Кобальтовая лихорадка
Переживающий впечатляющий бум сектор возобновляемых источников энергии (ВИЭ) может столкнуться с серьёзной сырьевой проблемой – нехваткой кобальта. Этот металл, необходимый для производства новейших типов аккумуляторных батарей, на мировых финансовых рынках стал хитом продаж и за полгода подорожал более чем вдвое. Проблема в том, что большая часть открытых запасов кобальта находится в беспокойной Республике Конго.
Источник: Magnetix / Shutterstock.com
На финансовых рынках появился новый герой, которого мало кто ожидал. В течение нескольких последних месяцев лучшим способом быстро заработать серьёзные деньги на бирже была покупка кобальта. За один только 2017 год, под давлением ненасытного спроса на аккумуляторные батареи и растущей популярности электрокаров, цена на этот металл подскочила почти на 70%.
Динамика цен на кобальт (тысяч долларов за тонну)
Кобальт – ключевой элемент литийионных батарей, питающих самые разные устройства (от электроники Apple до автомобилей Tesla) и играющих огромную роль в стабильной работе энергосистем на основе ВИЭ. Так называемому большому кобальтовому буму – 2017 предшествовал бум спроса на литий, цена которого взмыла в прошлом году почти на 80%.
«Быки» (инвесторы, скупающие акции в надежде на рост их стоимости. – Прим. ред.) подняли акции Tesla и Apple до рекордных высот, но решающим фактором успеха или, наоборот, провала станут именно стабильные поставки кобальта.
Покупателей кобальта пока немного, так что рынок остаётся сравнительно небольшим: к примеру, за весь прошлый год было произведено лишь 93 тысячи тонн. Самое большое препятствие к наращиванию поставок заключается в том, что более 60% мировых запасов кобальта расположено на территории Демократической Республики Конго (ДРК), где многие годы тлеют и периодически вспыхивают многочисленные гражданские и межэтнические конфликты. Мировое сообщество не раз выражало обеспокоенность относительно методов добычи полезных ископаемых в этой стране. Эти опасения подпитываются в том числе жутковатыми фактами, вскрытыми в результате расследований. Один из примеров – использование в шахтах детского труда.
В марте компания Apple заявила, что временно приостанавливает закупки конголезского кобальта, добытого ручным трудом, до тех пор, пока условия этого труда не будут радикально улучшены. Ещё один крупный потребитель ценного металла – Tesla – рассчитывает в 2018 году собрать полмиллиона своих автомобилей, но кобальт для них планирует закупить в Северной Америке, что не так-то просто.
Трент Мелл, глава First Cobalt – исследовательской компании, базирующейся в Торонто, считает, что планы Tesla имеют мало отношения к реальности. По его мнению, главный вызов для всей кобальтовой индустрии заключается в том, что ни одна страна, кроме ДРК, не обладает даже 10% от необходимого рынку металла и если вам нужны сколько-нибудь существенные поставки, вы должны отправиться в Африку.
Рост цен на различные рыночные активы за последний год
Каспар Роулес, аналитик Benchmark Mineral Intelligence, не менее категоричен.
«Несмотря на то что в мире действует несколько проектов по разработке кобальтовых месторождений, без конголезского кобальта существование самой индустрии производства электрокаров попросту невозможно», – уверен эксперт.
Его компания ожидает стабильного, хоть и не столь стремительного роста цен на кобальт на протяжении всего года. В то же время Роулес предупреждает о возможных колебаниях на рынке. Как следует из прошлогоднего мирного договора, заключённого между правительством и оппозицией ДРК, в этом году в стране пройдут президентские выборы. Любая задержка в голосовании способна вновь спровоцировать беспорядки.
Колебания цен на медь и никель за последние два года
Ещё одна проблема заключается в том, что поставки кобальта зависят от рыночных колебаний цен на более распространённые металлы. Около 98% кобальта добывается в виде побочного продукта при добыче меди или никеля. В последние годы падение цен на эти биржевые товары не раз провоцировало закрытие шахт. First Cobalt пытается решить эти проблемы. Не так давно компания приобрела серебряный рудник на севере провинции Онтарио, где также можно добывать и кобальт.
Трент Мелл признаёт: постепенное повышение цен предпочтительнее взрывных скачков. В то же время эксперт не считает нынешнюю цену такой уж неустойчивой.
«Кобальт является ключевым элементом современных аккумуляторных батарей, а цены на эти батареи падают. Всё идёт к тому, что электромобили станут доступными для большого числа покупателей», – говорит Мелл.
Сегодня более 50% всего добываемого в мире кобальта используется для создания аккумуляторов. По данным Benchmark Mineral Intelligence, к 2020 году эта доля возрастёт до 60%. По оценкам экспертов, по крайней мере до этого времени критических перебоев с поставками кобальта ожидать не стоит. Как и падения цен на этот металл.
Источник: qz.com