Последний сланцевый рубеж: удастся ли возродить нефтедобычу на Аляске?

Один из пионеров американской сланцевой революции планирует использовать технологию фрекинга (гидроразрыва пластов) в самом отдалённом регионе США – на Аляске. Успех этого предприятия способен оживить угасающую нефтяную индустрию штата.

Последний сланцевый рубеж: удастся ли возродить нефтедобычу на Аляске?

Источник: Photo / Shutterstock.com

Геолог Пол Басински, открывший знаменитое месторождение Игл Форд (Eagle Ford) в Техасе, принимает участие в новом проекте в регионе Норт Слоуп (North Slope) на Аляске, рассчитывая распространить сланцевый бум и на этот «медвежий угол» США. Его предприятие Project Icewine уже получило права на разведку и добычу на площади 283 тыс. га в пределах полярного круга, по прогнозам, содержащих 3,6 млрд баррелей нефти – показатель, способный соперничать даже с легендарным Игл Форд.

Потенциал проекта огромен, но и трудности на пути его реализации соответствующие. Доставить на край земли миллионы литров воды, песка и химикатов, необходимых для фрекинга, – это задача не из лёгких. На карту поставлена вся нефтяная индустрия Аляски: нефтедобыча в штате упала с 2,1 млн баррелей в день в 1988 году до 520 тыс. баррелей в день в 2016 году. Большинство нефтяных компаний отправились в поисках более лёгких для извлечения запасов на юг.

«Нефть здесь есть, – говорит Пол Басински, основатель и исполнительный директор хьюстонской компании Burgundy Xploration LLC. – Вопрос в том, насколько быстро мы сможем сделать её текучей, а всё предприятие – прибыльным. Мы уже пробурили одну опытную скважину, вторую пробурим в середине года».

Иссякающие запасы

Сокращающиеся объёмы производимой на Аляске нефти в сочетании с падением цен на углеводороды, произошедшим в последние два года, подорвали некогда процветающую экономику штата. Когда в 2014 году нефть стоила $100 за баррель, поступления от роялти и налогов с нефтедобывающих компаний составляли $5,7 млрд в год и покрывали большую часть регионального бюджета. В 2017 году фискальная служба рассчитывает собрать лишь $1,6 млрд – на 72% меньше. В то же время, снижение нефтяных цен порождает опасения, что Трансаляскинскую нефтепроводную систему, построенную 40 лет назад и связывающую Норт Слоуп с остальным миром, в следующем десятилетии станет всё труднее поддерживать в рабочем состоянии.

Вниз по склону: динамика нефтедобычи на Аляске за последние десятилетия

В технологии гидроразрыва пласта (так называемом фрекинге) вода, песок и специальные химические добавки закачиваются под высоким давлением в целевой пласт, высвобождая содержащиеся в нём нефть и газ. Буровые скважины при этом могут уходить в глубину на несколько километров. На Аляске при использовании этого метода возникают неизбежные дополнительные трудности, связанные, в том числе, с высокой стоимостью работ в Арктике. К примеру, бурение там обходится втрое дороже, чем в более южных штатах.
Кроме того, до недавнего времени у нефтедобытчиков не было технологий, позволяющих проводить сканирование грунта в условиях вечной мерзлоты и точно определять объёмы содержащихся в пластах углеводородов.

Нефть в формате 3D

Сегодня ситуация изменилась. Налоговые льготы, введённые руководством штата в начале 2010-х годов, побудили нефтяников приглядеться к нефтяным богатствам Аляски повнимательнее, а новые технологии 3D-визуализации позволили делать более обоснованные прогнозы по возможным объёмам добычи.

Однако сланцевая нефть – это не единственная надежда нефтяной индустрии Аляски. Компания Icewine – лишь часть большой волны новых исследователей в Норт Слоуп.
В октябре прошлого года техасские нефтедобытчики Caelus Energy LLC объявили об обнаружении не менее 2 млрд баррелей извлекаемой нефти примерно в 120 милях к западу от бухты Прадхо (Prudhoe) на арктическом побережье. А в январе крупнейший нефтедобытчик на Аляске – компания ConocoPhillips – обнаружила новое поле, возможно, содержащее около 300 млн баррелей.

