Свободу перетокам

На оптовом рынке медленно, но верно продолжается укрупнение зон свободного перетока (ЗСП). Таким образом предполагается увеличить конкуренцию между генераторами, что должно благоприятно отразиться на ценах на мощность и электроэнергию. При этом, по расчётам «Системного оператора», в перспективе вместо существующих сегодня 23 ЗСП можно оставить всего четыре.

Свободу перетокам

Источник: shutterstock

6 сентября «Системный оператор» (осуществляет диспетчерское управление российской энергосистемы) завершил первый этап приёма ценовых заявок на конкурентный отбор мощности (КОМ) на 2014 год. При проведении КОМ на следующий год уже будет учитываться укрупнение зон свободного перетока. Так, ЗСП «Ростов» вошла в зону «Кубань», зона свободного перетока «Пермь» – в ЗСП «Урал». Таким образом, число ЗСП на территории России сократится за счёт их объединения с 23 (с таким количеством ЗСП проводился КОМ-2013) до 21.

Зона свободного перетока электрической энергии (мощности) – часть единой энергосистемы, внутри которой, как считается, нет технических ограничений на передачу электроэнергии от генераторов к потребителям. Так, в случае выбытия какой-либо мощности внутри ЗСП её можно свободно заместить другой.

Ранее на совещании под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева курирующий ТЭК вице-премьер Аркадий Дворкович завил, что в ближайшее время правительству будут представлены предложения по дальнейшему уменьшению числа зон свободного перетока. «На сегодня в строй введены на значительные расстояния объекты сетевого хозяйства. То есть сетевые ограничения снимаются. И это позволяет осуществить перетоки мощности между различными регионами и между различными зонами экономической активности», – отметил г-н Дворкович.

Зонная защита

Деление на зоны свободного перетока было введено в 2010 году для решения сразу нескольких задач. Во-первых, таким образом планировалось определить места для строительства новой генерации и, соответственно, решить балансовые задачи, связанные с производством и потреблением электроэнергии в единой энергосистеме с учётом существовавших тогда системных ограничений.

Во-вторых, действовавший на тот момент механизм оценки концентрации мощностей на рынке в двух исторически сложившихся ценовых зонах (первая – Европа и Урал, вторая – Сибирь) не устраивал ФАС. По мнению антимонопольщиков, такая оценка была не совсем корректной, поскольку масштаб рынка в условиях существования всего двух зон был слишком велик и формировал искажённые индикаторы. К тому же такое зонирование было неправильным и с технической точки зрения: из-за отсутствия инфраструктуры (в первую очередь сетевой) существовали значительные ограничения на перетоки электроэнергии.

Уже в 2010 году впервые состоялся конкурентный отбор мощности (КОМ), где заявлено 29 зон свободного перетока. Согласно нововведениям ФАС должна была ежегодно проводить анализ экономической концентрации в ЗСП. По результатам проверки в тех зонах, где уровень конкуренции оказывался недостаточным, вводился предельный размер цены на мощность (price-cap) в целях исключения возможности манипулирования ценами.

Спустя некоторое время ценовые ограничения в ряде ЗСП были сняты, однако практика показала, что не все участники рынка были готовы играть по правилам. Например, после того как в 2012 году при проведении КОМ-2013 в ЗСП «Волга» было допущено свободное ценообразование, цена в ней превысила потолок цен других ЗСП для первой (европейско-уральской) ценовой зоны на 20%. Антимонопольщикам, усмотревшим в этом признаки манипулирования, удалось добиться отмены итогов КОМ. При повторном отборе цена снизилась на 30%, а против Волжской ТГК и ТГК-6 было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Практика установления потолка цен на мощность по-прежнему работает в большинстве ЗСП. Так, при проведении КОМ-2013 ограничения вводились в 18 из 23 зон свободного перетока. Но по большому счёту, проблему доминирования отдельных генераторов в ЗСП и их влияния на ценообразование такие ограничения не решают.

Очевидно и то, что цель, под которую создавалась существующая структура – отбор мест размещения новой генерации, – сегодня уже не столь актуальна: энергообъекты вводятся в рамках договоров предоставления мощности. А на другой вопрос – как стимулировать вывод неэффективной генерации – существующее деление рынка на зоны прямого ответа не даёт.

Обновить «расшивку»

Наиболее эффективным средством повышения уровня конкуренции оказалось укрупнение зон свободного перетока. Основная логика «расшивки» зон такова. При определении цен КОМ в ряде случаев не учитывается возможность поставки мощности между ЗСП, что приводит к неадекватно высокому влиянию ценовых заявок генераторов. Слияние соседних зон в свою очередь призвано стереть невидимую стену, ограничивающую выбор покупателей электроэнергии, и оживить конкуренцию между генераторами.

Расчёты «Системного оператора» показывают, что вместо существующих сегодня 23 ЗСП можно создать всего четыре. Один из наиболее реальных вариантов – две ЗСП в первой ценовой зоне (Европа и Урал) и две во второй (Восточная и Западная Сибирь). «Именно при такой структуре удастся достигнуть позитивного эффекта совмещения максимумов потребления мощности при определении спроса, – говорит представитель «Системного оператора». – Соответственно, для расчёта покрытия спроса потребуется меньшая мощность и механизм формирования цены в «большой» ЗСП будет более эффективен.

«Чем больше генераторов в зоне, тем выше конкурентная среда. А это в свою очередь в теории должно привести к снижению цены на мощности, что хорошо для потребителей», – отмечает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. По его мнению, в более отдалённой перспективе на рынке и вовсе должно остаться и только две ЗСП – по количеству ценовых зон, как это было раньше.


Автор: Мария Истомина

Другие пользователи читают

Невыводимая мощность Татарстана

Минэнерго РФ по просьбе «Татэнерго» отложило вывод из эксплуатации четырёх энергоблоков (№№ 5,6, 11, 12) Заинской ГРЭС...

12 марта 2024 в 21:57
Сбыт ликвидных сбытов

Спустя несколько дней после подписания закона, который даёт Федеральной антимонопольной службе (ФАС) право с 2030 года...

19 февраля 2024 в 18:06