправительственной организацией 350.org, показывает, что финансовые институты страны по-прежнему поддерживают развитие угольной отрасли как на местном рынке, так и за рубежом.

Постъядерная горячка

В начале сентября неправительственная экологическая организация 350.org выпустила доклад «Финансирование энергетики в Японии 2018: поддержка мероприятий в сфере климатических изменений и ядерной безопасности». Согласно этому документу, с января 2013 по июль 2018 года финансовые институты Японии вложили в развитие угольных и атомных проектов $92 млрд – больше, чем ВВП Шри-Ланки. Львиная доля этой суммы – $80 млрд – приходится на кредиты и гарантийные обязательства (underwriting services). Ещё $12 млрд были истрачены на бонды и акции угольных и атомных компаний. Как выяснили авторы доклада, лишь 38 из 151 финансовой организации Японии не были вовлечены в проекты в этих отраслях.

Два года назад в попытке разобраться в связях между японскими финансовыми учреждениями, угольными и атомными проектами 350.org уже выпускала подобный документ. По словам представителя организации в Японии Шина Фуруно (Shin Furuno), ключевое новшество нынешнего доклада состоит в том, что главные японские банки и страховые компании теперь совершенно не стесняются инвестировать в уголь и делают это открыто.

Так, крупнейшим инвестором в отрасли стала Mitsubishi UFJ Financial Group (MUFG), на втором месте расположилась Nippon Life Insurance (NLI), на третьем – Nomura Holdings. При этом NLI – крупнейший страховщик страны по объёмам выручки – в июле сообщил, что прекращает выдачу кредитов новым угольным проектам и инвестиции в угольные ТЭЦ по экологическим соображениям.

Топ-10 японских инвесторов в уголь, другие виды ископаемого топлива и атомную энергию

Эффект «Фукусимы»

Авторы доклада подчёркивают, что изменения в политике банков и страховщиков в угольной и атомной сферах только намечаются. Как отмечает Шин Фуруно, документ призван подтолкнуть финансовые структуры к дальнейшему раскрытию своих вложений в углеродоёмкие активы. Подчёркивая, что публично декларируемая политика едва ли приведёт к реальной остановке финансирования угольных проектов, он добавляет: «О каких-то подвижках мы сможем говорить лишь тогда, когда увидим снижение доли угля в кредитных и инвестиционных портфелях».

В докладе 350.org не уточняется, какой объём инвестиций приходится на местные, а какой на международные угольные проекты. В то же время анализ, проведённый австралийской неправительственной организацией Market Forces, показывает, что японские банки Mizuho, MUFG и SMBC, входящие в пятёрку крупнейших мировых кредиторов угольных проектов, недавно ввели в действие новые нормативные документы, согласно которым они обязуются сократить свои инвестиции в уголь на треть.

Крупнейшие кредиторы проектов по строительству угольных ТЭЦ

В то же время эти банки намерены поддержать 10 проектов по строительству угольных ТЭЦ в развивающихся странах. Эти электростанции, в число которых входит вьетнамская Nghi Son-2, в общей сложности будут выбрасывать в атмосферу около 1,6 млрд тонн углерода.

Внутри страны потребление угля резко возросло после аварии на АЭС «Фукусима» в 2011 году, произошедшей в результате сильнейшего землетрясения и цунами. Потрясённое фукусимской трагедией и последовавшими за ней массовыми протестами жителей, правительство Японии закрыло все 54 действовавших в стране атомных реактора. В результате страна лишилась около 30% генмощностей. Предполагалось, что страна вернётся к ядерной энергии лишь после внедрения новых, более строгих стандартов безопасности. Сегодня, семь лет спустя, лишь небольшая часть этих мощностей вновь введена в строй. Пожалуй, это главная причина, по которой японские власти и частные корпорации начали поиск новых источников энергии и в результате обратились к углю.

«В 2011 году произошёл большой скачок в финансировании угольных проектов, – говорит Шин Фуруно. – После этого наступил период стабилизации, а затем, в 2015 году, случился новый всплеск. Началось проектирование 35 угольных ТЭЦ для Японии, кроме того, компании запустили аналогичные проекты за рубежом».

Сокращение поставок электроэнергии после фукусимской катастрофы было столь радикальным, что Япония была вынуждена отказаться от поставленной в 2009 году цели снизить к 2020 году уровень углеродной эмиссии на 25% относительно уровня 1990 года. Новой целью стало снижение этого показателя лишь на 3%.

Согласно ресурсу Climate Analytics, Япония – пятый по объёмам выбросов эмитент углерода в мире. В стране уже действует 45 ГВт угольных мощностей, к которым японцы намерены добавить ещё 18 ГВт. При этом 5 ГВт уже находятся в стадии строительства.

Смена парадигмы

По мнению Шина Фуруно, отношение к финансированию угольных ТЭЦ изменилось у инвесторов после подписания Парижского соглашения по климату.

«С тех пор больше внимания стали уделять ответственности финансовых институтов за декарбонизацию их кредитных портфелей, – говорит эксперт. – Доклады международных организаций высветили роль японских банков и страховщиков в финансировании угольной отрасли, и инвесторы задёргались. Теперь они спрашивают банкиров: «А как вы управляете климатическими рисками в своих проектах? Ведь существует реальный риск того, что через 10–15 лет возобновляемая энергетика станет дешевле угольной, и тогда нынешние инвестиции в уголь просто прогорят».

Сегодня сложно сказать, как долго продлится японский «угольный ренессанс», тем более что критиков этого явления предостаточно как внутри страны, как и за её пределами. Японские банки одновременно инвестируют в угольные ТЭЦ и выпускают строгие предписания, требующие оснащать объекты генерации мощными системами очистки выбросов. Фактически даже Mitsubishi UFJ Financial Group, крупнейший японский инвестор угольной отрасли, в этом году серьёзно ужесточил свою политику в сфере финансирования отраслевых проектов. Таким же образом поступили Sumitomo Mitsui Banking Corp. и Mizuho Financial Group Inc.

Некоторые критики, в число которых входит и 350.org, говорят, что пока эти изменения, пусть и довольно существенные, не в силах кардинально изменить картину и прекратить мощный поток инвестиций в уголь. Вопрос в том, способны ли эти первые шаги повлиять на судьбу уже запущенных проектов.

Источники: www.eco-business.com, oilprice.com


Автор: Григорий Вольф

Другие пользователи читают

Водород на пути к потребителю

Водородная энергетика уже несколько лет считается наиболее перспективным направлением, которое должно заменить традиционную...

15 февраля 2023 в 14:33