Двигатель юрского периода
Крупнейшие города мира один за другим заявляют о намерениях в недалёком будущем ввести запрет на автомобили с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Однако, по мнению главного экономиста нефтяной корпорации BP Спенсера Дэйла, к падению спроса на нефть это не приведёт. Напротив, бурное развитие нефтехимии в ближайшие 20 лет подстегнёт потребление углеводородов.
Источник: Roman Sigaev / Shutterstock.com
В самом начале Дизельгейта, разгоревшегося осенью 2015 года, европейцы вдруг узнали, что даже при нормальных условиях дорожного движения уровень выбросов оксида азота от дизельных автомобилей превышает допустимые значения более чем в 10 раз.
«Сажа от дизельных авто – один из сильнейших факторов, стимулирующих ухудшение здоровья населения и рост глобального потепления», – уверена глава коалиции ООН по климату и чистому воздуху Елена Молин Вальдес.
По данным европейских ведомств, отвечающих за здравоохранение, оксид азота и мелкодисперсные частицы, содержащиеся в воздухе, ежегодно становятся причиной 400 тыс. преждевременных смертей в ЕС. Как результат – законодательные органы Евросоюза постепенно начинают принимать меры по ограничению вредных выбросов.
Некоторые муниципалитеты Старого Света также не сидят сложа руки. Единой программы и модели действий у них нет, напротив, разные города принимают разные меры. Однако все они, в конечном счёте, ведут к одной цели: запрету на въезд автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями в центральные районы крупных городов.
Осло
До сих пор большинство городов склонялись к запрету традиционных авто только в исключительных случаях, когда ситуация с загрязнением воздуха становилась невыносимой. К примеру, при так называемых температурных инверсиях воздушные массы над городом делятся на два слоя: тёплый верхний и холодный нижний, при этом именно в нижнем скапливаются все выбросы, формируя почти непроницаемый смог. Такие ситуации нередки в столице Норвегии, Осло.
17 января прошлого года, в самый разгар температурной инверсии, Осло первым из городов мира запретил передвижение большинства дизельных машин в дневное время. Трафик сразу упал на 30%, а объём вредных выбросов – на четверть, несмотря на то, что запрет подразумевал множество исключений. Так, он не распространялся на грузовики, такси, полицейские и другие государственные автомобили, а также кареты скорой помощи. Кроме того, движение дизельных машин разрешено по шести основным вылетным магистралям. Тем не менее, власти города поняли, что запрет способен радикально улучшить качество столичного воздуха. В июне городской совет принял решение к 2019 году запретить обычным машинам парковаться в центре города. Также было решено увеличить инвестиции в общественный транспорт и сделать приоритетным движение на велосипедах на 60 км дорог, где раньше приоритет отдавался автомобилям.
Мадрид
Испанская столица полна архитектурных шедевров, которые приятно разглядывать не из окна автомобиля, а прогуливаясь пешком. На многих мадридских улицах уже введён запрет на движение машин, за исключением карет скорой помощи и грузовиков доставки. В то же время город окружён горами, которые удерживают смог. И три четверти выбросов образуется в результате работы ДВС. Городские власти уже переформатировали 24 самые загруженные улицы в центре, освободив их от автомобильного трафика. В течение пяти лет планируется сделать весь центр Мадрида свободной от машин пешеходной зоной. В качестве переходной меры плата за парковку для обычных автомобилей будет выше, чем для электрокаров.
Париж
Бензиновые и дизельные автомобили будут запрещены в Париже с 2030 года. Уже сегодня по французской столице запрещено передвигаться на дизельных машинах, произведённых до 2000 года. По данным газеты Le Monde, около 60% парижан не имеют собственного автомобиля, и число добровольных пешеходов и велосипедистов увеличивается.
Копенгаген
Столица Дании – один из самых удобных городов мира для велосипедистов. Местные власти уже в 1960-е годы начали выделять особые пешеходные зоны в центре и с тех построили свыше 300 км велосипедных дорожек. Эта сеть продолжает развиваться и сегодня, постепенно распространяясь на пригороды. Цель в том, чтобы сделать передвижение на велосипеде с окраин в центр удобнее и дешевле, чем на машине. Целесообразность владения автомобилем в Копенгагене одна из самых низких в Европе. Около половины всех горожан, работающих в центре, добираются на работу на велосипеде, даже зимой. Мэр Копенгагена Френк Дженсен заявил минувшей осенью, что скоро предложит законодателям запретить дизельные автомобили в городе с начала 2019 года. Запрет не будет распространяться на грузовики, микроавтобусы и машины, купленные до конца 2018 года.
Хельсинки
Финская столица не планирует в ближайшем будущем отказываться от автомобилей на традиционном топливе. Вместо этого городская администрация разрабатывает план новой транспортной системы, объединяющей все формы общественного транспорта: от автобусов и беспилотных автомобилей до микроавтобусов, велосипедов и даже паромов. Ко всем этим средствам передвижения можно будет получить доступ при помощи одного мобильного приложения. Идея в том, чтобы сделать систему настолько удобной, что люди сами откажутся от частных авто.
