Жизнь после света

Магазины, таксомоторный парк, кремлёвский автосервис, выставочный зал и музей – что только не располагалось в кирпичном здании, построенном на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка. Но прежде всего это была первая в Москве городская электростанция. После открытия в 1888 году она не просуществовала и десяти лет из-за низкой эффективности, но, перестав быть генерирующим объектом, стала объектом инфраструктурным и культурным и тем самым обрела вторую жизнь. Использование бывших электростанций для новых целей – не редкость во всём мире. Учитывая, что в России в ближайшие четыре года предполагается заместить 8 ГВт старых энергомощностей, вполне возможно, что какие-то здания промышленной архитектуры XX века скоро останутся не у дел. «Переток» предлагает пройтись по некоторым закрытым, но не заброшенным электростанциям и посмотреть, какой может быть «жизнь после света».

Жизнь после света

От освещения к просвещению

Вернёмся в центр Москвы, где за внушительными зданиями Государственной думы и Дома союзов в переулке прячется одноэтажный, построенный в псевдорусском стиле, кирпичный комплекс. Когда-то на этом месте был женский Георгиевский монастырь (отсюда и название переулка), в конце XIX века «Общество электрического освещения 1886 года» выкупило у Священного синода землю под разрушенным к тому времени монастырем и в августе 1888 года приступило к строительству первой центральной городской электростанции. Для проектирования здания был приглашён архитектор Владимир Шер, прославившийся именно этой работой, а также перепиской со своим двоюродным братом – Фёдором Михайловичем Достоевским.

georgievskiy_per.jpg

Электростанция мощностью всего 100 кВт была построена в рекордные сроки – пуск состоялся в декабре того же 1888 года. Постоянный ток поступал по подземным кабелям к потребителям, основными из них были Большой и Малый театры и Московский университет на Моховой улице. Очень скоро спрос на электроэнергию многократно превысил возможности Георгиевской станции. Не помогло даже увеличение мощности в десять раз за счёт новых котлов и генераторов, дальше расширять было некуда, а кроме того, ежедневный подвоз воды при растущей нагрузке доставлял немало хлопот. В 1897 году объект закрыли, его заменила более мощная Центральная электростанция на Раушской набережной. 

С этого момента началась новая жизнь здания в Георгиевском переулке. Ещё несколько лет оно оставалось связано с электричеством – здесь проходили электротехнические выставки и съезды, в частности, в 1908 году впервые был продемонстрирован «беспроволочный телеграф» А. С. Попова. Позднее в здании располагались магазины, пока в 1924 году городские власти не решили пустить по улицам столицы первые такси. В стенах бывшей Георгиевской электростанции открыли таксомоторный парк. Позднее общественные автомобили уступили место правительственным: в здании расположился автосервис для растущего парка служебных машин. Творение В. Шера оставалось гаражом почти до конца прошлого века. 

В 1995 году мэрия Москвы распорядилась открыть в здании выставочный центр Малый Манеж, переименованный впоследствии в Новый Манеж. Интерьер бывшего промобъекта был полностью перестроен под нужды выставок и культурных мероприятий. Таким образом, от Георгиевской электростанции сохранился лишь фасад, но и это хорошо, учитывая то, на каком лакомом участке земли располагалась первая центральная станция. 

Открытие выставочных центров – один из наиболее распространённых вариантов использования выведенных из эксплуатации энергообъектов, особенно если они расположены в черте города. Яркий пример – входящая в топ-10 самых посещаемых музеев мира (по версии международного журнала The Art Newspaper) лондонская галерея Tate Morden. Один из четырёх музеев, открытых на деньги британского промышленника Генри Тэйта, расположен на южном берегу Темзы в здании бывшей Прибрежной электростанции (Bankside Power Station). Первая мазутная электростанция Англии была открыта в 1952 году на месте ранее существовавшей угольной и проработала до 1981 года, когда рост цен на нефть сделал её существование нерентабельным. Проект здания электростанции разработал сэр Джайлз Гилберт Скотт, руке которого принадлежит, помимо серьёзных архитектурных объектов, символ Лондона – знаменитые красные телефонные будки. 

