30 октября 2014 в 18:16
КОМ: рынок получил ценовой шок
Итоги конкурентного отбора мощности на 2015 год поставили российский рынок в сложную ситуацию. Надо закрывать или консервировать «лишние» энергоблоки, но что считать лишним и по каким правилам это делать – пока не определено. Варианты того, как «перезагрузить» рынок мощности, обсуждались на конференции «Приоритеты рыночной электроэнергетики в России», организованной «Советом рынка». «Переток.ру» представляет ключевые тезисы участников конференции.
Источник: сайт НП «Совет рынка»
Максим Русаков, начальник Управления развития конкурентного ценообразования НП «Совет рынка»:
– В России реализуется программа строительства новых мощностей по договорам поставки мощности, в рамках которой уже введено 18 ГВт. Вводятся новые атомные станции, есть программа по вводу ВИЭ, растут объёмы собственной генерации потребителей. При этом спрос на электроэнергию не растёт, старые станции не выводятся. В этом году избыток – 15 ГВт, и он, по прогнозам «Системного оператора», вырастет до 22 ГВт в 2017 году. Надо определиться, что мы будем делать. Можно не платить деньги тем, кто не прошёл, и смотреть, выживают или нет. Не выжил – закрылся. Но может быть так, что в 2020-х годах спрос вырастет, и мы будем вынуждены строить что-то новое. Второй вариант – это консервация. Это то, что никогда не делали: определить объекты, которые могут быть востребованы, и давать им минимальную плату. И третий вариант – выстраивать долгосрочные планы, чтобы не получилось так, что сейчас мы вывели мощность из эксплуатации, а в 2020 году эта мощность будет востребована.
Фёдор Опадчий, заместитель Председателя Правления ОАО «Системный оператор ЕЭС»:
– Нужно разрабатывать процедуры вывода из эксплуатации, а также попытаться найти устраивающие всех подходы к консервации. Сейчас консервация как процесс существует, у нас есть небольшое количество законсервированного оборудования. Но сейчас это решение компании, владельца объекта, у неё нет обязательств перед рынком, а у рынка – перед этим генератором. И большой вопрос, можно ли это оборудование потом расконсервировать.
Мы считаем, что должны быть процедуры, которые позволят консервировать объекты с обязательствами. И нужно обсуждать, что это за обязательства: требуется ли расконсервировать это оборудование раз в год, раз в три года? Это вопрос, на который пока нет ответа. Возможно проведение отборов на консервацию.
Безусловно, начатую Минэнерго в прошлом году разработку нормативных актов по консервации нужно доводить до работоспособного механизма. Процессы небыстрые: даже если мы завтра получим постановление правительства с модернизированными правилами вывода из эксплуатации, мы не уберём 20 ГВт избытка 2016 года. Но процесс надо запускать, и в интервале двух-трёх лет значимый объём мощности может быть выведен в комфортном и для тепла, и для электричества режиме, если удастся договориться про детали этой процедуры.
Переходу к долгосрочному отбору мешает та ситуация, которую мы видим сейчас. Невозможно дать точный прогноз, что будет в экономике через четыре года. Мы закрепим это обязательствами, а сценарий не реализуется. Что мы с этим будем делать?
Дмитрий Пономарёв, директор по работе с органами власти и общественными организациями группы компаний En+ Group:
– Платёж потребителей за электроэнергию включает всё: и генерацию, и сети, и инфраструктуру. В этой связи я за то, чтобы смотреть снизу вверх, от конечного платежа. Что касается рынка мощности, как кажется, сейчас риски на стороне потребителей. После отбора мощности вне зависимости от того, снижается потребление или растёт, мощность будет оплачена. В таком подходе рынка на самом деле нет.
Юрий Ерошин, вице-президент по управлению портфелем производства и трейдингу ОАО «Фортум»:
– Рынок получил ценовой шок: на прошедшем КОМ генерирующие компании получили существенное снижение цены. Но если это рыночная цена, мы относимся к этому позитивно, но важно, чтобы она была рыночной и давала соответствующие сигналы.