Наконец, в начале марта испанская Repsol SA заявила, что две скважины, пробурённые ею, подтвердили наличие по меньшей мере 1,2 млрд баррелей в новом месторождении Нанушук (Nanushuk), которое испанцы разрабатывают совместно с компанией Armstrong Oil & Gas Inc. из Денвера.

При этом Caelus Energy также обратилась к фрекингу, чтобы нарастить производство в обычных несланцевых (non-shale) скважинах в Норт Слоуп.

«Это самое богатое нефтью место из всех, где нам приходилось работать, – отмечает глава Caelus Energy Джим Масселман. – В то же время местные породы нестандартны, так что мы должны использовать более современные технологии. Фрукты, висевшие низко, сорваны, и теперь нам приходится взбираться чуть выше на это дерево».

Тем временем Burgundy Xploration Пола Басински объединилась с австралийской 88 Energy Ltd., чтобы исследовать около 279 тыс. га Аляски к югу от бухты Прадхо. Под этой территорией находится более трёх слоёв нефтеносных сланцев на глубине 900–6 тыс. м. По словам Басински, первая пробурённая здесь скважина (Icewine 1) подтвердила наличие нефти в сланцах и возможность её добычи с помощью фрекинга. Вторая скважина, которую пробурят в ближайшие месяцы, покажет текучесть чёрного золота.

Вопросы без ответов

«Пока мы толком не знаем, что у нас есть, – говорит президент Burgundy Майкл Макфарлейн. – Точнее, мы знаем, что сланцы содержат огромное количество нефти, но станет ли её добыча коммерчески целесообразной? На этот вопрос у нас пока нет ответа».

Пол Басински работал геологом в хьюстонской Burlington Resources Inc., когда в начале 2000-х годов начал исследовать Игл Форд. О том, что там содержится нефть, было известно давно. В то же время считалось, что использовать на этом месторождении фрекинг невозможно по геологическим причинам. Басински думал иначе. Когда в 2006 году компания Conoco купила Burlington, она также унаследовала смелые наработки Пола.

«Я просто посмотрел на карту Техаса и увидел много пустого пространства, – вспоминает Басински. – Тогда я задал глупый вопрос: что это такое? Я искал нечто противоположное тому, что искали все остальные».

Перед Conoco стояла перспектива перекопать тысячи гектар территории, чтобы выяснить потенциал Игл Форд. Но в итоге к 2015 году это месторождение было признано самым изобильным в Штатах, так как его запасы составляли 565 млн баррелей (по данным Минэнерго США). На втором месте – месторождение Баккен в Северной Дакоте с запасами 421 млн баррелей.
Басински покинул Conoco в 2011 году, чтобы исследовать сланцевые месторождения в других частях света. Аляска показалась ему наиболее перспективным вариантом. Геолог предположил, что недалеко от такого огромного водоёма, как бухта Прадхо, должны быть нефтеносные сланцы.

«Потенциал здесь действительно огромный, – говорит Дэвид Хаускнехт (David Houseknecht), старший геолог Американской геологической службы (U.S. Geological Survey (USGS), изучающий аляскинскую нефть. – Но есть одно большое но. Количество скважин, которые можно пробурить вблизи от нефтепровода, не так уж велико. Даже если предположить, что удастся достичь сопоставимого с Игл Форд или Баккен уровня производительности, будет не так просто сделать добычу экономически целесообразной».

Оценка Норт Слоуп, проведённая USGS в 2012 году, показала, что месторождение может содержать до 2 млрд баррелей нефти, извлекаемой при использовании современных технологий. В то же время в подготовленном ведомством докладе подчёркивается «высокая степень неопределённости» при разработке этого месторождения.

Источник: bloomberg.com


Другие пользователи читают

Водород на пути к потребителю

Водородная энергетика уже несколько лет считается наиболее перспективным направлением, которое должно заменить традиционную...

15 февраля 2023 в 14:33