После закрытия станции сохранность огромного кирпичного здания оказалась под угрозой, его даже начали сносить, но общественность заступилась за творение известного архитектора. В 2000 году по заказу Галереи Тэйта здание реконструировали, оборудование вывезли, а в стенах бывшей электростанции стали выставляться полотна и инсталляции современных художников. До недавнего времени одно из выставочных помещений носило название Турбинный зал и предназначалось для демонстрации самых крупногабаритных работ.

Похожая судьба сложилась у римской городской электростанции Монтемартини, закрытой из-за неэффективности в 60-х годах прошлого века. Правда, создатели расположившегося в её стенах одноимённого археологического музея даже не стали вывозить оборудование. Древнеримские скульптуры и другие артефакты, найденные в Риме во время раскопок, выставляются в Музее Монтемартини прямо на фоне остановленных котлов и генераторов. Это способствовало росту популярности музея и превращению его из бывшего запасника Капитолийских музеев в самостоятельный культурный объект.

Техника и музыка

То, что энергетические конструкции могут сами по себе потрясать воображение обычного человека, свидетельствует тот факт, что в ряде стран в помещениях бывших электростанций открываются политехнические музеи, и расположенное в них электрооборудование выполняет роль экспонатов на фоне других технических устройств. 

В Сиднее самый большой в Австралии музей науки и техники так и называется – The Powerhouse Museum – и находится в бывшей трамвайной электростанции. Эта станция примечательна сроком своей жизни – введённая в эксплуатацию в 1882 году, она была закрыта только в 1963 году с упразднением трамвайного депо, для снабжения которого создавалась. 

В Дании Музей промышленности и дизайна (Danmarks Industrimuseum) в городе Хорсенсе не только демонстрирует оборудование закрытой городской электростанции, но и имеет возможность показывать его в работе: паровые и дизельные двигатели по-прежнему на ходу. 

В бывшей первой центральной электростанции Вильнюса сейчас размещается Музей энергетики и техники, в котором можно посмотреть на отслужившие свой срок котлы, турбины и генераторы. Аналогичный музей в закрытой электростанции есть и в другой прибалтийской столице – Таллине. 

В норвежском Рьюкане музей открыт в ГЭС Веморк, в середине XX века снабжавшей электроэнергией фабрики Norsk Hydro по производству селитры и водорода, а попутно и тяжёлой воды. После вывода производств из города электростанция превратилась в музей энергетического оборудования.

rukan.jpg

Просвещение граждан – не единственная функция, которую берут на себя закрытые электростанции. В Берлине в реконструированной привокзальной электростанции, построенной в традициях социалистического неоклассицизма в 1950-х годах, с начала нашего века располагается самый популярный танцевальный клуб Германии – Berghain. С техникой этот клуб роднит лишь то, что его основное музыкальное направление – техно. 

berghain.jpg

Свой клуб в стенах бывшей первой угольной электростанции есть у Сингапура. Впрочем, вечеринки на фоне индустриальных пейзажей давно уже не редкость. Не последняя причина – хорошая акустика просторных промышленных зданий. Это свойство использовали создатели уникального органа в крымской Ливадии, установленного в помещении восстановленной электростанции Ливадийского дворца. Построенная одновременно с возведением дворцового комплекса в начале XX века, царская электростанция после революции последовательно была столовой, клубом, лагерем для немецких военнопленных, складом и просто заброшенным зданием, пока, отразив в своей судьбе все перипетии истории, не превратилась в концертный зал, действующий и по сей день.


Другие пользователи читают

Водород на пути к потребителю

Водородная энергетика уже несколько лет считается наиболее перспективным направлением, которое должно заменить традиционную...

15 февраля 2023 в 14:33