Токио
Ещё в 2003 году токийские власти запретили все автомобили с ДВС, на которых не установлен фильтр микрочастиц. За один только 2001 год на субсидирование установки таких фильтров из бюджета было выделено $16 млн. Результат налицо – в хорошую погоду местные жители могут любоваться Фудзиямой, ранее скрытой от глаз из-за постоянного смога.
Москва
C 2021 года московский департамент транспорта прекратит закупки дизельных пассажирских автобусов. Кроме того, мэрия намерена ежегодно закупать по 300 электробусов.
Федеральные правительства готовятся
Запрет на автомобили с ДВС уже несколько лет рассматривается на уровне правительств. Руководство Норвегии уже спровоцировало бум продаж электромобилей, предоставив щедрые субсидии их производителям и создав комфортные условия для владельцев. В 2017 году эта скандинавская страна анонсировала запрет продаж новых дизельных и бензиновых автомобилей с 2025 года – раньше всех в мире. Франция, Германия, Индия и Китай уже заявили, что последуют норвежскому примеру, хотя некоторые из них и не обозначили чётких сроков. Франция планирует отказаться от машин на традиционном топливе к 2040 году, Индия и Китай – к 2030-му. Вероятно, и другие страны рано или поздно последуют их примеру. Немецкий бундестаг в октябре 2016 года проголосовал за резолюцию о намерении с 2030 года отказаться от продаж новых автомобилей с ДВС, однако федеральный канцлер Ангела Меркель пока отказывается устанавливать точную дату.
«Зелёная» рука рынка
По словам профессора экономики Стенфордского университета Тони Себа, для него не будет сюрпризом, если муниципалитеты и правительства стран перенесут отказ от ДВС на более близкую перспективу в результате стремительного развития автономных электрокаров.
«Мы на пороге одного из самых быстрых, глубоких и важных преобразований в истории транспорта», – написал профессор Себа в 2017 году в своем докладе «Переосмысливая транспорт 2020–2030», добавив, что «автомобили с ДВС скоро станут слишком дорого обходиться их владельцам».
Переломный момент, по мнению Тони Себа, наступит в ближайшие несколько лет, когда дальность хода электрокаров в нормальных условиях превысит 300 км, а цена упадёт ниже $30 тыс. Уже к 2022 году самые дешёвые модели будут стоить около $20 тыс. После этого тренд на распространение электромобилей приобретёт лавинообразный характер. У людей просто не будет больше причин покупать машины с ДВС.
«Кривая издержек свидетельствует о том, что уже к 2025 году все новые автомобили, автобусы и даже тракторы, всё, что передвигается на колёсах, будет электрическим», – полагает Тони Себа.
Акцент на нефтехимию
Между тем нефтяной гигант BP недавно выпустил традиционный ежегодный обзор энергетической отрасли Energy Outlook, согласно которому пик спроса на нефть придётся на 2030-е годы, несмотря на рост числа электромобилей и изменения законодательства об обороте пластика. Компания делает такой прогноз впервые, при этом главный экономист ВР Спенсер Дэйл отрицает, что пик сменится резким падением.
В документе, описывающем тренды нефтяного рынка до 2040 года, утверждается, что потребление нефти к середине 2030-х годов достигнет 110 млн баррелей в день. Для сравнения, сегодня этот показатель не превышает 97 млн баррелей.
Согласно сценарию, предложенному BP, к 2040 году число электрокаров в мире превысит 300 млн штук или 15% от общего числа автомобилей. При этом использовать их будут интенсивнее, чем машины с ДВС, так что на электромобили придётся 30% пройденного пути. Как результат, потребление топлива автомобилями с нынешних 18,7 млн баррелей в день к 2040 году снизится до 18,6 млн.
Впрочем, как утверждает Дэйл, к падению спроса на нефть это не приведёт.
«Предположение, что стремительный рост числа электрокаров спровоцирует обвал на рынке нефти не подтверждается базовыми расчётами, – говорит Дэйл. – Даже если ДВС запретят совсем, спрос на нефть в 2040 году всё равно будет выше, чем сейчас».
Экономист добавляет, что ещё одним негативным фактором для нефтяного рынка станут законодательные ограничения на потребление пластика, в том числе ограничение на производство и оборот пластиковых пакетов и упаковки.
При этом, по расчётам ВР, главным источником роста спроса на нефть после 2030 года станет её использование в отраслях, не связанных со сжиганием нефтепродуктов, в частности, в нефтехимии. Объём потребляемых в этой сфере углеводородов вырастет как минимум вдвое. В то же время компания предсказывает, что самыми стремительно растущими источниками энергии к 2040 году станут ВИЭ. К этому времени на «зелёную» энергетику будет приходиться около 14% всего мирового энергопотребления. В 2035 году солнечные и ветровые электростанции будут производить 8 ТВт/ч. Однако несмотря на это, объём углеродных выбросов к 2040 году вырастет на 10%, полагают аналитики BP.
Источники: https://www.telegraph.co.uk, http://www.dw.com