«Социальная норма: путь в никуда или «рабочий» механизм?»

В настоящее время активно обсуждается инициатива Минэнерго России о введении социальной нормы электропотребления населением в размере 300 кВт/ч на домохозяйство в месяц. Другое название предлагаемых изменений – введение дифференцированных тарифов (градация), но суть от этого не меняется: ставка тарифа для населения будет зависеть от объёмов потребления. Предполагается, что расчёт за электроэнергию бытовыми потребителями в этом объёме будет осуществляться по действующим тарифам.

Ирина Золотова

Сегодня в России тарифы для населения на 23% ниже цен на электроэнергию для прочих потребителей, что противоречит экономической логике (в странах Европы цены для прочих потребителей в среднем в 1,6 раза ниже цен для бытовых потребителей). Объём сверх социальной нормы должен быть оплачен по повышенному тарифу (потребление сверх 500 кВт/ч предлагается оплачивать по экономически обоснованной цене, которая, по нашим оценкам, в среднем по стране в 1,8–2 раза выше действующего уровня).

Не вызывает сомнений обоснованность, правильность и своевременность предлагаемого механизма дифференциации тарифов для населения. При этом непосредственно сам способ реализации – размер соцнормы – вызывает вопросы. И главный из них – позволят ли такие «ступени» по объёмам потребляемой энергии решить целевую задачу, ради которой и предлагается введение данного механизма, – ликвидировать (сократить) перекрёстное субсидирование в отрасли.

В соответствии со статистическими данными превышение указанной величины «социального» электропотребления в средних величинах наблюдается лишь в шести субъектах РФ (рис. 1). При этом три из них – это субсидируемые регионы Дальнего Востока, для потребителей которых сегодня действуют меры тарифной поддержки, реализуемые через механизм межтерриториального перекрёстного субсидирования (так называемая «дальневосточная надбавка» к ценам на мощность, поставляемую в ценовых зонах оптового рынка). Кроме того, в списке регионов «с превышением» – Иркутская область (свыше 500 кВт/ч) и Республика Хакасия (свыше 350 кВт/ч) – территории со сравнительно низким уровнем средних розничных цен на электроэнергию (ниже 2 рублей за 1 кВт/ч при среднем по России – 3 рубля за 1 кВт/ч), что позволяет потребителям данных субъектов использовать электрическую энергию как альтернативу более дорогой тепловой энергии (другими словами, здесь отапливают помещения с помощью электроприборов).

График.png

В среднем по России месячный объём потребления электрической энергии домохозяйством составляет 225 кВт/ч, 32 региона превышают указанный средний уровень.

Введение рассматриваемого механизма дифференцированных тарифов для бытовых потребителей с «социальной» ступенью электропотребления в размере 300 кВт/ч позволит лишь прекратить наращивать объём перекрёстного субсидирования, сохранить его на текущем уровне. Необходимо понимать, что при прочих равных условиях размер «перекрёстки» в перспективе будет увеличиваться (до 5 млрд рублей в год) только под влиянием фактора роста электропотребления населением (по оценкам экспертов ежегодный прогнозный прирост составляет 1,5%). Таким образом, предлагаемая мера бесспорно уже является положительным шагом в решении многолетней проблемы российской энергетики (за 15 лет объём перекрёстного субсидирования в России вырос в 4 раза и сегодня составляет почти 300 млрд рублей), но всё же недостаточной с точки зрения обеспечения результативности мероприятий по достижению поставленных целевых ориентиров (в соответствии со Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации – к 2022 году объём перекрёстного субсидирования должен быть доведён до 45–50 млрд рублей в ценах 2012 года).

Выполненные нами модельные расчёты показывают, что снижение величины социальной нормы до среднероссийского уровня (225 кВт/ч на домохозяйство в месяц) позволят к 2022 году сократить объём перекрёстного субсидирования на 15%. Существенного сокращения объёмов перекрёстного субсидирования к 2022 году (при прочих равных условиях) можно достичь при установлении «социальной» ступени на уровне не выше 175 кВт/ч.

Необходимо отметить, что уже сегодня в ряде регионов России цены на электроэнергию для населения близки к экономически обоснованным уровням, и установление ступенчатых тарифов в этих субъектах будет иметь больше формальный характер – фактический платёж бытовых потребителей за электроэнергию не изменится. Нельзя исключать и фактор «рационального поведения» – увеличение цен на электроэнергию будет стимулировать граждан к повышению эффективности (экономичности) использования электроэнергии.

В общем, введение соответствующих дифференцированных тарифов для населения наряду с использованием существующего в рамках действующего законодательства механизма адресной поддержки малоимущих граждан в части оплаты коммунальных услуг позволит заметно «продвинуться» в решении проблемы перекрёстного субсидирования при обеспечении социальной защиты населения.


17 октября 2018 в 09:16