15 декабря 2015
Датская столица всегда славилась дружелюбным отношением к велосипедам и велосипедистам. Но архитектор Стивен Холл решил поднять это отношение в буквальном смысле на новую высоту. Он разработал проект, который, вероятно, станет новой визитной карточкой города: два небоскреба, стоящие по обе стороны копенгагенского залива у самого выхода к морю, соединены между собой огромным мостом, парящим в 65 метрах над землей. Называется эта величественная конструкция – «Ворота Копенгагена». Впрочем, именно так она и будет выглядеть со стороны. Согласно проекту, на мосту должны разместиться велодорожка и прогулочная зона. Снабжать комплекс энергией планируется за счет размещенных на нем солнечных панелей и ветровых установок. В 2008 году Холл уже выиграл со своим проектом главный датский архитектурный конкурс The LM Project, организованный бывшим мэром Копенгагена и главой компании CPH City and Port Development Дженсом Крамером Миккелсеном. А еще два года спустя архитектор удостоился премии Progressive Architecture Award. Несмотря на давнее всемирное признание проекта, строительство «Ворот Копенгагена» начнется только в следующем году, о чем восторженный автор объявил накануне.
Столица Боливии Ла-Пас – один из самых сложных городов мира с точки зрения транспорта. Расположен он в кратере давно потухшего вулкана, так что добраться из одного района в другой можно, лишь преодолев несколько километров почти по отвесному склону, к тому же довольно хаотически застроенному. В прошлом году австралийская компания Doppelmayr с подачи президента страны Эво Моралеса сделала первый шаг к решению этой проблемы, построив в Ла-Пасе самую длинную в мире канатную дорогу – La Paz's Mi Teleferico. Пролегает она от центральных районов до высокогорного пригорода Эль-Альто и состоит из трех линий протяженностью 10 километров. Каждый час услугами канатки пользуются 18 000 горожан. Значительную часть энергии, в том числе для освещения и очистки воздуха в вагончиках, Teleferico получает от солнечных панелей. Такое решение не случайно – Ла-Пас признан городом с самым высоким уровнем солнечного излучения. Учитывая, что с экологией в боливийской столице такая же беда, как с транспортом, многие ее жители забираются в кабины канатной дороги, чтобы просто подышать чистым воздухом.
Наверняка многие москвичи замечали в нашей столице дорожные знаки, замотанные черной изолентой. Дорожная ситуация меняется едва ли не каждый день, а менять с такой же частотой указатели на городских магистралях влетело бы бюджету в копеечку. Тем временем в австралийском Сиднее местная компания Road and Maritime Services (RMS) нашла сравнительно недорогое и эффективное решение. Они разработали, произвели и уже установили по всему городу дорожные знаки с так называемыми электронными чернилами, такими же, как в электронных книгах. Теперь информацию на них можно менять хоть каждую минуту, используя сеть 3G. При этом знаки сами снабжают себя электричеством за счет солнечной энергии, так что затраты бюджета на их работу практически нулевые.
Вписать сколько-нибудь производительную ветровую турбину в городскую среду значительно сложнее, чем солнечную панель. Во-первых, эффективные ветряки, как правило, изрядно шумят и занимают много места. Во-вторых, в городах крайне редко дуют ветра достаточной силы. Однако робкие попытки в этом направлении все же предпринимаются. В начале этого года «Пятый элеменТ» рассказывал о проекте французской компании NewWind Energy Solutions – компактных деревьях-ветряках, улавливающих своими листьями-лопастями малейшее колебание воздуха и способных производить 3 кВт электроэнергии. Несмотря на внушительную цену – 36 000 долларов за штуку, парижские власти проявили интерес к таким деревьям и даже купили несколько штук для установки на центральных площадях города. А недавно целая роща деревьев-ветряков выросла на территории всемирного климатического саммита, прошедшего на днях в Париже.
Завершает наш обзор, пожалуй, самый впечатляющий, хоть пока и далекий от реализации проект – 170-метровый небоскреб-ветрогенератор Dutch Windwheel («Голландское ветровое колесо»). «Пятый элеменТ» уже упоминал это потенциальное чудо света на своих электронных страницах. Как и «Ворота Копенгагена», Dutch Windwheel обещает стать символом другого приморского города – голландского Роттердама. Колоссальное строение, которое планируют построить прямо в порту, по виду напоминает не то гигантскую покрышку, поставленную на попа, не то колесо обозрения. Кстати, второй вариант ближе к истине – по внешнему кольцу Dutch Windwheel планируют пустить 40 вращающихся кабин на рельсах, по типу американских горок, в то время как во внутреннем разместятся жилые апартаменты, роскошный отель и, конечно, ресторан с самым лучшим в мире видом на Роттердам. Но самая любопытная с точки зрения нашей темы конструкция расположится в центре небоскреба – огромная ветровая турбина, снабжающая энергией все здание. Конечно, в ней не будет никаких лопастей и вообще движущихся частей, иначе эта мельница перемалывала бы не только птиц, но и небольшие самолеты. В основе ветрогенератора особая технология под названием EWICON (Electrostatic WInd energy Converter), разработанная в Техническом университете Делфта.
Кроме того, здание планируется оснастить солнечными панелями, устройствами по сбору и рекуперации дождевой воды, а также биогазовой электростанцией, перерабатывающей отходы обитателей в электричество.
ВИЭ в городе
Самые впечатляющие примеры использования возобновляемой энергетики в городской среде
В попытке обеспечить неуемные энергетические потребности все возрастающего числа горожан инженеры и архитекторы по всему миру все чаще обращаются к возобновляемым источникам энергии. «Пятый ЭлеменТ» собрал несколько наиболее ярких проектов в этой области.