Сейчас для рынка мощности наступили решающие дни, когда он должен сказать – жить ему или нет. В ближайшее время на правительственную комиссию (по информации «Перетока», правкомиссия запланирована на середину ноября) выходят 80 электростанций, более 320 объектов генерации, по которым должны быть приняты решения о присвоении статуса вынужденного генератора. И если такие решения будут приняты в отношении всех или почти всех объектов, рынок попадёт в состояние анабиоза, потому что смысла участвовать в конкурентном отборе мощности не будет. У генераторов будет возможность просто уйти в вынужденный режим и получать компенсацию своих затрат. Если статус не будет присвоен почти никому, встанет вопрос о выживаемости определённых объектов генерации, что приведёт к серьёзным последствиям для энергосистемы.
Павел Шацкий, первый заместитель генерального директора ООО «Газпром Энергохолдинг»:
– Если сопоставить ту генерацию, которую мы сами планировали вывести к 2020 году и ту, которая не отобрана в ходе КОМ, будет пересечение всего примерно на 20%. Если бы это был долгосрочный отбор, то значительная часть неотобранной генерации начала бы выводиться, потому что её невозможно эксплуатировать без возмещения своих затрат. Но и «свою» генерацию, даже отобранную, мы скорее всего тоже вывели бы. И получили бы ситуацию вывода значительно большего объёма мощности.
У «Газпром энергохолдинга» не отобралось 4,8 ГВт угольных мощностей, из них около 1,5 ГВт – расположенные в европейской части России. И в перспективе угольные станции не будут проходить КОМ, что приведёт к снижению доли угольной генерации. Возможно, это пока не страшно, но что если случится холодная зима, как в 2011–2012 годах? Тогда мы на угольных и газомазутных станциях сэкономили гигантское количество газа, чтобы не сорвать экспорт.
Мы не учитываем и то, что у нас сейчас в энергосистеме 22 ГВт новых парогазовых мощностей, и 99% деталей этих ПГУ по происхождению – иностранные. Цикл между полной реновацией, когда нужно восстановить всю «горячую» часть ПГУ, – всего четыре года. И за это время в случае ужесточения секторальных санкций можно потерять эти 22 ГВт из-за невозможности эксплуатации.
Максим Быстров, Председатель Правления НП «Совет рынка»:
– Консервировать мощности надо, это вряд ли для кого является новостью. Проблема в том, что консервировать. Специалисты понимают, что те 15 ГВт, которые не отобрались, в большинстве своём не отобрались случайно, и это совсем не критерий, что закрывать надо именно их. А КОМ должен быть критерием того, какую мощность надо выводить, а какую – оставлять.
Вячеслав Кравченко, заместитель Министра энергетики РФ:
– Прошедший конкурентный отбор мощности вызывает озабоченность как минимум по той причине, что сложившаяся цена никоим образом не отражает фактического состояния дел в этом секторе. Существующая модель КОМа несправедлива. И генераторы «словили» этот эффект, когда эффективная генерация была вытеснена неэффективной, уже много раз самортизированной. Можно радоваться тому, что цена пошла вниз, но это неадекватная, неправильная для рынка цена. Она не даёт никак стимулов, для того чтобы генерация в дальнейшем развивалась.
В существующих условиях проводить КОМ на четыре года, на мой взгляд, нецелесообразно. Что мы получим в результатах четырёхлетнего отбора? Цену в лучшем случае с учётом инфляции, в которой не сильно будут заинтересованы генераторы, потому что никто ничего в этих условиях делать не будет. Я лично не являюсь сторонником долгосрочного КОМа. В моём понимании была бы более правильной система долгосрочных договоров, когда производитель и потребитель, зафиксировав цену, несут ответственность за свои прогнозы и финансовое состояние.
В этом году надо обязательно «поставить шлагбаум» на пути неэффективной генерации, иначе мы будем иметь все эти десятки гигаватт, за которые впоследствии будут платить потребители.
С высокой степенью вероятности правительственная комиссия удовлетворит почти все заявки на присвоение режима вынужденного генератора.
Автор: Анна Милина