Электромобили, долгое время считавшиеся транспортом будущего, становятся обыденностью. В США объём продаж электромобилей с подзарядкой от электросети вырос почти в два раза за последний год. Согласно достоверным прогнозам в следующие десять лет их количество будет расти на полмиллиона единиц в год, что существенно больше количества продаваемых сегодня моделей Toyota Camry.
Несмотря на быстрое развитие технологий для электромобилей, отрасль всё ещё сильно зависит от государственной политики. Например, федеральное правительство США предоставляет каждому покупателю электромобиля субсидии в размере 7500 долларов США. Такой внушительный размер государственной поддержки отчасти обусловлен распространённым мнением о том, что электромобили меньше загрязняют атмосферу. Электромобили действительно в основном покупают люди, которых явно волнуют проблемы экологии, причём аналогичная ситуация наблюдалась, когда начались продажи гибридных автомобилей, например Toyota Prius.
Тем не менее вопрос о том, безопаснее ли они для экологии, на самом деле зависит от того, откуда берётся электричество. Согласно результатам нашего исследования, которые созвучны итогам других научных изысканий, электромобили не всегда безопаснее для окружающей среды, если говорить о выбросах углекислого газа – загрязняющего вещества, который вызывает наибольшую озабоченность в связи с климатическими изменениями.
Электромобили и правда не выбрасывают в атмосферу отработавшие газы (у них даже выхлопной трубы нет!), а это значит, что они могут способствовать очищению воздуха. Однако электричество, которым заряжают электромобили, производится преимущественно на электростанциях, сжигающих уголь или природный газ, причём при сжигании угля воздух загрязняется сильнее всего. Другие источники электричества – ветряные, солнечные, гидро- и атомные электростанции – не выбрасывают загрязняющие вещества.
Чтобы понять, экологичнее ли в конечном счёте электродвигатели по сравнению с традиционными бензиновыми двигателями внутреннего сгорания, необходимо обратиться к статистическим расчётам и оценить ту долю в общем объёме выбросов во всей энергосистеме, которая приходится на производство дополнительной электроэнергии, необходимой для зарядки электромобилей. Мы произвели расчёты на основе данных за последние несколько лет (каждый день и каждый час) по всей стране и пришли к поразительным выводам.
Место и время зарядки электромобилей влияют на объём выбросов относительно других видов транспорта – традиционных и гибридных автомобилей. В определённых местах и в определённое время электромобили выбрасывают в атмосферу больше углекислого газа. Мы обнаружили, например, что при зарядке электромобиля ночью в верхней части Среднего Запада выбрасывается больше углекислого газа в расчёте на милю пробега, чем среднестатистическим традиционным автомобилем с бензиновым двигателем. На западе США и в штате Техас объём выбросов, приходящихся на долю электромобилей, напротив, всегда меньше даже по сравнению с гибридными автомобилями благодаря тому, что в этих регионах при производстве дополнительной электроэнергии для зарядки используется в основном природный газ, а не уголь.
В наших выводах учитываются способ производства электроэнергии и существующие технологии, определяющие эффективность транспортных средств. Но что такого может произойти в будущем, что позволит снизить объём выбросов, приходящийся на долю электромобилей, и, как следствие, частично решить проблему климатических изменений? Мы знаем, что в ближайшие годы традиционные автомобили будут всё более экономичными. Агентство по охране окружающей среды США почти в два раза повысило средний целевой показатель топливной эффективности автомобилей на 2025 год. В то же время производители электромобилей стараются существенно увеличить расстояние, которое можно проехать без подзарядки.
Однако главным фактором, определяющим уровень выбросов для электромобилей, остаётся способ производства электроэнергии. В этой проблемной области как раз и соприкасаются будущее электромобилей как средства решения проблемы климатических изменений и будущие изменения в режиме регулирования электростанций. Сегодня Агентство по охране окружающей среды США разрабатывает план развития экологически чистых технологий производства электроэнергии (Clean Power Plan), который направлен на сокращение объёма выбросов на электростанциях. Этот план вместе с другими правилами призван повысить уровень экологической безопасности в секторе производства электроэнергии и сделать электромобили действительно экологичным видом транспорта в будущем.
Более 100 лет назад электродвигатели были преобладающей и самой перспективной технологией в производстве личного автотранспорта. Однако нефть выиграла в той битве и господствовала в XX веке. Сегодня электричество готово отыграть позиции и питать транспортный сектор в этом веке. Такой перемене в основном способствует беспокойство по поводу происходящих климатических изменений, поэтому сегодня важно внедрить такую политику, которая позволит решить, а не усугубить проблему с помощью электромобилей.