Воздушный мост над Копенгагеном
Датская столица всегда славилась дружелюбным отношением к велосипедам и велосипедистам. Но архитектор Стивен Холл решил поднять это отношение в буквальном смысле на новую высоту. Он разработал проект, который, вероятно, станет новой визитной карточкой города: два небоскреба, стоящие по обе стороны копенгагенского залива у самого выхода к морю, соединены между собой огромным мостом, парящим в 65 метрах над землей. Называется эта величественная конструкция – «Ворота Копенгагена». Впрочем, именно так она и будет выглядеть со стороны. Согласно проекту, на мосту должны разместиться велодорожка и прогулочная зона. Снабжать комплекс энергией планируется за счет размещенных на нем солнечных панелей и ветровых установок. В 2008 году Холл уже выиграл со своим проектом главный датский архитектурный конкурс The LM Project, организованный бывшим мэром Копенгагена и главой компании CPH City and Port Development Дженсом Крамером Миккелсеном. А еще два года спустя архитектор удостоился премии Progressive Architecture Award. Несмотря на давнее всемирное признание проекта, строительство «Ворот Копенгагена» начнется только в следующем году, о чем восторженный автор объявил накануне.
Канатная дорога на солнечной энергии в Ла-Пасе
Столица Боливии Ла-Пас – один из самых сложных городов мира с точки зрения транспорта. Расположен он в кратере давно потухшего вулкана, так что добраться из одного района в другой можно, лишь преодолев несколько километров почти по отвесному склону, к тому же довольно хаотически застроенному. В прошлом году австралийская компания Doppelmayr с подачи президента страны Эво Моралеса сделала первый шаг к решению этой проблемы, построив в Ла-Пасе самую длинную в мире канатную дорогу – La Paz's Mi Teleferico. Пролегает она от центральных районов до высокогорного пригорода Эль-Альто и состоит из трех линий протяженностью 10 километров. Каждый час услугами канатки пользуются 18 000 горожан. Значительную часть энергии, в том числе для освещения и очистки воздуха в вагончиках, Teleferico получает от солнечных панелей. Такое решение не случайно – Ла-Пас признан городом с самым высоким уровнем солнечного излучения. Учитывая, что с экологией в боливийской столице такая же беда, как с транспортом, многие ее жители забираются в кабины канатной дороги, чтобы просто подышать чистым воздухом.
Дорожные знаки на солнечных батареях в Сиднее
Наверняка многие москвичи замечали в нашей столице дорожные знаки, замотанные черной изолентой. Дорожная ситуация меняется едва ли не каждый день, а менять с такой же частотой указатели на городских магистралях влетело бы бюджету в копеечку. Тем временем в австралийском Сиднее местная компания Road and Maritime Services (RMS) нашла сравнительно недорогое и эффективное решение. Они разработали, произвели и уже установили по всему городу дорожные знаки с так называемыми электронными чернилами, такими же, как в электронных книгах. Теперь информацию на них можно менять хоть каждую минуту, используя сеть 3G. При этом знаки сами снабжают себя электричеством за счет солнечной энергии, так что затраты бюджета на их работу практически нулевые.
«Деревья-ветряки» в Париже
Вписать сколько-нибудь производительную ветровую турбину в городскую среду значительно сложнее, чем солнечную панель. Во-первых, эффективные ветряки, как правило, изрядно шумят и занимают много места. Во-вторых, в городах крайне редко дуют ветра достаточной силы. Однако робкие попытки в этом направлении все же предпринимаются. В начале этого года «Пятый элеменТ» рассказывал о проекте французской компании NewWind Energy Solutions – компактных деревьях-ветряках, улавливающих своими листьями-лопастями малейшее колебание воздуха и способных производить 3 кВт электроэнергии. Несмотря на внушительную цену – 36 000 долларов за штуку, парижские власти проявили интерес к таким деревьям и даже купили несколько штук для установки на центральных площадях города. А недавно целая роща деревьев-ветряков выросла на территории всемирного климатического саммита, прошедшего на днях в Париже.
Отель-турбина в Роттердаме
Завершает наш обзор, пожалуй, самый впечатляющий, хоть пока и далекий от реализации проект – 170-метровый небоскреб-ветрогенератор Dutch Windwheel («Голландское ветровое колесо»). «Пятый элеменТ» уже упоминал это потенциальное чудо света на своих электронных страницах. Как и «Ворота Копенгагена», Dutch Windwheel обещает стать символом другого приморского города – голландского Роттердама. Колоссальное строение, которое планируют построить прямо в порту, по виду напоминает не то гигантскую покрышку, поставленную на попа, не то колесо обозрения. Кстати, второй вариант ближе к истине – по внешнему кольцу Dutch Windwheel планируют пустить 40 вращающихся кабин на рельсах, по типу американских горок, в то время как во внутреннем разместятся жилые апартаменты, роскошный отель и, конечно, ресторан с самым лучшим в мире видом на Роттердам. Но самая любопытная с точки зрения нашей темы конструкция расположится в центре небоскреба – огромная ветровая турбина, снабжающая энергией все здание. Конечно, в ней не будет никаких лопастей и вообще движущихся частей, иначе эта мельница перемалывала бы не только птиц, но и небольшие самолеты. В основе ветрогенератора особая технология под названием EWICON (Electrostatic WInd energy Converter), разработанная в Техническом университете Делфта.
Кроме того, здание планируется оснастить солнечными панелями, устройствами по сбору и рекуперации дождевой воды, а также биогазовой электростанцией, перерабатывающей отходы обитателей в электричество.