Турецкий энергогамбит

Модернизируя свои активы, энергокомпании Турции набрали многомиллиардные долларовые кредиты. Теперь, из-за падения курса лиры, они не в состоянии платить по счетам. Аналитики полагают, что это настоящая бомба замедленного действия, заложенная под всю отрасль.

Турецкий энергогамбит

Источник: 79mtk/Shutterstock.com

В начале лета Центральный банк Турции, пытаясь совладать с волатильностью лиры, выпустил настоятельную рекомендацию, адресованную всему обществу – занимать в той валюте, в которой предстоит расплачиваться. Для энергетических компаний страны это предостережение прозвучало слишком поздно.

Невидимая рука государства

Турецкие энергокомпании повисли на банковской системе мёртвым грузом. За минувшие 15 лет они вложили миллиарды долларов в строительство новых генерирующих мощностей и реализацию амбициозных сетевых проектов. Теперь же, когда лира падает в цене быстрее, чем растут цены на электричество, они с трудом сводят концы с концами и больше не в состоянии платить по валютным кредитам.

Аналитики Bloomberg связывают затруднительное положение энергетиков, вызванное падением курса лиры к доллару на 69% с 2010 года, с авторитарной политикой национального лидера Реджепа Тайипа Эрдогана. Стоит напомнить, что в результате очередных выборов, прошедших 24 июня, президент Турции не только переизбрался на очередной пятилетний срок с результатом в 52%, но и трансформировал страну из парламентской в президентскую республику, а своего зятя, Берата Албайрака, назначил присматривать за финансами.

«Мы не ожидали столь стремительной девальвации лиры, произошедшей в последние годы, но это не единственный фактор, – говорит старший экономист турецкой бизнес-ассоциации TÜSIAD Зумрут Имамоглу. – Пока стоимость товаров растёт из-за валютного кризиса, компании не могут скорректировать цены. Виной тому – государственное регулирование, по сути, установленный госрегулятором потолок цен. Всё это приводит к серьёзным финансовым трудностям».

Денежные инъекции

По данным турецкой Ассоциации производителей электроэнергии, с 2003 года объём инвестиций в энергетический сектор страны составил $95 млрд, при этом 51 млрд – это долларовые кредиты, которые до сих пор выплачиваются. Это примерно 15% от общей внешней задолженности нефинансовых компаний, составляющей $340 млрд. Падение курса лиры породило опасную диспропорцию между падающими доходами энергокомпаний и растущей стоимостью обслуживания долговых обязательств. Долларовые цены на электричество на регулируемом государством энергорынке Турции упали с $81 за МВт∙ч в 2010 году до $45 к началу лета 2018 года. В результате некоторые энергетические компании были вынуждены вести дополнительные переговоры с кредиторами и реструктуризировать свои долги.

В конце июня банковский индекс Турции упал сразу на 5,5% – это самый низкий показатель с 2013 года. При этом лира упала почти на 2 процентных пункта и продавалась по курсу 4,8 за $1.

«Вне зависимости от наличия контрактов на обязательную поставку энергии, электростанции должны отдавать банкам около $3 млрд в рамках обслуживания своих кредитных обязательств, что почти на 2,5 млрд больше их доходов, – говорит председатель Ассоциации производителей электроэнергии Сем Асик. – Инвесторы вынуждены компенсировать этот дисбаланс масштабными денежными вливаниями».

Цены на электроэнергию в Турции: падение курса лиры «съедает» прибыль энергетических компаний

Генерирующие компании, заключившие с правительством долгосрочные контракты на гарантированную покупку энергии, также обязаны выплачивать банкам около $4 млрд ежегодно. По данным отчёта, подготовленного Бостонской консалтинговой группой по заказу TÜSIAD, энергокомпании должны тратить как минимум $4,3 млрд в год на покрытие основной части долга, ещё 2,6 млрд при этом уходит на выплаты по процентам. Энергетика – четвёртая по объёму банковских долгов отрасль турецкой экономики после промышленного производства, оптовой торговли и строительства, – гласят данные национального финансового регулятора.


Банковские риски: доля долгов энергетической индустрии в общем объёме предоставленных турецкими банками кредитов

Сем Асик отмечает, что в этом году правительство ввело временную меру, призванную несколько смягчить ситуацию: электростанции, отвечающие определённому набору критериев, в том числе связанных с эффективностью управления, получают компенсацию из бюджета, если производимая ими электроэнергия по себестоимости дороже рыночной. Кроме того, по словам эксперта, государственная сетевая компания Турции – Turkiye Elektrik Iletim AS – выделила в 2018 году 1,4 млрд лир (почти $300 млн) на поддержку местных угольных и газовых электростанций.

