Bloomberg: Энергоснабжение на основе топливных элементов будет способствовать росту спроса на платину

Сегодня цены на платину находятся на самом низком уровне за последние пять лет, поэтому компания Anglo American Platinum Ltd. (AMS) ищет способы стимулирования спроса на этот драгоценный металл с помощью систем, производящих электроэнергию в отдалённых районах.

Bloomberg: Энергоснабжение на основе топливных элементов будет способствовать росту спроса на платину

Источник: Bloomberg

Платина, которая сегодня используется преимущественно в ювелирных украшениях и автомобильных каталитических конвертерах, обладает уникальной способностью реагировать с водородом, благодаря которой она эффективна как катализатор в топливных элементах. Anglo American Platinum и канадская Ballard Power Systems Inc. (BLD) проводят совместные испытания процесса энергоснабжения на основе топливных элементов, чтобы проверить, можно ли с его помощью наладить освещение в отдалённой деревне.


Испытание, проводимое в ЮАР, где добываются самые большие объёмы платины в мире, может в конечном счёте привести к более широкому распространению топливных элементов как источника электроэнергии в развивающихся регионах. Более 1,3 млрд людей во всём мире живут без электричества, и почти половина из них проживает в странах Тропической Африки согласно информации Международного энергетического агентства.

«Если вы ждали хороших новостей о платине, то рост спроса на топливные элементы определённо должен вас порадовать», – сказал по телефону Майкл Кавана (Michael Kavanagh), аналитик из компании Noah Capital Markets (Pty) Ltd. в Кейптауне.

В деревне Наледи Траст, расположенной примерно на 200 километров (124 мили) южнее Йоханнесбурга, по меньшей мере пять лет не было электричества, пока Anglo American Platinum и Ballard Power Systems не закончили установку системы в июле. Топливные элементы обладают мощностью примерно 15 киловатт, сообщила Клинта Пиллей (Kleantha Pillay), руководитель отдела рыночного развития Anglo American Platinum, крупнейшей компании по добыче платины в мире. Испытание продлится по меньшей мере год.

Топливные элементы
«Мы никогда прежде не испытывали мини-сеть на основе топливных элементов, – сказала Клинта Пиллей. – Включать свет жителям деревни должно быть так же просто, как и нам с вами».

Система в Наледи Траст работает на метаноле. Водород извлекается из топлива и подаётся через мембрану. В этот момент в ходе химической реакции, в которой платина участвует в качестве катализатора, производится электроэнергия.

В топливных элементах используется около 2,5–3 граммов платины на один киловатт генерирующей мощности, поэтому система, питающая светильники и холодильники в деревне, содержит около 45 граммов (1,59 унций) этого металла.

Затраты на развёртывание мини-сети на основе топливных элементов составляют около 200 000 долларов США. Если учесть операционные и капитальные затраты в следующие 20 лет, энергоснабжение 35 домов в Наледи Траст стоит 1,05 доллара США/киловатт-час.

По данным горнодобывающей компании Amplats в Йоханнесбурге, примерно столько же стоит строительство 8 километров национальной электросети. Топливные элементы могут стать менее дорогостоящим способом снабжения электроэнергией населённых пунктов, расположенных на расстоянии более 8 километров от национальной электросети и состоящих из 200 домов, каждому из которых требуется менее 3 киловатт-час в сутки.

Стимулирование спроса
Компании, добывающие платину, очень заинтересованы в распространении технологии топливных элементов, которое подстегнёт спрос на драгоценный металл, просевший в этом году на 13%. Такие системы также используются в качестве источников питания для вышек сотовой связи в отдалённых районах и вилочных погрузчиков, работающих на складах. Компания Amplats разрабатывает системы на основе топливных элементов, которые питают оборудование в деревенских школах и на добывающих предприятиях, включая головные прожекторы и электровозы.

Она также является одной из шести компаний, объявивших о создании Международного совета по вопросам инвестиций на рынке платины (World Platinum Investment Council), который будет стремиться к «развитию активного инвестиционного рынка» этого металла согласно заявлению в электронном письме.

Около 70% платины, добываемой каждый год, в итоге используется для создания украшений или производства каталитических конвертеров, контролирующих выбросы в автомобилях. По данным компании Johnson Matthey Plc., в Европе используется 25% всей добытой платины, при этом по уровню спроса европейские автомобилестроители уступают только китайским ювелирным компаниям.

Из-за неблагоприятной ситуации в европейской экономике в прошлом году автомобильный рынок показал худшие результаты продаж за последние 20 лет, а в этом году спрос растёт медленными темпами.

Транспорт на топливных элементах
Горнодобывающие компании тоже делают ставку на широкое распространение транспорта на топливных элементах в будущем, то есть электромобилей, работающих на топливных элементах, а не аккумуляторах. В июне компания Hyundai Motor Co. начала поставлять на рынок внедорожник, в котором применяется эта технология, а корпорация Toyota Motor Corp. вчера раскрыла подробные планы по запуску седана Mirai.

По оценкам IHS Automotive, к 2020 году мировой объём продаж малотоннажных автомобилей может достигнуть 100 млн штук. Если 1% этих автомобилей будет работать на топливных элементах, спрос на платину к этому времени может вырасти на 8%, сказала Клинта Пиллей.

Однако есть одно «но»: пока не ясно, смогут ли горнодобывающие компании удовлетворить потребности автомобилестроителей, сказал Майкл Кавана.

Новая отрасль
Он сообщил: «Факт в том, что в мире недостаточно платины, чтобы технология топливных элементов получила широкое распространение». По его словам, топливные элементы «останутся нишевой технологией, пока не станет понятно, как использовать меньше платины» в топливных элементах, применяемых в автомобилях.

Спрос на топливные элементы может в конечном счёте привести к образованию новой отрасли в ЮАР, где находятся самые большие разведанные запасы платины в мире и финансово неблагополучная государственная энергетическая компания, испытывающая трудности с удовлетворением спроса потребителей.

«Вся цепочка создания стоимости в секторе топливных элементов может находиться в ЮАР при условии достижения достаточного масштаба», – Годфри Олифант (Godfrey Oliphant), заместитель министра полезных ископаемых, сказал в августе, когда был запущен проект в Наледи Траст. По его словам, начиная со следующего года будет испытано не менее 300 топливных элементов в других деревнях.

Пока в Amplats оценивают систему на основе топливных элементов, жители Наледи Траст уже вынесли свой вердикт.

«Она работает очень хорошо, причём всегда, – сказал 92-летний Петрус Мвундла (Petrus Mvundla), стоящий возле своего неокрашенного четырёхкомнатного дома, опираясь на трость. – Люди довольны».



01 декабря 2014 в 14:00

мировой опыт, инновации, электроэнергия стоимость

Другие пользователи читают

Уценённый ДПМ от старения

Впервые озвученный лишь неделю назад вариант модернизации российской энергетики молниеносно превратился в фактически...

15 октября 2017 в 20:42
Мусорный компромисс

Власти практически определились с механизмом дальнейшего финансирования программы строительства мусоросжигательных заводов...

05 октября 2017 в 21:07
Антисанкционный манёвр во благо «Россетей»

Правительство России консолидирует электросетевой комплекс Крыма на базе создаваемого АО «Крымэнерго» и готово отдать в ...

22 сентября 2017 в 17:33
ДПМ без ручки

Основные игроки рынка альтернативной генерации, в том числе «Роснано», ратуют за сохранение механизма господдержки в её ...

10 октября 2017 в 20:45