15 апреля 2016 в 13:59
Продолжение. Начало читайте здесь.
Динозавры атомного века – Часть 2
Продолжаем разговор об экспонатах Политехнического музея Москвы, которые ушли в историю, так и не выполнив миссию, возлагавшуюся на них конструкторами. В первой части публикации мы начали рассказ о модели передвижной атомной электростанции, которая предназначалась для снабжения электроэнергией отдалённых районов Русского Севера и Сибири, но так и не пошла в серийное производство.
Жертва Чернобыля
В середине 1960-х у АЭС ТЭС-3 появился сильный конкурент в братской Белоруссии. Институт ядерной энергетики АН Белорусской ССР взялся за разработку мобильной АЭС на колёсном ходу. Основные задачи перед разработчиками стояли те же: нужна была манёвренная и максимально безопасная электростанция для энергообеспечения военных объектов в удалённых районах. Однако требования к эффективности и транспортабельности станции были выше. В частности, КБ предстояло обеспечить возможность переброски АЭС железнодорожным, водным или воздушным транспортом за счёт значительного уменьшения веса и габаритов установки. Мощность станции была заявлена вдвое меньше, чем у ТЭС-3, –0,6 МВт.
Непосредственно работы над проектом, получившем в итоге название «Памир-630Д», начались в 1973 году. После многолетних исследований вместо водо-водяного реактора было предложено ноу-хау белорусских конструкторов – одноконтурный газоохлаждаемый реактор с тетраоксидом диазота в качестве теплоносителя. Замкнутый цикл работы позволил обеспечить требуемые компактность и эффективность реактора. На одной загрузке топлива «Памир-630Д» мог работать до пяти лет, тогда как ТЭС-3 – до одного года. д Размещаться реактор с обслуживающими системами должен был на модифицированном колёсном тягаче МАЗ-537 «Ураган» с полуприцепом грузоподъёмностью 65 т. Это была самая тяжёлая часть «Памира-630Д». Турбогенератор размещался на таком же тягаче с прицепом. Далее шли два грузовика с системой управления и жилыми конструкциями для 28 человек, которые, как предполагалось, будут обслуживать электростанцию.
Электрический пуск экспериментального образца передвижной АЭС состоялся в 1985 году. Станция успешно проработала почти год. Но события 1986 года заставили серьёзно пересмотреть отношение к атомной энергетике, надолго затормозив развитие многих проектов в отрасли. После аварии на Чернобыльской АЭС безопасность передвижной атомной станции была подвергнута сомнению, и в 1988 году проект «Памир-630Д» закрыли.
Реинкарнация через космос
К началу 2000-х постчернобыльский шок во многом удалось преодолеть. С возобновлением интереса к мирному атому начали оживать старые проекты, но уже в новом обличье. Идея передвижных АЭС не только по-прежнему актуальна, но уже почти получила своё материальное воплощение, правда, не на суше, а в воде – в виде плавучей атомной теплоэлектростанции. Первый проект ПАТЭС (плавучая АЭС «Север») так же, как и сухопутной ТЭС-3, возник в середине прошлого века и тогда же был признан неэффективным и заморожен. В 2007 году «Росатом» начал строительство ПАТЭС «Академик Ломоносов» электрической мощностью 70 МВт и тепловой мощностью 300 МВт. Созданный на основе энергоустановки атомных ледоколов плавучий энергоблок предназначен для энергообеспечения портовых городов и работающих на шельфе нефтегазовых предприятий. Запуск первой ПАТЭС несколько раз переносился, по новому графику он должен состояться в 2017 году.
Но и тема сухопутных передвижных атомных станций ещё не закрыта. Входящий в состав АО «Атомэнергопром» ОАО «НИКИЭТ» ведёт разработку транспортабельной энергоустановки малой мощности «ГРЭМ», прототипами для которой послужили установки космического базирования. В основе «ГРЭМ» – газоохлаждаемый реактор со смесью гелия и ксенона в качестве теплоносителя. Предполагается, что блок электрической мощностью 1 МВт и весом от 45 до 55 тонн будет перемещаться так же, как и «Памир-630Д», на колёсном тягаче «Ураган». Сколько всего таких тягачей потребуется для энергоблока и сопутствующих систем, определят дальнейшие НИОКР, а поедут ли эти тягачи доставлять энергию на Крайний Север и в Сибирь, видимо, покажет время.
В статье использованы материалы с сайтов ГК «Росатом», АО «ГНЦ РФ – ФЭИ им. А. Лейпунского», АО «ОКБМ Африкантов», АО «НИКИЭТ», информационного портала «Военное обозрение», журнала «Популярная механика», агентства «Атоминфо».