«Эта сумма профинансирована не только правительством: свой вклад внесут и энергокомпании, и потребители, – говорит Сем Асик. – Конечно, она не покроет всех потерь, но хотя бы отчасти их компенсирует».

Часики тикают

По данным турецкого финансового регулятора, коэффициент NTL (отражает суммарную величину срочной и просроченной задолженности в кредитном портфеле) в банковском секторе страны к концу июня вырос до 3%. Это самый высокий показатель с осени прошлого года.

«Доля невозвратных кредитов составляет по реалистичным оценкам 7–8%, – уверен экономист стамбульской компании Global Source Partners Атилла Йесилада. – При этом ставки едва ли снизятся даже к 2020 году. Полагаю, следует ожидать волну дефолтов».

По меньшей мере $6,1 млрд кредитных денег, заимствованных турецкими энергокомпаниями, уже были реструктуризированы и рефинансированы. В эту сумму входят $4 млрд, выплаченных компанией Bereket Enerji, которая была вынуждена продать часть своих генерирующих активов. Компании из других отраслей национальной экономики реструктуризировали или ведут переговоры о реструктуризации долгов на сумму около $24 млрд.

«Все эти кредиты, накапливающиеся в портфелях банков, не что иное, как бомба с часовым механизмом, заложенная под энергетику и банковскую систему Турции», – уверен Атилла Йесилада.

Дорогие реформы

Между тем, по мнению аналитиков стамбульского Центра энергетического перехода SHURA, Турция остро нуждается в очередной волне инвестиций в энергосистему, чтобы снизить зависимость от импорта энергоносителей и создать задел на будущее для растущего населения. Более того, авторы выпущенного Центром исследования, озаглавленного «Как Турции осуществить успешный энергетический переход», убеждены, что одной из важнейших причин падения курса лиры стала именно зависимость от импортных поставок энергоресурсов, составляющих 3/4 от потребностей турецкой энергетики.

«Учитывая растущую экономику и увеличивающееся население, стоимость импортируемых энергоносителей достигает опасных значений, что приводит к дефициту платёжного баланса», – отмечают эксперты.

Население Турции за последние десять лет действительно выросло с 70 до 81 млн человек. Наряду с этим рос и ВВП на душу населения, причём с 2010 по 2017 годы этот показатель прибавлял по 7% ежегодно. Всё это не могло не отразиться на энергосистеме страны, которая также значительно выросла. Аналитики отмечают, что у Турции есть всё необходимое не только для экстенсивного развития энергетики, но и для её перехода на качественно новый технологический уровень: значительные возобновляемые энергоресурсы, гибкий финансовый сектор, развитое бизнес-сообщество и мощная инженерная и промышленная база.

«Турция уже достигла значительных успехов в двух важнейших для энергетического перехода направлениях: эффективности энергосистемы и объёме возобновляемой генерации, составляющей около 30% совокупного энергобаланса, – пишут эксперты SHURA. – Дальнейшее развитие в сфере безопасности, доступности и устойчивости энергопоставок будет зависеть от активных действий в технологической, политической, финансовой и бизнес-областях. При этом стране стоит внимательнее изучить международный опыт».

В завершение своего исследования аналитики выступили с рядом предложений по развитию турецкой энергосистемы. Во-первых, контролирующим отрасль политикам и бизнесменам нужно установить достижимые долгосрочные целевые показатели и неотступно к ним двигаться. Это создаст предсказуемую и благоприятную среду для инвесторов. Во-вторых, нужно уделять особое внимание энергетическому планированию и менеджменту. Это позволит преодолеть проблему диспропорции в развитости различных регионов и выстроить гибкую сетевую инфраструктуру. Наконец, в-третьих, нужно инвестировать не только в крупные генерирующие проекты, выгодные благодаря эффекту масштаба, но и в распределённую генерацию, позволяющую повысить качество электроэнергии, снизить необходимость в дорогостоящих сетевых проектах и создать дополнительные возможности для локальных игроков энергорынка. Учитывая финансовую ситуацию, в которой оказалась отрасль, с последним предложением у турецких энергетиков возникнут наибольшие проблемы.

Источники: www.bloomberg.com , www.powermag.com , www.americanprogress.org


Автор: Григорий Вольф

Другие пользователи читают

Водород на пути к потребителю

Водородная энергетика уже несколько лет считается наиболее перспективным направлением, которое должно заменить традиционную...

15 февраля 2023 в 14:33