4 апреля 2016 в 19:05
Теплосети лопаются от регулирования
Завершающийся отопительный сезон подтвердил опасения энергетиков: счёт аварий в системах теплоснабжения крупных городов пошёл на тысячи. Если правительство продолжит тормозить реформу отрасли и дальше, через несколько лет без тепла зимой могут остаться десятки городов. Пока тарифы провоцируют рост издержек, инвесторы не начнут модернизировать изношенные теплосети и ТЭС. Отдавать развитие инфраструктуры на откуп крупным генерирующим компаниям не хотят регионы, заинтересованные в сохранении муниципальных котельных и теплосетей. Но их политика приводит лишь к обветшанию систем и отказу промышленных потребителей от центрального теплоснабжения.
Пока правительство не предпринимает решительных шагов по либерализации рынка тепла, износ инфраструктуры теплоснабжения в крупных городах приближается к критическому уровню. Из-за аварий без тепла и горячей воды всё чаще остаются целые микрорайоны, констатировали 17 марта участники круглого стола «Текущее состояние систем теплоснабжения в стране: инерционный путь к деградации», организованного Либеральной платформой «Единой России». Этой зимой Минстрой взял под особый контроль ситуацию в Ижевске, Смоленске и Санкт-Петербурге, где в текущем отопительном сезоне произошли тысячи аварий. Из-за них на чиновников Ижевска даже завели уголовные дела, но уровень аварийности на теплотрассах всё равно не снизится без новых инвестиций, стимулов для которых пока нет, сетовали участники. Такими темпами через 3–5 лет на контроле Минстроя окажутся уже десятки городов.
Ожидается, что следующей зимой количество аварий в тепле продолжит неминуемо расти вслед за естественным износом теплосетей в большинстве российских городов. Чтобы уровень износа остался хотя бы на текущем уровне, необходимо поменять около 4% труб, но по факту обновляется в последние годы не больше 2,7% труб в год, сообщает Минэнерго. Это приводит к росту аварийных ремонтов, что до 10 раз дороже планового уровня. Те средства, которые ежегодно расходуются на сетевые потери и авральные ремонты, эффективнее было бы вкладывать в обновление инфраструктуры и более экономичные плановые ремонты. Но компании не готовы к масштабным инвестициям, поскольку не могут прогнозировать доходы будущих периодов. Цена вопроса велика: на теплоснабжение приходится 2,1% ВВП России, услуги составляют в среднем половину платежей граждан за ЖКХ.
Реформу тормозят регионы и выборы
Тем временем переход на свободное ценообразование в тепле в рамках предельных уровней (цена альтернативной котельной) продвигается тем медленнее, чем ближе выборы в разные уровни власти. Так, этой осенью предстоят выборы депутатов Госдумы, депутатов региональных парламентов и глав нескольких регионов, поэтому любые тарифные решения, угрожающие ростом тарифов и последующим социальным негативом, воспринимаются болезненно. Не легче станет в 2017 году, когда начнётся президентская избирательная кампания. При этом Минэнерго планирует определиться в этом году, какие 10 крупных городов станут пилотами по переходу на новую систему тарифообразования в тепле в 2017 году. Ранее дорожной картой, утверждённой правительством, был предусмотрен постепенный переход на тарифообразование по методу альтернативной котельной начиная с января 2016 года, с доведением цены до предельного уровня к 2020 году.
Чтобы стать пилотом, городу необходимо иметь утверждённую на уровне Минэнерго схему теплоснабжения до 2030 года и единую теплоснабжающую организацию (ЕТО), соответствующую установленным критериям. Схемы до сих пор не утверждены ещё в восьми городах с населением более 500 тысяч человек, хотя они должны были быть подготовлены ещё в 2013 году. В числе аутсайдеров – Челябинск, Тюмень, Астрахань, Кемерово, Тула, Севастополь и Красноярск. Чтобы мотивировать региональные власти, Минэнерго предлагает вводить административную ответственность вплоть до дисквалификации для чиновников, не подготовивших схемы в срок. Кроме того, вице-премьер Дмитрий Козак поручил оценить ущерб от отсутствия схем для передачи материалов в Генпрокуратуру. В подготовленных схемах Минэнерго не устраивает, что регионы предлагают строить новые котельные, сохраняя низкую загрузку ТЭЦ, где производство тепла обходится дешевле. Такие варианты, как правило, затратнее реконструкции действующих ТЭЦ и приводят только к росту тарифов и субсидий в долгосрочной перспективе. Регионы также настаивают на назначении ЕТО местных владельцев квартальных теплосетей, накопивших долги перед основными производителями тепла. Выбор пилотов осложняет то, что они назначаются не директивно, а по инициативе губернаторов, которые в случае заниженных тарифов на тепло вряд ли захотят участвовать в тарифном эксперименте. Также до сих пор не утверждена методика расчёта предельной цены, обсуждаются необходимые расходы альтернативной котельной.
Доктор, сколько нам осталось?
Тем временем инфраструктура теплоснабжения находится в плачевном состоянии. Из-за высоких издержек устаревшего оборудования ТЭС не проходят рыночный отбор мощности, и около 5,2 ГВт дорогих, но необходимых из-за рисков теплоснабжения станций получают высокий «вынужденный» тариф на мощность. Решить их дальнейшую судьбу, когда тариф перестанет действовать, предстоит регионам, ответственным за теплоснабжение. Как показал в презентации на круглом столе 17 марта замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко, только четверть котлов на российских ТЭС моложе 25 лет и 36% турбин моложе 30 лет. Работают и установки, возраст которых перевалил за полсотни лет: старше полувека – 23% котлов и 18% турбин, говорится в презентации Минэнерго. Физический износ 68% теплосетей в стране достигает 100%. Потери в теплосетях оцениваются в 30%, хотя в схожей по климату Швеции равняются всего 8%. Из-за технологически отсталых систем распределения и плохой регуляции тепла во внутридомовых системах производители тратят ежегодно около 100 млрд рублей на так называемые перетопы.
Издержки на производство тепла раздуты из-за неэффективного использования тепловых мощностей: коэффициент использования установленной мощности на ТЭС в среднем составляет 20%, у котельных – 15%, отмечает Минэнерго. Производители тепла страдают от хронических неплатажей управляющих компаний и МУПов, общий долг только перед крупной генерацией достигает 180 млрд рублей. Неэффективность систем теплоснабжения приходится субсидировать из бюджета – дотации составляют около 150 млрд рублей в год и компенсируют около 10%. Но производство тепла при этом зачастую остаётся убыточным, поскольку потребности в субсидиях приближаются к 200 млрд рублей, рассказал Вячеслав Кравченко. Сложившейся ситуацией, по его мнению, недовольны все – потребители тепла, тарифы которых ежегодно растут без повышения надёжности, бизнес, лишённый инвестиционных стимулов, и государство, нагруженное избыточным регулированием и бюджетными издержками.
Как вернуть потребителя
В ассоциации «Совет производителей энергии» отмечают, что по действующему принципу ценообразования максимальный тариф на тепло устанавливается для наименее эффективных источников, поэтому производители тепла лишены стимулов проводить модернизацию своих мощностей. При этом тариф для населения, потребляющего 75% тепла, сдерживается государством (предельный рост платы за коммунальные услуги – 4% в 2016 году), констатируют в ассоциации, а доля промышленности, субсидирующей население, катастрофически сократилась в структуре потребления в последние 20 лет. Чтобы избавиться от оплаты перекрёстки, промышленные потребители отключаются от централизованного теплоснабжения, строят свои котельные, а отпуск ТЭЦ падает, признают генерирующие компании. Поставщики тепла живут в состоянии постоянного кассового разрыва из-за необходимости внесения авансов за газ, хотя тепло оплачивается только по фактическому потреблению. В совокупности эти проблемы отражаются на возможностях по обновлению оборудования теплосетей.
Первостепенной мерой для отрасли ассоциация считает назначения ЕТО в крупных городах, несущих финансовую и административную ответственность за надёжное теплоснабжение. Основой рынка тепла в перспективе должны стать долгосрочные договоры с поставщиком, очищенные от перекрёстного субсидирования с населением. Отмена тарифного регулирования стимулирует снижение операционных издержек и позволит привлекать заёмные средства для модернизации систем, заключают в ассоциации.
Автор: Анастасия Фомичёва, корреспондент газеты «Коммерсантъ»